Вера и Жизнь 3, 1989 г.
- Доныне делает
- Духовный авторитет служителя
- Павел Тарсянин
- Камо грядеши?
- Бог отвечает
- Великий грех
- Так сказал Христос
- Родники
- Люди - не аисты
- Вера и жизнь
- Господь действует через дела веры
- На вопросы читателей отвечает
- Наука счастья
- Почему я люблю и читаю Библию
- Хроника Библии
- Советы проповедника
- Три молитвы о прощении
- Разбойник
- Всякое приходилось слышать, но такое
- "Провозглашать Имя Господа"
- На родине штундизма
- Калмыки
Духовный авторитет служителя
Я. К. Духонченко
«Будь образцом для верных».
1Тим. 4:12
Пресвитер является центральным лицом в церкви, так как он ответственен не только за проведение богослужебных собраний, совершение установлений в церкви, но за воспитание и вообще за духовное состояние церкви. Отсюда и необходимость пресвитеру иметь высокий духовный авторитет.
Без авторитета невозможно рассчитывать на успех в служении. Высокий духовный авторитет принадлежит тому, кто верно понимает и преподает слово истины (2Тим. 2:15), кто заслуживает полное доверие, так как у него не расходится слово с делом и «от мыслей не отступают уста его» (Пс. 16:3), кто пользуется заслуженным уважением.
Велико значение служителей в народе Божием. Святая жизнь и богобоязненное служение Иисуса Навина имели огромное значение в жизни народа Божия. «И служил Израиль Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все дела Господа, какие Он сделал Израилю» (Нав. 24:31).
Апостолы и ученики, как первые предвестники радостной Вести Спасения, были облечены высоким духовным авторитетом. Ибо они являлись не только уполномоченными Церкви, но и посланниками свыше, утверждающими не свой, а Божий авторитет. Такой авторитет является не административным, а исключительно духовным.
Этот необходимый авторитет достигается не пресвитерским саном, а только согласованием горячей глубокой проповеди с его высокой духовной жизнью. Высокий духовный авторитет имеется у служителя там, где он является живым примером того, о чем проповедует. Там же, где у него отсутствует личное следование за Господом, будет отсутствовать и тот духовный авторитет, которым служитель Божий призван обладать. Иногда встречаются такие служители, которые думают, что у них должен быть авторитет уже потому, что они являются пресвитерами. Но это далеко не так. Конечно, само пресвитерское положение уже предусматривает высокий духовный авторитет, а тем более, когда речь идет об избрании старшего пресвитера. Но, к сожалению, встречаются такие служители, которые своими действиями роняют авторитет. Все мы помним сыновей священника Илия, которые не знали Господа и долга священников в отношении к народу и своими действиями отвращали людей от Бога (1Цар. 2:12-17). Велик был грех этих священнослужителей против Него. Они не обращали внимания также и на увещания благочестивого старца, их престарелого отца: «Для чего вы делаете такие дела? Ибо я слышу худые речи о вас от всего народа... Если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем?» (1Цар. 2:23-25). Печальная участь сыновей Илия должна быть серьезным уроком и для новозаветных служителей.
Авторитет служителя в церкви складывается из его влияния на членов как проповедника, собеседника, влияния праведной жизни, личной, семейной и общественной.
В обязанность пресвитера входит не только возвещать радостную, Благую Весть о Христе, но и при определенных условиях настоять во время и не во время, обличать, запрещать (2Тим. 4:2). А иногда даже «согрешающих обличать перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (1Тим. 5: 20). И, безусловно, без высокого духовного авторитета этого делать практически невозможно.
Как видно из требований, предъявляемых к служителям (1Тим. 3:1-7; Тит. 1:6-9 и др.), руководители христианской церкви должны быть людьми, пользующимися расположением и уважением. Здесь отмечается, что ответственность служителя не ограничивается только пределами церкви. Его ответственность распространяется и на две другие сферы.
1. Прежде всего, он ответственен за свой дом. Остается неопровержимым фактом, что у христианина одной из самых великих и важных задач является устройство своего дома и своей семьи. Христианство начинается дома. Нельзя оправдать христианина, а тем более служителя, если он настолько занят церковной работой, что у него не остается времени для своего дома. Никакое церковное служение не искупит вины служителя, недосмотревшего за своей собственной семьей. Дом служителя никогда не должен быть примером непокорности и безрассудных трат на личные удовольствия. Пресвитер, не сумевший наставить свою семью, не способный управлять своим домом, как может пещись о церкви Божией?
