Вера и Жизнь 3, 1983 г.
- Явился примиритель
- Не откладывай!
- Симптомы кризиса
- Возвращение
- Когда я силён
- Наш хлеб
- Для размышления
- Единственно верный путь
- Слово о матери
- Алмаз
- Вера и жизнь
- Сердце на ладони
- Как это было
- Этот безумный жестокий мир
- Жизнь, как она есть...
- В развалинах Древнего Рима
- Высокое призвание
- Спрашивайте - отвечаем
- "Бес наготы"
- "Посредник..."
- Почему я верю в... Библию?
- Язык наш - враг наш
- Смерть ветхому человеку
- Саранча
- Для больших и маленьких
- Вести отовсюду
- Солнца не заслонить!
- Странички из блокнота
- Письма наших читателей
- Только факты
Этот безумный жестокий мир
Фридгельм Кениг
В этой статье нам предстоит ответить на вопрос: добр ли человек по своей природе? Что представляет собою мир, в котором мы сегодня живем?
Немецкий философ Иммануил Кант, родоначальник так называемой классической философии, оптимистически провозгласил: «Все люди в принципе равны, разумны и добры. Просвещение приведет человечество к счастливому прогрессу». Кант определил просвещение как «освобождение человека, оказавшегося по своей вине в неволе». Сегодня многие люди разделяют мнение Канта. Но так ли это на самом деле?
Вопреки всякой сомнительности, вера в счастливый прогресс стала фундаментом идеологии как на Востоке, так и на Западе. Многие спотыкаются об этот камень и падают, потому что они верят, что человек по своей природе добр. Но таких людей неизбежно ожидает разочарование. Кто верит в природную доброту человека, тот поражен слепотой и не знает самого себя. При этом мы абсолютно не желаем быть пессимистами, которые все видят только в мрачных красках. Но если в этом мире мы видим много причин для пессимизма, мы должны быть искренними и реалистами.
Как же выглядит сегодня мир в действительности? Что представляет собой человек?
Еще не забыты жертвы двух мировых войн: 10 миллионов убитых в первую мировую войну и 60 миллионов убитых во вторую мировую войну. Народы снова вооружаются в небывалых масштабах. Отчетная книга «Исследовательского Института Мира» в Стокгольме сообщила, что только в 1975 году, 30 лет спустя после самой кровопролитной войны, на вооружение было израсходовано 350 миллиардов долларов. А в это же самое время миллионы людей голодают и умирают с голоду, не имеют самого необходимого для жизни.
Страшно подумать о разрушительной силе атомных бомб, о биологическом и химическом оружии, о неописуемых ужасах в случае применения этого оружия.
Никогда так много не говорилось о прогрессе и гуманности, как в наше столетие.
И никогда раньше не было пролито столько крови, как в наше столетие. Те зверства, которые человек причинил другому человеку, вызывают у нас страх. Перед ними бледнеют средневековые пытки. Организация «Интернациональная Амнистия» в своем годовом отчете обвиняет более 100 государств, которые попирают элементарные права человека, хотя большинство из этих государств подписали декларацию прав человека. Многие люди влачат жалкое существование в концентрационных лагерях (их называют исправительными) и многие умирают там за свои убеждения.
ДИКИЙ ЗАПАД У ДВЕРЕЙ НАШЕГО ДОМА
Ежедневные события, происходящие у наших дверей, приводят людей в ужас. Бомбы взрываются в центре Лондона, на вокзалах, в универмагах больших городов. Угоняют самолеты и взрывают их в воздухе. Крадут детей и потом вымогают за них огромные суммы денег. В США каждые 3 минуты совершается ограбление, убийство или изнасилование и только каждое десятое из 11 миллионов преступлений в год удается открыть полиции. Воистину, можно ужаснуться.
Каждый день мы читаем в газетах о потрясающих преступлениях в Зап. Германии. Каждые 28 минут погибает человек в автомобильной катастрофе на дорогах ФРГ и каждые 42 минуты кто-то кончает жизнь самоубийством. Есть такие страны, которые не позволяют газетам печатать подобные сообщения, но от этого положение нисколько не лучше. Трагедия алкоголизма принимает ужасающие размеры и при этом положение на Востоке не лучше, а хуже.
