+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 1997 г.

Кто мой ближний?

Ярл Пейсти

В последнее время мы все чаще и чаще встречаемся со словом «милосердие». На эту тему пишутся статьи не только в религиозных изданиях, но и в нерелигиозных. Безусловно, нас это радует, так как само явление указывает на то, что люди начинают осознавать необходимость милосердия.

Для начала мы должны ответить на целый ряд вопросов. Например, что подразумевается под словом «милосердие»? Как оно должно проявляться в нашей жизни? Как я могу совершать дела милосердия?

Наилучший ответ на все эти вопросы может дать Тот, Кто является олицетворением милосердия; Тот, Кто не только учил тому, но и творил дела милосердия. Это Сам Господь Иисус Христос, Который говорит нам: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд...»

Стоит только посмотреть вокруг себя, и сразу увидишь, какое множество людей нуждается в милосердии, сколько вокруг нас страждущих, больных, одиноких, инвалидов, сирот. Они в отчаянии. Это люди, потерявшие надежду, люди, которым не к кому обратиться за помощью. Вот почему Бог обращается к каждому из нас через уста ветхозаветного пророка Михея: «О человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (6:8).

В 10-й главе Евангелия от Луки Сам Иисус Христос дает нам чудный урок милосердия. Вероятнее всего, этот пример взят из жизни.

«Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10:30–37).

Что побудило Иисуса рассказать эту притчу о милосердном самарянине? К Нему подошел законник. Законники того времени были богословами, наибольшими знатоками Священных Писаний, перед которыми стояла задача толковать Закон Божий. И этот законник задал Иисусу такой вопрос: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» В ответ Иисус задал законнику встречный вопрос: «В законе что написано? как читаешь?» И законник ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя...» Законник дословно процитировал эти слова из Священного Писания, а поэтому Иисус сказал ему: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить». Получив такой ответ, законник, видно, все же не до конца понял его значение. Он знал букву закона, но не дух его. И чтобы избавиться от внутреннего дискомфорта, который он ощутил в присутствии Христа, законник спросил: «А кто мой ближний?»

Обратите внимание на то, что законник задал свой первый вопрос не из простого желания получить ответ. В Библии сказано, что он задал его, искушая Иисуса. Он хотел знать, сходны ли понятия Иисуса Христа с его понятиями.

Вот почему законник, ища себе оправдание, спрашивает: «Кто мой ближний?» Что касалось любви к Богу, то законнику все было ясно. «Я ведь не просто религиозный человек. Всю свою жизнь я посвятил изучению Писаний и наставлению других в Законе Божьем», – думал законник. Но что касалось вопроса о любви к ближнему, было ему не совсем ясно. Если я говорю, что люблю Бога, то кто имеет право ставить под сомнение мою любовь к Богу?

А любовь к ближнему – это другое дело. Ведь люди разные, как можно любить всех? Правда, есть такие, которых нетрудно любить. Но их мало. Вот, возьмем моего соседа – как такого полюбишь? Знали бы вы, что это за человек! Во-первых, он другой национальности. Во-вторых, другой расы. А религии у него вообще никакой нет. Это язычник. Очень некультурный человек.

Именно поэтому у законника возник вопрос: а кто мой ближний? Сказано также, что, «желая оправдать себя», законник задал Иисусу этот вопрос. Если принять во внимание, кем был законник, легче понять его вопрос. Законник был иудеем, принадлежавшим к особой социальной группе в израильском обществе. Он был священнослужителем, ревнителем своей религии. Чтобы оправдать свои национальные и, конечно же, религиозные чувства, он рассчитывал на определенный ответ. Он надеялся, что Христос скажет: «Твой ближний – это человек твоей национальности, человек твоей религии и убеждений». И, безусловно, если бы законник услышал такой ответ от Христа, то это подтвердило бы его точку зрения, и он почувствовал бы себя оправданным. Он хотел, чтобы Иисус Христос определил круг этих ближних и предложил своего рода формулу, при помощи которой можно было бы установить, кого считать своим ближним.