2. На служителе лежит определенная ответственность по отношению к внешнему миру. «Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних» (1Тим. 3:7). Он должен быть человеком, заслуживающим уважения не только своих собратьев, но и сограждан в будничных делах. Самый большой ущерб церкви причинили члены, деловая и общественная жизнь которых бросает пятно на веру, которую они исповедуют. Христианство не проповедует уход от жизни. «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла», - молился Христос в преддверии Голгофы (Ин. 17:15). Христианство не утверждает, чтобы человек забыл свою индивидуальность, но оно настаивает на том, чтобы христианин не забыл, что он является членом общества. А это значит, что личность человека лучше всего проявляется не в изолированном одиночестве, а в обществе, где он должен быть готовым на всякое доброе дело. Тогда, когда его не понимают как исповедника Христа и даже обижают, гонят его, он никого не злословит, не сварлив, но тих и оказывает всякую кротость ко всем человекам (Тит. 3:1-2).
И в этом отношении служитель показывает образец добрых дел. Он в нужное время и в нужном месте выполняет свой гражданский долг. Здесь уместно вспомнить известного в нашем братстве пастора В. Л. Жака. Вот что пишет о нем И. В. Непраш: «Всех удивляла его неутомимая деятельность. Эта черта в нем особенно выделялась и поражала всех, кто его знал... Хотя в Астрахани было не меньше 5000 населения, но почты там не было. Это не давало покоя В. Л. Жаку. Он заговорил об этом с видным представителем населения, но все говорили только, что желательно было бы иметь свою почту, но... Некоторые заинтересовались серьезно, и тогда начались бесконечные обсуждения и споры, что и как. Жак бросил всех, съездил куда нужно, узнал, сколько нужно собрать средств от населения, натянул сапоги с длинными голенищами, взял толстую палку в руки и замесил уличное болото. Нужная сумма была собрана, и через некоторое время почта была открыта. Всем понравилось. Так же был открыт аптечный пункт, а затем и больница».
Здесь уместно вспомнить слово Писания: «Заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир» (Иер. 29:7).
Пресвитер должен быть непорочным. В одном из переводов Нового Завета это слово передано необычным словом, имеющим значение: в котором нельзя найти изъяна. Сами греки толковали его значение как «в котором нет ничего, за что бы мог ухватиться, зацепиться противник». В значении этого слова лежит идеал совершенства. Служитель должен стремиться к тому, чтобы мир видел в его жизни такую чистоту, которая не оставляла бы места сомнению.
Он призван проявлять степенность - чувство собственного достоинства (Тит. 2:7). Это не отчужденность, не высокомерие и не гордыня: это сознание огромной ответственности быть посланником Христа. Иные люди могут заниматься сплетнями, таить недоброжелательство к другим, быть очень чувствительными и болезненно воспринимать все, что касается продвижения других по служебной лестнице, в спорах возбуждать и даже впадать в гнев... Служитель же не таит злобы, скромный; занимая высокое служение, ведет себя так, как будто никакой должности не занимает; обладает ясностью ума и широким сердцем, вмещающим всех. Ничто не наносит больше вреда делу Христову, чем служитель, проявляющий в своем служении черты, недостойные посланника Христова.
Он должен нести людям слово здравое, неукоризненное. Служитель, как проповедник, как учитель, должен знать, что он проповедует истину Благой Вести, а не собственные идеи. Для него всегда грозит опасность удариться в детали или посторонние проблемы. Пресвитер призван не только говорить людям о Христе, а показать им Его. Существует известная история о св. Франциске Ассизском. Когда-то он сказал одному молодому монаху: «Пойдем в деревню проповедовать народу». И они отправились. Они остановились и поговорили с одним человеком, потом с другим. Попросили кусок хлеба в одном доме, потом в другом. Св. Франциск останавливался поиграть с детьми и обменивался приветствиями с прохожими. А потом они повернули назад домой. «Но, отче, - заметил монах, - когда же мы будем проповедовать?» - «Проповедовать? - улыбнулся в ответ св. Франциск. - Каждый наш шаг, каждое наше слово, каждое наше действие были проповедью».