Каждый год число преступлений в США возрастает на 15% и средний возраст преступников все уменьшается. Банды детей и подростков — не исключение. Пожилые люди стали пленниками страха. Они не осмеливаются выйти на улицу в больших городах даже днем: их грабят и терроризируют.
Бессовестные дельцы, в руках которых оказалась пресса и телевидение, показывают брутальное насилие, интимные, развращающие молодежь сцены возбуждают у них склонность к агрессии. Недостойные человека похабные фильмы и литература наводняют нашу страну. Не следует недооценить и оккультизма, преподносимого по телевидению в самом безобидном виде.
В статье «Опасная бомба замедленного действия» агентство прессы АП указывает на ужасный факт: дети Зап. Германии в возрасте от 5 до 15 лет видят на экранах телевизора 12 500 брутальных убийств. Вот где одна из главных причин растущей преступности среди подростков! Каждый гражданин ФРГ в среднем ежедневно проводит 2,21 часа перед экраном телевизора. Не лучше положение и в других цивилизованных странах.
Человек здравого мышления не может не видеть и не знать, что зло торжествует не только в мире, жестоком и ужасном, но и сам-то человек не добр по своей природе. Тяготение к злу — это его стихия. Даже такой противник христианства, как Ницше, в страхе произнес: «В этом подвале лают дикие псы. Не спускайте их с цепи!»
Что говорит современная парапсихология? Она подтверждает: «В тебе самом пропасть в ад. Скажи ему «да» и он успокоится». Так называемый психоанализ говорит: «Не надо думать. Не надо принимать решений». И большинство людей живут без всякой цели и, как мертвая рыба, плывут по течению воды. Человек не видит действительности. Его жизнь — хождение в тумане. Человек потерял направление и ориентацию. Ему не достает компаса.
ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ?
Слово Божие утверждает, что человек морально упал очень глубоко. С тех пор, как наши прародители подчинились голосу сатаны, грех ворвался в жизнь человека и пленил его. Это был неожиданный прорыв плотины, а не медленное сползание вниз. Первый сын наших прародителей стал братоубийцей. Библия определила человека так: «…Они умны на зло, но добра делать не умеют» (Иер. 4:22). «От подошвы ног до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем» (Ис. 1:6).
Это не то, что поцарапана скорлупа. Нет! Само зерно, его внутреннее естество — гнилое. Оно настолько испорчено, что исправить его невозможно.
Нам часто хотят внушить, что у человека есть еще тлеющая искра добра. Говорят: «Если эту искру сохранить и раздуть, то из нее разгорится прекрасное светлое пламя». Действительность, однако, говорит иначе: человек испорчен в своем корне и лечение ему не поможет.
Корни греха в его характере, в его натуре, в его крови, хотя для большинства людей грех уже не ассоциируется с их отношением к Богу. Грех — это не только поведение, нарушение общечеловеческих норм жизни, не простая погрешность против предписаний диеты. Грех — это беззаконие, разделение с Богом и, как результат, грех — это вечная погибель. Грех подобен лавине. Лавина начинается незаметно, но потом вырастает в ужасную разрушительную силу.
Откуда же приходит грех? Он просто существует, как хищный зверь, нас подстерегающий. Грех — это бурлящий вулкан. Грех существует, если бы даже старались его игнорировать. Последствия греха чувствительны и видимы всеми. Это замечает даже алкоголик, во всяком случае тогда, когда он валяется в канаве.
Грех нельзя устранить дискуссиями. Каждая граната, каждая бомба, каждое убийство — это грех. Но и любостяжание, и прелюбодеяние, всякая неправда и полуправда, как и притворная святость — тоже грех. Грех — это не иностранное слово, а страшная действительность. Кто не испытал этого в своей жизни? Наши газеты сообщают ежедневно о наркомании, о насилии, о развале семейной жизни. Грех — это реальность.
В одной коммуне жили молодые люди, стараясь практиковать новое общество, социальное равенство. Вначале все шло хорошо. Потом все разбрелись в разные стороны. Почему? Среди них произошла кража. Посыпались взаимные обвинения. Начались споры, подозрения. Каждый старался использовать другого для своей выгоды. Старые грехи всплыли наверх. Один из этих «коммунаров» сформулировал это так: «Раковая опухоль старого общества появилась в новой коммуне».