В области религии люди заняты поисками законов и правил, при помощи которых они могли бы исполнить свой религиозный долг и успокоить свою совесть. Например, дай мне молитвенник с заготовленными молитвами! Скажи, сколько раз в день я должен молиться? Сколько времени я должен посвятить молитве? Сколько раз и когда я должен ходить в церковь? Как часто я должен исповедоваться?

В принципе законник спрашивал о том же. «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» «Кто мой ближний?» Как же ответил на эти вопросы Христос? Предложил ли Господь ему какую-то формулу, какие-то правила, которые он должен был исполнить? Может показаться странным, но Иисус Христос даже не ответил на вопрос. Рассказав о милосердном самарянине, Иисус спрашивает законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Вопрос не в том, кто твой ближний, а в том, являешься ли ты ближним для окружающих.

Дорога между Иерусалимом и Иерихоном называлась Кровавым путем. На этой дороге постоянно совершались преступления. Путешествующих по ней то и дело грабили, а порой и убивали. Все это было знакомо тем, кто слушал Христа.

Проходивший по ней священник, увидев несчастного, пострадавшего человека, поторопился пройти мимо. Своему поступку он мог найти сколько угодно оправданий. Во-первых, он торопился домой, где его ожидали дети и жена. Кроме того, он и так задержался в Иерусалиме, исполняя свои религиозные обязанности. Потом, чем он мог помочь этому жалкому человеку? Кто знает, не наблюдали ли за ним, спрятавшись за соседнюю скалу, разбойники? И если бы он остановился, где гарантия, что разбойники не напали бы и на него? Ведь они могут и его ограбить и даже убить! Вот такие мысли молниеносно пронеслись в голове священника, и он решил продолжить свой путь: «Пусть ему поможет кто-нибудь другой, я не единственный человек, идущий этой дорогой!»

Через какое-то время раненого заметил проходивший мимо левит, тоже из священнослужителей. Он подошел (чего священник не сделал), посмотрел на несчастного и пошел дальше. У него тоже нашлось бы достаточно причин, не позволявших остановиться и помочь несчастному человеку.

Но вот на этой же дороге появился еще один человек – самарянин. Увидев избитого, едва живого человека в разорванной одежде, самарянин сжалился. Но он не только подошел и мысленно пожалел несчастного. Самарянин взялся за дело милосердия. «Возливая масло и вино», самарянин обработал раны пострадавшего и перевязал их, посадил раненого на своего осла и отвез его в гостиницу. Но и это не все. На следующее утро, собравшись в дорогу, он рассчитался с хозяином гостиницы и, дав ему два динария, сказал: «Позаботься о нем; и если потратишь лишнее, то на обратном пути я тебе все возмещу».

Самарянин тоже мог найти уйму причин, не позволявших ему оказать помощь пострадавшему. Например: почему он должен помочь этому еврею, ведь сам он самарянин? Испокон веков евреи с самарянами не общались. Евреи, ссылаясь на национальные и религиозные различия, были враждебно настроены против самарян, и те отвечали им взаимностью. Так что у самарянина были все основания пройти мимо и не связываться с истекающим кровью евреем. Но самарянин увидел человека, нуждающегося в помощи, и проявил к нему милосердие.

Заметьте: на вопрос, который Господь задал законнику – «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?», – законник ответил: «Оказавший ему милость!» Его ответ был правильным. Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же!»

Но что это значит – «поступай так же»? Что следовало сделать законнику? Может быть, стать более религиозным? Но из притчи ясно, что одной религии недостаточно: религиозные люди – священник и левит – не оказали милосердия пострадавшему.

Какой же смысл Господь вложил в Свой ответ? Иисус не сказал законнику, чтобы тот подражал милосердному самарянину, но чтобы, подобно самарянину, был ближним нуждающимся. Подражать – это одно, а быть ближним всем окружающим – совершенно другое. Так что вопрос не в том: кто твой ближний, а в том, являешься ли ты ближним для других. Разница в этих вопросах огромная. Если ты не равнодушен к бедам людей, то не спрашивай, кто твой ближний. Ты являешься ближним каждому человеку, повстречавшемуся на твоем пути. Ты не ограничиваешь свою любовь и дела милосердия определенным кругом людей. Каждый человек, нуждающийся в милосердии, будь он твоей национальности или другой, станет твоим ближним. Для тебя будет совершенно естественно помочь всякому человеку, испытывающему нужду. Что же тогда нужно, чтобы быть ближним для всех? Нужно родиться свыше. И только тогда, когда ты родишься свыше, ты будешь поступать соответственно своей новой натуре. Тогда, и только тогда, ты будешь воистину любить Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего своего, как самого себя. Первый вопрос законника содержал именно мысль: «Возможно ли стать новым человеком?»