И еще пример, как может служитель влиять на других. История сохранила интересный штрих из жизни Сперджена. Одни родители всегда оставляли мальчика дома, когда уходили на работу. Он сидел у окна и смотрел на происходящее на улице. Ч. Г. Сперджен постоянно проходил мимо этого дома, идя на богослужение, и всегда с улыбкой приветствовал рукой малыша. В один день, когда родители были дома, мальчик, увидев его, заулыбался, отвечая на приветствие. Родители заинтересовались этим прохожим и пошли следом за ним, чтобы больше узнать о нем. Они пришли в дом молитвы, где он проповедовал, и в этот день они обратились к Господу.
Этот пример подтверждает, что служитель всегда в служении, всегда приветлив и никогда не бывает «в отпуске».
Служитель в совершенстве должен контролировать все свои чувства и желания, и его внутреннее самообладание должно проявляться во внешней красоте. Он должен быть человеком, в сердце которого властвует Христос, а жизнь освящена красотой и сиянием Его.
Правильное отношение к Богу, церкви, семье и обществу создает для служителя предпосылку высокого духовного авторитета.
Опасности, подстерегающие служителя
«... Дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным».
1Кор. 9:27
Для служителя существует гораздо больше искушений, гораздо больше опасностей подстерегают его, чем рядового члена церкви. Всем ясно, что диавол следит за каждой пядью в любой области его жизни. Потому, что возмущенный источник и поврежденный родник, то праведник, падающий перед нечестивым» (Прит. 25:26). Поэтому-то служитель призван «вникать в себя и в учение, заниматься сим постоянно».
Первая опасность, которая существует для служителя, - это ГОРДОСТЬ.
Уже тот факт, что человек поднялся в своем служении до руководящего поста и связанным с ним почетом, может пробуждать в нем самом тайное удовлетворение и гордость, которые сделают его не только непригодным для дальнейшего повышения в служении Христу, но такой служитель переживает падение. Ибо написано: «Погибели предшествует гордость, и падению надменность» (Прит. 16:18) и «мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным» (Прит. 16:5).
Ничто так не противно Господу, как самомнение. Грех гордости по своей сути влечет за собой самокоронование за счет Господа. Этот грех превратил благословенного херувима, стража Божьего трона, сына зари, в диавола, врага Божия. В Писании сказано: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иез. 28:17).
Высокомерие руководило строителями вавилонской башни, которые сказали: «Построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя» (Быт. 11:4).
Из всех бесконечно новых форм, в которых проявляется гордость, нет хуже духовного высокомерия: гордиться духовными качествами или положением в церкви, данными Богом. Вспоминаются слова одного выдающегося деятеля христианской церкви. «Богу не представляет никакой трудности проявить Себя, Свою силу через людей, но Ему бывает очень трудно найти человека, чрез которого Он мог бы проявить Свою силу и чтобы этот человек не присвоил этого себе».
Есть некоторые способы, которыми можно быстро проверить, подвержены ли мы этому греху.
1. МОГУ ЛИ Я ПОСТУПИТЬСЯ? Как я буду реагировать, если другой избирается для того служения, к которому я стремился? Если другой получает повышение, а меня обошли? Радуюсь ли я, если другой превосходит меня своими способностями и достижениями?
2. СПРАВЕДЛИВ ЛИ Я? В минуту самокритики я много могу сказать отрицательного о себе. Но как я воспринимаю, если это же говорят о мне другие?
3. КАК Я ПЕРЕНОШУ КРИТИКУ? Вызывает ли критика враждебность и отчуждение в моем сердце или же я спешу сейчас же к самооправданию и к тому, чтобы раскритиковать критика?
Если мы искренни и честны пред собой, то Господь поможет нам видеть свое состояние.
Рассказывают о Джордже Уайтфильде, как он однажды сказал одному человеку, который предостерегал его не относиться пренебрежительно к своей популярности: «Сердечно благодарю вас. Пусть Бог вознаградит вас за заботу о моей душе: но что касается того, что говорят обо мне мои враги, то я знаю о себе еще гораздо худшее, чем то, что они говорят обо мне».
