Вера и Жизнь 1, 1998 г.
- Афинянам нашего времени
- Покайся, Русь, пока не поздно...
- Наш путь или Божий?
- Стихийные бедствия
- На вопросы читателей отвечает
- Практика душепопечительской работы с оккультно обремененными людьми
- Последняя просьба
- Спасай душу свою (Бытие 19:17)
- Верный знак
- Поэзия
- Проза
- Несколько вопросов к читающим и изучающим Библию
- Калмыкия
- Гиксосы
- Где люди безбожны, там...
- Спасение
- О первостепенном
- Письма читателей
Гиксосы
Валентина Новомирова
Из предисловия к книге. Печатается с сокращениями.
Говорят, что главное, чем должен владеть писатель, – это искусством начать книгу и, что не менее важно, вовремя ее закончить. Я не писатель и никогда не мечтала стать им, более того, я всегда занималась тем, что читала и исправляла написанное другими. Я редактор и в этом нахожу свое призвание...
Ну вот, можно сказать, что с первой задачей я справилась, – начало положено! А это было действительно нелегко: я не единожды пыталась начать писать эту книгу, но всякий раз останавливали сомнения: а надо ли? Тема настолько далека от нас и от нашей жизни, что впору задуматься: а заинтересует ли кого-нибудь то, что несколько лет владеет моими мыслями? Нужно ли это кому-нибудь, кроме меня? Единственное, в чем я нисколько не сомневаюсь, так это в правильности своей гипотезы, и именно ею я и хочу поделиться. Собственно, слово «гипотеза» здесь не вполне подходит. Гипотеза – это нечто из области предположений. Я же хочу рассказать не о предположениях, но об объективной истине, которую, надеюсь, смогу обосновать и аргументировать...
Тема книги ко мне не имеет прямого отношения, она скорее в компетенции ученого-историка. Но историки об этом не пишут, вернее, пишут, но очень мало и, как мне кажется, совсем не то, и совсем не так...
Теперь, по традиции, несколько слов о замысле. Замысла как такового сначала не было, как не было и намерения писать. Все началось как-то по-обыденному, неприметно. Несколько лет назад мне в руки попала журнальная статья. Сейчас я уже затрудняюсь вспомнить, о чем она, помню только, что статья касалась не истории, а какого-то другого предмета и что меня она тогда заинтересовала. Я с увлечением читала, пока случайно не натолкнулась на фразу о том, что около четырех тысяч лет назад Древний Египет был завоеван кочевыми племенами (или племенем) гиксосов, которые не только покорили Египет, но и удерживали свое господство над ним в течение нескольких веков. Эта фраза в контексте статьи была чем-то инородным, вставленным автором для иллюстрации какой-то его мысли. Если бы сама статья не показалась мне такой интересной, я скорее всего просмотрела бы ее «по диагонали», опуская все авторские отступления, тем более, что я ее не редактировала, а просто читала. Но тема была интересной, а потому я читала, ничего не пропуская. И вот так, можно сказать, совершенно случайно, повстречалась с гиксосами. Вполне возможно, что мне и раньше доводилось либо слышать, либо читать о них. Не помню. Я, как правило, пропускала подобную информацию мимо себя. Но в этом случае все было иначе. Я уже не помню ни самой статьи, ни даже в каком журнале она была напечатана.
Запомнилась только эта фраза, запомнилась, как мне представляется, только потому, что к статье она отношения не имела и, выпадая из контекста, привлекла к себе внимание. Во всяком случае, я уже не столько дочитывала статью, сколько думала над тем, как это кочевому племени (или даже племенам) удалось завоевать Египет. Я не египтолог, но даже мне этот факт показался невероятным: как такую могучую державу, как Древний Египет, могли завоевать племена кочевников?! Кем должны были быть эти гиксосы, чтобы Египет пал перед ними? Кто они? Откуда пришли? На каких просторах взращивали свою военную силу и почему обрушили ее не на более слабых соседей, а именно на Египет?..
Каждая профессия имеет свои законы и правила. Первое правило редактора – проверять: проверять все, в чем сомневаешься, и выяснять все, чего не знаешь. Любой сомнительный факт или форма его изложения подлежит проверке и уточнению. Правило второе – для проверки обращаться только к тем источникам, авторитетность которых не подлежит сомнению. И я, повинуясь укоренившейся привычке, решила для начала выяснить, а действительно ли гиксосы покоряли Египет. Как оказалось, покоряли и даже господствовали над ним. Относительно этого факта все востоковеды вообще, и египтологи в частности, единодушны. Что же касается всего остального, то сколько специалистов – столько и мнений. Чем настойчивее я искала, тем больше убеждалась, что ничего сколько-нибудь определенного и обоснованного я не найду. Науке неизвестно ни когда это случилось, ни кто такие гиксосы, как неизвестна причина, побудившая это кочевое племя пренебречь чувством самосохранения и, обходя стороной все ближневосточные страны и народы, напасть на могущественный Египет, и... без труда овладеть им. Я прочитала столько солидной научной литературы по Древнему Востоку – как отечественных авторов, так и зарубежных, – что могла бы консультировать по вопросу египетско-гиксосского конфликта, если бы мне только удалось свести воедино полученную информацию...
Мой интерес возрос. Отсутствие какой-либо достоверной информации само по себе не удивляет, удивляет другое.
