+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 1989 г.

Люди - не аисты

На Украине рассказывают, что аисты очень быстро приучают птенцов к самостоятельности: однажды выталкивают их из гнезда с высокой старой ветлы, с верхушки тополя - летите!

На этом заканчивается воспитание... Первое время птенцы нет-нет и завернут на ночь в родительское гнездо, но вскоре совсем его покидают, и «старики», должно быть, забывают о них.

Люди - не аисты!

Чего проще - оставить на земле потомство? Это могут и рыбы, и птицы... Мы же оставляем после себя еще и дело свое, и мечты, и надежды. А коль хочешь, чтобы дело твое жило и плодоносило, чтобы мечты обрели крылья и достигли тех далей, какие виделись тебе, - не только свей гнездо и разожги в нем семейный очаг, но и воспитай гражданина, честного и справедливого.

Говорят, отцовство, как и материнство, талант. Если так, то талант этот имеет свое начало, развивается, совершенствуется, приобретает новые качества; он может иссякнуть, если не подкреплен ежедневным трудом, если его не питают могучие и свежие родники знания. Увы, далеко не каждый из нас решится сказать, что он, обнаружив в себе такой талант, принял его всерьез, что дорожит своим призванием воспитателя так же, как, допустим, поэтическим, музыкальным или конструкторским даром. А ведь создать Человека куда более прекрасно, сложно и почетно, чем построить электронную машину или сочинить концерт.

Ты стал отцом... Чувство ни с чем не сравнимое, и радость ни с чем не сравнимая. Но одновременно приходит ответственность за судьбу малыша.

Хорошо, если это чувство ответственности горит в тебе постоянно, растет по мере того, как подрастают твои Вовка и Танюша. Однако будем мужественны, отцы, признаем, что для многих из нас день рождения ребенка остается едва ли не единственным днем, когда мы по-настоящему задумываемся над своими новыми обязанностями перед семьей, обществом, пытаемся осмыслить знание своей новой должности на земле, спрашиваем себя: «А готов ли я к столь высокой должности?» Между тем вопрос этот не мешает задавать себе чаще. Нужно спрашивать себя об этом еще прежде, чем мир услыхал голос человека, которому ты дал жизнь. Нужно готовиться быть отцом.

Ты еще не видел своего ребенка, ты можешь только предполагать - на тебя он будет похож или на мать, но ты уже настойчиво спрашиваешь: каким же он будет? Станет он твоей гордостью и славой или твоим позором? И если это тебя действительно беспокоит, если желаешь счастья своим детям, не забывай, что ты, именно ты - кузнец их счастья.

Что же такое хороший отец?

Это человек, который все лучшее, чем он богат, чем одарила его природа и окружающие люди, что он приобрел в неустанных поисках, умеет передать детям. Не выдрессировать очень правильного, очень послушного и угодливого пай-мальчика, а воспитать ребенка, способного видеть красоту мира, впитывать сердцем доброе и нести добро другим, способного размышлять, жадного к познанию.

Естественно, чтобы привить эти качества ребенку, нужно самому обладать ими, вырабатывать их в себе. Вот почему я вспоминаю призыв: загляните в свою душу, отцы! Что в ней? Обогащаем ли мы ее ежедневно? Не обнищала ли душа? Не утратили ли мы «средь жизненных волнений и чувства лучшие, и цвет своих стремлений»?

Вы, конечно, видели как опытный и трудолюбивый пахарь выходит на незнакомое поле, изучает землю? Он и копнет ее, и потрогает, и в ладони разомнет, разглядывая каждый комок, и понюхает. Что за земля? Чем она живет? Не голодно ли ей? Только после этого возьмется пахарь за плуг...

Точно так же изучает материал ваятель, прежде чем вложить в него труд и вдохновение, мысль и страсть. Взыскательный музыкант не нанесет на нотный лист ни одного знака, если не знает, что хочет выразить, какими чувствами, думами поделиться, если не слышит внутренне свою симфонию и не убежден, что она кому-то необходима. Каким же внимательным, бережным нужно быть, если перед тобой такое поле, как душа ребенка! Такой лист, как его сознание! Когда перед тобой целый мир, сложный и изменчивый, чуткий к внешним воздействиям! И если тебе этот мир незнаком, если ты и не пытаешься войти в пего, чтобы стать добрым, умным советчиком, твое воспитание не принесет пользы.

Если же ты христианин, долг отца указать детям путь к Господу, и не только указать, но и показать личным примером. Сухие поучения не дадут положительных плодов, а пример - лучший учитель.

М. М.

Архив