+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 1, 1990 г.

Место встречи христиан - Индонезия

Герман Боллман

Если наложить карту Индонезии на карту Европы, то обнаружится, что вся площадь от Ирландии до Кавказа будет покрыта: приблизительно 6000 км из одного конца в другой, около 3000 островов, более 250 национальностей. Государство с неимоверно большим культурным и религиозным разнообразием. Возникла Индонезия из голландской колонии Индии Нидерландской. Ислам ступил на эту землю незадолго до прихода голландцев. Несмотря на то, что ему сегодня формально принадлежит 85% населения, у него не было никакой возможности стать господствующей политической силой в стране. Хотя Индонезия и является государством, в котором преобладает мусульманское население, исламским государством его назвать нельзя.

Влияние христианских миссионеров на различных островах было неодинаковым. Ко времени провозглашения Республики Индонезия (17.08.1945 г.) уже образовалось несколько исключительно христианских областей, таких к примеру, как Северная Суматра, где проживают батаки.

Когда миссионеры Рейнской Миссии (сегодня - Объединенная Евангельская Миссия - OEM) в 19-ом столетии пришли в Индонезию, они проповедовали Евангелие на языках тех племен, которые населяли эти острова. Поэтому внутри отдельных племен образовывались обособленные церкви, и язык племени был одновременно и языком церкви. Народность батаков состоит из различных племен, таких как тоба, каро, зималунгун, ангкола. В связи с интенсивной миграцией внутри страны уже не существует более таких территорий, которые были бы заселены исключительно одним определенным племенем. Поэтому дочерние церкви можно найти повсюду. На первый взгляд их можно различить только по аббревиатурам: ХКБП, ГБКР, ГКПС, ГКПА и т. д.

Правительство страны заинтересовано в том, чтобы образовавшийся на базе малаизииского индонезийский язык был принят как общенациональный. Но многие, прежде всего пожилые, придерживаются мнения, что языком церкви должен быть их родной язык. Обучение же в различных учебных заведениях проходит по всей территории страны на индонезийском. Поэтому воскресные и будние дни в церкви во многом отличаются друг от друга. Эти моменты нужно знать и учитывать, чтобы лучше понять, какое значение для молодежи имел конгресс, который совместно провели шесть батакских церквей.

Христианский фестиваль - место встречи молодых христиан

Христианский фестиваль - так назывались два больших конгресса в Германии. Целью их была подготовка молодых людей к миссионерской деятельности. На основе этого опыта в феврале 1989 года на Суматре был проведен третий фестиваль. Встреча молодых христиан всей планеты проходила под девизом: "Иисус Христос есть ответ". Этот фестиваль несколько отличался от тех, которые проходили на немецкой земле: конгресс проходил не в одном, а в шести различных селениях, причем везде с одинаковой программой. Около 1500 юношей и девушек стало его участниками. Организаторами его были не отдельные личности из отдельных церквей и организаций, а совместный секретариат церквей - участников OEM. При этом нужно было учитывать "официальные церковные интересы", имеющие нередко оттенки формализма.

Подготовительная комиссия разработала программу таким образом, чтобы она везде была одинаковой: разбор мест из Священного Писания, рабочие группы, богослужения, евангелизаци-онные вечера и пять рефератов на самые актуальные темы: "Молодые христиане и новая жизнь", "Оккультизм", "Молодежь и окружающий нас мир", "Молодежь, брак и семья", "Молодежь и труд". Объединенная Евангельская Миссия (OEM) направила сюда своих работников из OEM, из церковного объединения Люденшайд и из Немецкой Палаточной Миссии. Они подготовили доклады на темы "Следование за Христом" и "Миссия" и большей частью несли ответственность за проведение вечерних евангелизационных собраний. Последние проводились одновременно в четырех различных церквях.

Благословенные вечера

Лингга в провинции Каро: сельский "Дом культуры" представляет собой собственно только одну крышу. Никаких стен. Мероприятие должно начаться в 20.00 часов. Все участники сегодняшнего вечера, а это около 400 молодых девушек и парней, разбиты на четыре группы. Когда мы вместе с участниками фестиваля (примерно 100 человек) в переполненных автобусах добрались по избитым улицам к "Дому культуры", было уже четверть девятого. Но мы не опоздали. Причина простая: только немногие здесь имеют часы. Люди кончают свою работу в поле с наступлением сумерек. Сегодня же был солнечный день - значит, работают дольше обычного. Пригласительные разносить не нужно - поет молодежь. Батаки поют громко и красиво. Таким образом все в селе знают, что в "Доме культуры" что-то состоится. Там празднуются все большие праздники, проводятся сельские собрания, по выходным живет своей жизнью базар. Сегодня - евангелизационное собрание. Это знает каждый. Далеко не все жители деревни -христиане. Среди них есть мусульмане и анимисты. Здесь, в центре деревни, сегодня свидетельствуется о вере в Иисуса Христа. К аккумуляторной батарее подключен громкоговоритель и сразу две переводчицы пытаются передать содержание проповеди: одна из немецкого переводит на индонезийский, другая - из индонезийского на язык каро. Царит напряженная тишина, и даже свинья, которая во время проповеди пересекла помещение, не нарушила хода собрания.