ХОРОШИЕ ЛЮДИ И ПРИТВОРЩИКИ
Это относится ко всем без исключения. В погибельном состоянии находятся не только распущенные люди, бесконтрольные, мошенники в белых и голубых воротничках, не только большие и малые прожигатели жизни, не только те, которые придерживаются девиза: «Поступай справедливо и не бойся никого», но и те, которые всегда стараются быть хорошими и добрыми, которые защищают доброе в человеке. «Все согрешили», — говорит Бог через Священное Писание. «Нет праведного, нет ни одного». Для этого не надо грабить банк, угонять самолет, изменять мужу или жене. Человек, таков как он есть — грешник, а следовательно — погибший.
Вы можете сказать: «Это невозможно. Ведь люди разные. Есть люди злые, а есть и добрые. Совсем злые и менее злые. Добрые и менее добрые». Это верно, когда мы смотрим с нашей, с человеческой позиции. И это согласуется с нашим жизненным опытом. Кто не замечает этой разницы, тот слеп для действительности. Есть люди влюбленные в самих себя, есть самоправедники, хорошие в своих очах. Но есть и самоотверженные люди, думающие о других и готовые помочь другим. Кто может оспаривать это?
Но это вид с нашей, земной позиции, омраченной испорченным миром. Туман, как ядовитое облако, лежит в низинах нашего горизонта. С небесной высоты все это выглядит иначе. Поверхность земли неровная: есть ущелья, долины, равнины, горы, но если посмотреть на землю с луны, вы ничего этого не увидите. Так и наши нравственные «высоты и долины» в очах абсолютно святого Бога — ничто. Хотя такой взгляд на вещи противоречит нашим представлениям, но Библия говорит нам ясно: «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 52:4). Если Библия говорит, что «все согрешили», то это значит, что и самые лучшие не без греха (Рим. 3:23). Это вовсе не значит, что Бог не замечает даже нам бросающуюся в глаза черту между добром и злом. Он — Всевидящий, разве не видит этого? Но это ничего общего не имеет с Его божественным приговором: «Все согрешили».
ХРИСТОС ИЩЕТ ПОГИБШИХ ГРЕШНИКОВ
Тихо и безлюдно у колодца Иакова, в Самарии. Немилосердно жжет полуденное солнце. У колодца отдыхает Иисус Христос. Он видит отверженную всеми женщину. Она пришла к колодцу в необыкновенное время, чтобы не встречаться с людьми. На нее все показывали пальцем, ее все презирали, как развратную.
Иисус Христос «пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10). Он поступает не так, как Его современники, избегавшие встречаться с этой женщиной. Возможно, ради нее Он и предпринял этот трудный путь в Самарию. Что же Он сказал ей? «Если бы ты знала дар Божий…» (Ин. 4:10). Христос показал ей ее первостепенную нужду — на радикальное обращение к Богу. Женщина тронута этой беседой, захвачена Христом, ибо Он Сам есть этот дар Божий.
Но вот перед нами совсем другая картина. Прохладная ночь. Профессор богословия и член окружного суда, уважаемый человек с доброй славой, наставник и судья, образованный и корректный во всех отношениях. Он пришел к Иисусу ночью. Что же сказал Ему Иисус? «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3).
Имя человека — Никодим. Ему не помогут его нравственные преимущества, его ученость, академические титулы, почет и уважение людей. Если он не переживет радикальное обращение к Богу, что Иисус назвал рождением свыше, в очах Божьих он в таком же положении, как и самарянка до обращения к Богу. Хорошие люди и притворщики — все нуждаются в обращении к Богу и рождении свыше, ибо без принятия Христа как личного Спасителя все — погибшие.
Два человека сели в один и тот же поезд. Один из них умный, добрый, другой — злой. Кондуктор проверил билеты и говорит им: «Господа, вы едете оба в противоположном направлении». Вот это Библия и называет грехом — ложное направление в жизни. Направление — подальше от Бога. И в этом поезде едут все люди. Спасение в одном — пересесть на другой поезд, отдаться Спасителю грешников — Христу!