«Что нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Ответ: «Любить Бога». Но как я могу любить Бога? Пробовали ли вы любить Его? Чем закончились ваши попытки? Может ли грешный человек любить Бога всем сердцем, всею душою и всем разумением? Нет! Он будет способен на это только после того, как станет другим человеком. Только человек с новым сердцем, сердцем, данным ему Богом, может любить Бога.

Никакие правила, никакие подражания святым не способны произвести в нас новую жизнь. Только Бог может дать ее нам. Только рождением свыше мы можем обрести новую жизнь. Именно об этом пишет апостол Павел во Втором послании коринфянам: «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (5:17). Только человек, получивший новую жизнь, будет любить Бога, и эта любовь к Богу непременно проявится в любви к ближнему, в делах милосердия. Вернее, такой человек будет ближним для всех. Для человека, любящего Бога, не имеет значения, кому он оказывает милосердие – литовцу, русскому, армянину, якуту, украинцу, узбеку, китайцу или азербайджанцу. Он не станет спрашивать, какую религию исповедует нуждающийся, к какому социальному классу принадлежит пострадавший.

Но кто же может произвести в нас такую перемену, кто может сделать нас этим новым человеком? Никто, кроме Того, Кто рассказал нам притчу о милосердном самарянине. Иисус Христос, став нашим добрым самарянином, простер нам руку милосердия. Он воскресил нас к новой жизни.

Милосердие, которое оказал всем нам Господь, несравнимо с милосердием самарянина. Наше положение было куда печальнее, чем положение того несчастного, ограбленного и избитого разбойниками. Мы были мертвы по грехам и преступлениям нашим. Наши собственные грехи были теми разбойниками, которые смертельно ранили нас. Пострадавший из притчи случайно попал в руки разбойников, а мы умышленно презирали нашего Господа, отвращали от Него лицо свое и ни во что ставили Его. Сколько раз Он простирал к нам руку милосердия, но мы отворачивались от протянутой к нам руки помощи. Мы пренебрегали Его любовью.

И несмотря на это, Он взял на Себя грехи всех нас и понес их на крест. Вместо нас Он был поражаем и наказуем. Ранами Его мы исцелились. Кровью Его мы омылись и сделались чистыми. Он отдал Свою жизнь, чтобы мы имели Его жизнь. Благодать, любовь и милость Господа нашего Иисуса Христа проявились в том, что «Он, будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою».

О, какое богатство предлагает наш Господь каждому израненному грехом человеку! Он предлагает ему стать совершенно новым творением, хочет ему дать вечную жизнь. Это величайшее сокровище, которое невозможно приобрести ни за деньги, ни за добрые дела.

Мой друг, как бы ты ни старался спасти себя делами закона, твои попытки обречены на полную неудачу. Почему? Потому, что твоя греховная натура не способна произвести дел, угодных Богу. Даже если бы с сегодняшнего дня ты начал творить только добрые дела (безусловно, это невозможно, но допустим, что это было бы так), то чем ты оправдаешься перед Божьим судом за свое прошлое? Закон требует полного совершенства.

Но, благодарение Богу, есть один-единственный выход из этого безнадежного положения! Ты должен покаяться и веровать в Господа Иисуса Христа. Ты можешь покаяться там, где ты сейчас находишься. Исповедуй перед Богом свой грех. Скажи: «Боже, я согрешил против Тебя. Прости меня!» Бог примет тебя таким, какой ты есть, на основании веры в искупительную жертву Иисуса Христа. Он простит все твои грехи и сегодня же сделает тебя новым человеком.

Покайся, прими дар спасения верой в Господа Иисуса Христа и станешь этим новым человеком, и будешь иметь жизнь вечную.

Архив