Тарутунг в провинции Тоба. Здание церкви было в 1987 году разрушено землетрясением. Сейчас оно заново возведено, но еще нуждается в отделке. Стекла в окнах не предусмотрены, но нет еще и деревянных занавесок. Пред оконными проемами поставлены гофрированные стальные листы на случай, если пойдет дождь. Скамеек не хватает, поэтому дополнительно расстилаются циновки. Очень кстати была здесь, в еще полуразрушенной церкви, притча о доме на скале, устоявшем под натиском бури. После собрания многие еще остаются в церкви: вопросы, вопросы, вопросы...

Что же это за вопросы?

Все вопросы можно систематизировать следующим образом:

Вопросы, касающиеся личного духовного роста: что должен делать тот, кому по наследству был передан дар колдовства или же предмет, обладающий магическим действием? Как можно жить по-христиански в семье, в которой все остальные члены семьи - мусульмане или анимисты?

Можем ли мы, европейцы, здесь что-либо советовать? Не другие ли у нас проблемы? Или все же одинаковые?

Загадочное слово "будущее": что мы можем сделать для того, чтобы поднять благосостояние народа? Как мы можем добиться технического и общественного прогресса, но при этом избежать ошибок, допущенных в Европе и Америке, - гибель окружающей среды, утрата нравственных и этических норм и уменьшение количества рабочих мест вследствие все большей автоматизации?

Безработица: можно ли жить полноценной жизнью, если нет никакой надежды найти рабочее место? Эта проблема стоит здесь намного острее, чем в Европе - на одно рабочее место приходится тысяча желающих. Не иметь рабочего места значит не иметь никаких средств к существованию, так как в стране не существует социального страхования.

Как мы можем свидетельство нашей христианской веры выразить средствами нашей культуры? Весть о Христе пришла сюда в одеянии европейского образа жизни, который в свою очередь тесно связан с западной цивилизацией. Неизбежно ли связан прогресс с такими, как кока-кола и единая культура? Не можем ли мы через наше христианское свидетельство посодействовать тому, чтобы наш народ сохранил свое своеобразие?

Эти и другие вопросы возникали после прочитанных рефератов, библейских разборов и в личных разговорах. Но

что остается вечно?

Для миссии сегодня стало почти невозможно получить долгосрочные визы для своих работников в Индонезии. Те, которые больше десяти лет находятся в стране, должны покинуть ее. Несмотря на это, нужно сказать, что церкви в Индонезии имеют гораздо большую свободу, чем в других государствах с мусульманским большинством.

Может быть, поэтому они довольно-таки лояльно относятся к своему правительству. Причиной тому может быть и то, что люди после долгих лет колониальной зависимости имеют теперь свое государство и благодарны за это. Опасность при этом, на мой взгляд, заключается в том, что христиане представляют себе свою веру как средство к достижению тех или иных целей. Один тезис в одном из рефератов гласил так: "Вера в Иисуса Христа делает молодежь церкви способной выступить навстречу требованиям настоящего и будущего в построении церкви народа и государства".

Это звучит красиво и убедительно. Но может ли вера в живого Бога быть использована в каких-либо целях? Первая заповедь запрещает использовать Бога в человеческих целях, ставить Его в услужение "более высокому делу". Самое большое служение, которое могут совершать христиане для своего общества, - прославлять Бога и действовать в соответствии с этим. Если это -наша жизненная программа, то мы нужны друг другу. Мы нужны христианам в Индонезии, а они - нам. В заключение я хочу несколько подробнее это пояснить:

Как мы можем прийти к живому обмену? Делясь опытом нашей собственной жизни. Таким образом каждый возрос бы в своих духовных познаниях.

Секуляризация, все большая миграция населения в города и вызов, брошенный исламом, -какую помощь можем оказать мы при решении этих и других проблем?

Мы видели, что церкви на Суматре стремятся к целостному благовестию. Евангелизация, ответственность перед обществом и благотворительная деятельность являются неплохими альтернативами. Соучастие в общественном, процессе развития - это не какой-то довесок, но следствие жизни во Христе.

Вполне возможно, что для Индонезии закончилось время "посланнической миссии" просто потому, что пребывание миссионеров в этой стране более длительное время становится все трудней. Поэтому все большее значение приобретает "миссия партнерства", которая предполагает посещения, контакты, письма; короче говоря, обмен опытом и идеями. Это возможно только на обоюдной основе.

Если должно расти партнерство, то нужно взаимно остерегаться неверных суждений, типа: "в молодых церквах жизнь бьет ключом только потому, что они молоды". К сожалению, зачастую и среди пасторов молодых церквей встречаются формалисты и консерваторы. На меня произвела большое впечатление ревность * рядовых членов церкви. Сотрудничество пресвитеров, евангелистов является определяющим моментом в проведении богослужений и составлении проповедей.

Здесь мы можем многому научиться. Очень важно, чтобы дело Божье в Индонезии проповедовали индонезийцы, а в Германии -немцы. Это невозможно сделать без взаимной братской помощи, потому что взаимное сотрудничество является составной частью жизни единой, святой Церкви Христа.

Архив