+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 1997 г.

Скала в море

Ульрих Гильдебрандт

Море – воплощение человеческой тоски по бескрайности, по дали! Ничто не мешает глазу обозревать бескрайний горизонт. Даль кажется бесконечной. И на грани далекой линии соприкосновения неба и воды сияет лишь свет с небес, который заставляет все вокруг сверкать удивительными красками. Синева-то какая! Нет, не только синева. Бесчисленные цветовые нюансы, вызванные преломлением, рассеиванием и отражением световых лучей, рождает море. Светло- и темно-синий цвета, насыщенный аквамарин бездны, чистая голубизна небес, удивительная бирюза, сине-зеленый цвет залива – эта палитра соткана из красок света, неба, движения, морских глубин.

Всякий, кто хоть раз видел море, не может не почувствовать его безмерного очарования. До слуха доносится ни с чем не сравнимый шум – дыхание живого океана.

Волны, накатывающиеся на берег, кажутся мягкими, льнущими. Элегантно обходят они препятствия, дробятся, чтобы затем снова слиться воедино. Лишь наметанный глаз заметит абразию – «обтесывающее», «обстругивающее» действие волн. Волна быстро теряется на изрезанном берегу, но следом идет вторая, затем третья... И суше ничего не остается более, как отступить.

Отступление это ни в коем случае не результат исключительно больших бурь, которые уносят в море дань в виде мягкого песка и рыхлой земли. Чаще для пагубной эрозии достаточно волн средней величины. Взвешенные в воде мельчайшие частички и зерна песка шлифуют массивные горные породы, как наждачная бумага. Желобки с их скальными козырьками, которые когда-нибудь обязательно отломятся, арки ворот и пещеры или башни – результат действия морского прибоя. Причудливые, удивительной красоты формы возможны лишь там, где это позволяет структура скальных пород, имеющая слои различной твердости.

Волны разрушительны, особенно для камней на берегу, которые очередной прибой перемещает на сантиметры, а иногда и на метры в глубь суши. Скатывающаяся назад, в море, вода уносит эти камни с собой, и они бьются о другие, каждый раз полируя свои и их грани до округлых форм. Шум при этом стоит неимоверный: удары могут быть резкими, могут быть и глухими. Волна, бьющая о берег с большой силой, может переместить с одного места на другое скальные осколки весом в десятки килограммов. Поверить может только тот, кто видел это! Мы видели.

Что же остается на берегу после работы морских жерновов? Песок! Белый известковый песок, светло-желтый кварцевый песок, серый песок, состоящий из таких минералов, как гранат или оливин, черный базальтовый песок и т. д.

Велика сила моря. Оно сильно в смысле разрушительного действия на скальные породы, в смысле впечатляющего действия на наблюдателя, который находит в себе мужество подняться на высокие прибрежные скалы и с глубоким почтением относится к высвобождающимся силам моря.

Волны. Одни лишь волны... А что будет со скалой? Когда-нибудь от нее не останется и следа? Нет! Эта прибрежная скала будет разрушена и снесена в море, но под водой прибой изо дня в день наращивает новую, которая однажды станет такой большой, что о нее будет разбиваться всякая волна. Скала в море вечна.

Архив