Одним из самых отталкивающих признаков гордости является потребность казаться больше, чем человек есть на самом деле. Человек, одержимый этим, занят мыслями о себе самом, много говорит о себе и постоянно выставляет напоказ свои успехи и свое значение. Это приводит к тому, что он все воспринимает на свой счет, вместо того чтобы все относить за счет Бога и к благу своих ближних. До тех пор, пока мы не можем выслушать похвалу в адрес своего соперника без того, чтобы у нас не было желания унизить его или умалить сделанное им, мы можем быть уверены, что в нашей душе есть немало импульсов, требующих от нас казаться больше, чем мы есть, и нам надо обратиться к милости Божией.
Одной из коварных опасностей для преуспевающего служителя является понимание своей незаменимости. Многие служители, имеющие большое влияние на других, поддаются искушению считать, что они незаменимы и что они, в интересах дела, не должны уступать своего поста. Они долго еще цепляются за авторитет, когда им давно следовало бы уступить место более молодым. Ни один служитель, каким бы одаренным и благочестивым он ни был, не является незаменимым в Царстве Божием. Бог всегда готовит тех, кого Он избрал для дальнейшего служения, даже если этого люди и не замечают. Когда наступает кризис, Бог ставит того, кого выбрал и призвал для служения. Пути служителя всегда ведут к тому периоду, когда он по старости или по болезни не сможет совершать свое служение. Вот здесь и важность подготовки служителя, и доверие нижестоящим служителям совершать служение.
Часто бывает так, что у человека менее одаренного, менее заметного внезапно развиваются его способности, когда на него ложится обязанность. Пробуждаются скрытые силы и способности, которых раньше никто не предполагал. Иисус Навин как целостная натура полностью раскрылась лишь тогда, когда Господь возложил на него обязанность быть вождем Израиля. Бог использует способности высоко одаренных людей, когда они, подобно ап. Павлу, перестают полагаться на собственную силу и мудрость и готовы отдать все свои способности в распоряжение Божие. Но если таких нет, Бог этим не побежден. Он выбирает тогда человека с меньшими дарованиями, но совершенно отдавшегося в Его распоряжение, увеличивает и усиливает их Своей могущественной силой. Вспоминается один случай из истории христианской Церкви. В четвертом веке происходила острая борьба с арианством, которое фактически отрицало божественность Спасителя. Для того, чтобы противостать этому лжеучению, Господь воздвиг сильную личность Афанасия, епископа Александрийского. Афанасий не только противостал Арию, но имел силу противостать и императору Константину, за что был сослан в ссылку. Император дает указание епископу Константинопольскому Александру принять Ария в члены церкви. Почти столетний Александр вследствие этого приказа императора оказался в большом затруднении. Он не имел такой силы и мужества, как Афанасий, противостать императору, но он пошел в церковь и пламенно умолял Господа, чтобы Он предотвратил подобное осквернение. Господь услышал молитву Своего престарелого слуги, Арий в ту же ночь умер от тяжелой болезни.
Каждый служитель призван к тому, чтобы с любовью относиться к молодежи, молодым братьям, помогать им развивать свои духовные способности. Эта задача требует много терпения и истинной христианской любви. Господь употребил большую часть времени Своего трехлетнего служения на то, чтобы сформировать характер Своих учеников. А какие они все разные по своему характеру, своим способностям!
Ап. Павел последовал Господу и способствовал развитию таких благословенных служителей, как Тимофей, Тит и другие. Нам надо более смело привлекать к служению молодых, не бояться доверять им. Правильное распределение труда между сотрудниками, привлечение молодых будет способствовать укреплению авторитета служителей, и это послужит предпосылкой для подготовки служителей в церквах.
Одной из опасностей, которая подстерегает каждого христианина, особенно служителя, является сребролюбие. Св. Писание подтверждает, что «корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим. 6:10). Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Коварность этого греха настолько сильна, что даже один из сотрудников апостола Павла, много трудившийся с ним, Димас, возлюбив нынешний век, оставив благовестие, пошел в Фессалонику (1Тим. 4:10). В книге «Путешествие пилигрима» сказано: «Как мало людей сознают, что любовь к деньгам - идолопоклонство. Внимайте предостережению нашего Господа. «Смотрите, берегитесь любостяжания» (Лук. 12:15). Холм Алчность с серебряной рудой всегда под рукой на пути христианина и заманивает его своротить с дороги и остановиться» (»Путешествие...», стр. 147).
