+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 1989 г.

Что такое религия?

Широко говоря, религия есть отношение к абсолютному, к тому, что мы называем Богом. Так как это отношение есть у всякого - даже у атеиста - то и принято говорить, что у всякого есть своя религия. Но, принимаемая в таком широком смысле, религия может быть и правильной и неправильной, истинной и ложной, нравственной и безнравственной - в зависимости от того, что мы разумеем под абсолютной, высшей и последней ценностью мира и как к ней относимся - во что веруем и как веруем, что принимаем и что отвергаем.

Религия - как переживание - очень сложна. Ее непосредственное и специфическое переживание, дающее общение с Богом, есть молитва. Конечно, молитва, как мистическое устремление, как полет духа, как духовный экстаз, как вера и чувство, - не может ставиться рядом с наукой для какого бы то ни было сравнения.

Между религией в этом смысле и наукой может быть столько же противоречий, сколько между математикой и музыкой или между математикой и любовью.

Сравнивать мы можем понятия и явления, лишь беря их в одной плоскости, в свете одного критерия.

Поэтому мы отвлечем от религии ее интеллектуальные утверждения о действительности - ту ее сторону, которая является общей как для религии, так и для науки - и посмотрим, не противоречат ли эти знания и суждения о действительности друг другу. Или они только в том смысле разноречивы, что говорят о разном, а не об одном и том же разное, взаимно исключающее?

Вот некоторые основные утверждения о действительности, которые исповедуем мы, христиане.

Бог существует - даже больше - только Он и существует и то, что в Нем и с Ним связано. Он сотворил мир. В Нем все имеет свое бытие, вне же Его лишь бывание и томление духа.

Христос действительно Богочеловек, Который был распят и воскрес и придет снова на эту землю. Душа человека имеет личное бессмертие…

И теперь скажите, где в нашей науке, в математике, физике, биологии, истории есть утверждения, противоречащие этим названным только что суждениям - утверждения общеобязательные, объективные, доказанные, т. е. научные?

Их нет и не может быть по существу - потому что все эти положения касаются сущностей, которые лежат вне компетенции науки, а не явлений, которые ей доступны.

Архив