Гиксосы вторглись в Египет в библейские времена. Более того, их пребывание в Египте совпало с пребыванием там евреев. Когда историки подвергают нещадной критике сведения, содержащиеся в Библии – как относящиеся к этому периоду, так и к более ранним или, напротив, более поздним временам, – у неискушенного человека создается впечатление, будто наука об этих временах знает так же достоверно, как и о дне вчерашнем. Ничего подобного! Древняя история – это область догадок. Даже в том случае, если имеется памятник древней письменности, то его прочтение и интерпретация прочитанного – полигон для фантазии. Библейская негативная критика может принять к рассмотрению вопрос о пребывании в Египте Авраама, Иосифа и Иакова с сыновьями и вынести свой вердикт на предмет исторической достоверности, а точнее, недостоверности этих библейских фактов, но при этом она ничего не может сказать о завоевании этой – не другой, а именно этой! – страны целым народом и притом в то же самое время, когда там были или, как утверждают историки, не были патриархи еврейского народа! Оглядываясь на четыре тысячи лет назад и рассматривая Древний Египет, «объективная» наука заявляет, что никто из библейских лиц не попадает в поле ее зрения. Гиксосы, правда, «просматриваются», но из-за плохой видимости, не удается рассмотреть ни кто они, ни откуда пришли: видно только, что именно они овладели Египтом, – и больше ничего.
Я христианка, и для меня Библия – не только Священное Писание, истинность которого не подлежит сомнению, но и исторический документ. Но в Библии также ничего не говорится о гиксосах. И вот это обстоятельство показалось мне более, чем странным. Сыны Израилевы в течение примерно двух столетий живут в Египте, управляемом гиксосами; видят крушение их господства и сами, – как считают христианские ком-ментаторы Библии, – именно в результате изгнания из Египта гиксосов становятся рабами египтян... и ни словом о гиксосах не упоминают. В Библии вообще не содержится и намека на то, что евреи пришли в покоренный кем-то Египет; не содержится в ней и никаких, пусть даже косвенных, сведений о том, что кого-то изгоняли из этой страны в их бытность там. Неужели для автора книги Бытие такое событие, даже два события – покорение Египта гиксосами и освободительная война египтян, закончившаяся для них победой и освобождением, а для евреев рабством, – факты настолько незначительные, что он не удостоил их вниманием? Да быть такого не может! И тем не менее, я не встретила в книге Бытие даже намека на то, что ее автору хоть что-нибудь известно о гиксосах.
Молчат о гиксосах египетские источники (встречаются только крайне скупые косвенные данные), сами гиксосы, как утверждают историки, никаких следов по себе не оставили, евреи также хранят молчание. Между египтянами и гиксосами имели место серьезные недоразумения, между евреями и египтянами также. Но в одном вопросе эти три народа приходят к консенсусу: они дружно и единодушно «сговариваются» скрыть от потомков всю информацию, имеющую хоть какое-то отношение к гиксосам. И это им удается! Невероятно, но факт. Впрочем, я не могу, да и не намерена, утверждать, что подобный сговор действительно состоялся. Нет, естественно. Но выглядит все именно так!
Хотя я не могла отказаться от своего намерения – выяснить, кто такие гиксосы, но постепенно сам характер поисков и их направление изменились. Меня уже не столько интересовали гиксосы сами по себе, сколько вопрос: почему Библия молчит о них? С этим я примириться не могла. Я была глубоко и непоколебимо уверена, что в Библии должны быть сведения о гиксосах, только гиксосы скорее всего названы в ней этнонимом, а не псевдонимом «гиксосы». Известно, что «гиксосы» – это прозвище, которое дали этому народу египтяне, после того как гиксосы покорили Египет. (В переводе на русский слово «гиксосы» означает «правители-пастухи».) И я пыталась отыскать следы гиксосов в Библии. Но из упомянутых в Библии древних народов ни один не подходил на роль гиксосов. Чем настойчивее меня преследовали неудачи, тем упорнее я искала – но теперь уже только в Библии. Не то чтобы я не могла смириться с поражением – смирялась и не раз! – но не в этом случае. Я так глубоко «зарылась» в древнюю историю, что мне было куда проще продолжать копать эту яму, чем из нее выбраться! Книгу Бытие я читала и снова перечитывала; выделяла в ней фрагменты текста, где вероятнее всего могло оказаться упоминание о гиксосах, и выясняла фонетическое звучание интересующих меня слов на иврите и других древних языках – а вдруг прозвучит что-то, хотя бы отдаленно созвучное слову «гиксос». Никаких результатов.
И вот в один прекрасный день случилось чудо – никак иначе я это назвать не могу. Я раскрыла Библию, чтобы сверить цитату, и вдруг поняла, что в тексте, который я читаю, речь идет о гиксосах, более того, в этом стихе и последующих описывалось, как гиксосы получили свое прозвище!
Все встало на свои места. Те исторические факты, которыми располагала наука и которые одновременно свидетельствовали и о завоевании Египта гиксосами, доказывая невозможность этого, в контексте Библии приобрели совершенно иной смысл и уже не казались абсурдными. Напротив, они как бы сами «вписывались» в библейский текст и в нем получали свой истинный смысл. Все было настолько очевидно, что я не могла понять: как же я раньше этого не замечала?! Ну что же, одно утешает – не я одна!
Теперь, когда я объяснила, почему решила написать о гиксосах и о том, как складывались их отношения с египтянами в далеком для нас восемнадцатом веке до Рождества Христова, можно переходить непосредственно к теме. Итак, гиксосы в Египте...