Что же касается служителей, то Писание говорит: «Пресвитер не должен быть корыстолюбивым». Ч. Финней пишет: «Иногда можно встретить сребролюбивого пастыря. Он никуда не годен; как пастырь, он никогда не принесет пользы, пока не освободится от этой страсти... Они отступники и всегда будут стоять нам поперек дороги. Бог запрещает иметь сребролюбивых епископов, и ни одна церковь, терпящая их, не может процветать».
В наш век, когда люди не хотят пользоваться малым, так серьезно звучат слова предостережения: «Имейте прав не сребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5).
Не менее коварным грехом является грех, связанный с неправильным отношением к представителям другого пола. Мы знаем, что привело к падению сильного Самсона, возлюбленного Богом Давида, мудрого Соломона. Этот грех поражает некоторых и в наше время. Служение пресвитера связано с тем, что ему приходится один на один выслушивать исповедание в тайных грехах, иметь откровенные беседы по самым интимным вопросам. Здесь так уместно вспомнить слова ап. Павла: «Братья! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6:1). Во избежание нареканий со стороны и личных искушений рекомендуется одиноких и вдов посещать совместно с женой или с кем-то из братьев. В таких беседах вести себя сдержанно и целомудренно. Писание рекомендует «увещевать стариц, как матерей, молодых, как сестер, со всякою чистотою» (1Тим. 5: 2).
В арсенале дьявола имеется множество и других средств, которыми он намерен поражать служителей. Это пренебрежение молитвой и отсутствие питания себя Словом Божиим, недоброжелательность к кому-нибудь и чрезмерное поглощение суетой, отсутствие строгой честности и недостаток правдивости в разговоре, сплетни и отсутствие серьезности в разговоре, осуждение других за их спиной и лицеприятие. На первый взгляд - это миленькие «лисенята», но они, как и «большие лисицы», приводят к падению духовного авторитета служителя.
История христианской Церкви сохранила интересные данные о жизни и служении знаменитого проповедника древней христианской Церкви Иоанна Златоуста. Он не только возвещал Евангелие, пленявшее сердца слушателей, но и строго порицал грехи и распущенность простых и знатных. Он до такой степени возбудил против себя гнев императора, что тот, в присутствии своих советников, однажды воскликнул: «О, если бы я только мог отомстить этому человеку!» На это желание императора сановники поспешили со своими советами: «Сошли его в дальние места!» - сказал один, а другой: «Отними у него все имущество!» Третий советовал бросить его в оковах в темницу; четвертый - казнить его. Однако пятый сказал: «Все это не послужит ему во вред. Ты никуда его не можешь сослать, где не будет его Бога; а где его Бог, там и его отчизна. Если ты возьмешь его состояние, то отнимешь его у бедных. Ввергнешь его в темницу - Бог его будет с ним. Он станет целовать свой крест и будет очень доволен. Если ты даже убьешь его, то он и этому будет рад. Для него смерть - начало вечного блаженства и врата в Царство Небесное. Я знаю только одно средство ему отомстить. Ты должен вынудить его согрешить! Я его знаю. Он ничего на свете не боится, кроме греха».
А посмотрите, как дорожил своим авторитетом ап. Павел: «Для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою» (1Кор. 9:15).
Опыт жизни служителей показывает, что одни, начиная служение, дорожат этим, стремятся приумножить полученное, ходят в страхе Господнем, но с годами привыкают к служению и относятся к нему, как к профессии, довольствуются похвалой и лестью людей и не замечают, как к концу служения они потеряли всякое доброе влияние и расположение народа Божия. Остается только одно название без духа и жизни. И к таковым относятся слова: Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотию?» (Гал. 3:3).
Другие же, начав жизнь со Христом, сохраняют свежесть, доброе влияние и в старости плодовиты и сочны, чтобы возвещать, что праведен Господь. Они вместе с апостолом Павлом могут сказать: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный» (2Тим. 4:7-8).
Как радостно, что в истории нашего братства было много служителей, которые жили так, как проповедовали, сохранили верность Господу, ничем не омрачили свой духовный авторитет до конца жизни, они и после смерти говорят еще, вдохновляют последующих служителей взирать на кончину их жизни, подражая вере их.
Братья-служители церквей Христовых! Будем образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте!