Вера и Жизнь 1, 1998 г.
- Афинянам нашего времени
- Покайся, Русь, пока не поздно...
- Наш путь или Божий?
- Стихийные бедствия
- На вопросы читателей отвечает
- Практика душепопечительской работы с оккультно обремененными людьми
- Последняя просьба
- Спасай душу свою (Бытие 19:17)
- Верный знак
- Поэзия
- Проза
- Несколько вопросов к читающим и изучающим Библию
- Калмыкия
- Гиксосы
- Где люди безбожны, там...
- Спасение
- О первостепенном
- Письма читателей
О первостепенном
«Пусть говорят дни, и многолетие поучает мудрости», – записано в книге Иова. И действительно, не для того ли дает Господь человеку зрелые годы, чтобы накопленные им знания и опыт помогли другим, уберегли кого-то от ошибок?!
Этой теме и посвящено интервью, взятое у пастора одесской церкви «Благодать» Василия Ефимовича Логвиненко, прошедшего путь служения от дьякона в маленькой церкви на Пересыпи до председателя ВСЕХБ в Москве. Находясь на пенсии, он помогает молодым братьям в их работе в церкви, Одесской библейской школе и одной из городских больниц.
– Василий Ефимович, существуют вопросы, которые относятся к компетенции ученых, богословов, являются предметом научных изысканий, и есть такие, которые имеют практическое, жизненно важное значение абсолютно для всех людей, независимо от их образования, занимаемой должности, возраста. Что бы Вы отнесли к таким вопросам?
– Одним из самых главных или скорее самым главным для конкретной человеческой жизни вопросом, я думаю, является спасение, вечная жизнь с Богом. Посмотрите, сколько раз в Библии встречаются слова, суть которых сводится к одному: «Что мне делать, чтобы спастись?» Мы видим, что и Иисус, будучи здесь, на земле, постоянно обращал внимание на то, как трудно человеку попасть в Царство Божие. Он же и дал короткий, исчерпывающий ответ на этот вопрос. Помните, Ему встретился благочестивый юноша, чтивший Бога, соблюдавший заповеди, хорошо воспитанный, о котором один из евангелистов даже записал, что Иисус «полюбил его». Юноша искал, чего ему еще недостает, чтобы иметь жизнь вечную. Иисус предложил ему расстаться с его богатством, и тот, опечаленный, отошел. «Трудно богатому войти в Царство Небесное», – сказал Иисус, и ученики Его в изумлении спросили: «Так кто же может спастись?» Господь отвечает: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно».
Зачем Он это говорит? Зачем подчеркивает безнадежность положения, в котором оказался человек? Не для того, конечно, чтобы просто усугубить чувство подавленности, но чтобы указать выход: спасение возможно, освобождение близко, но совершить его может только Бог. У человека нет средства очиститься, омыть себя от своих грехов, стать пригодным для Божьего Царства. Такое средство есть только у Бога: кровь Агнца, принесшего Себя в жертву за грехи человеческие. И Бог по милости Своей сделал это средство доступным для людей. Сын Божий совершил спасение на кресте. Он сделал нам подарок, который нельзя ни заслужить, ни отработать, а можно только принять из Божьих рук в покаянии и с благодарностью.
Вот что, я думаю, первостепенно для каждого человека: понимание того, что спасение дано по милости Божьей, а не по нашим заслугам. Принять его верой или оттолкнуть – вот что определяет жизнь здесь и в вечности. Об остальном можно подумать во вторую очередь. Для каждого же исключительное значение будет иметь именно прощение, освобождение от наказания, которое нами заслужено, но которое Иисус принял на Себя (в том-то и заключается любовь Божья). Радость и ликование, связанные с освобождением, знают все, кто его пережил.
– Одна моя знакомая спросила меня, почему такой странный критерий выбран Богом для отбора в число спасенных: по вере? Почему не по уму, порядочности, добрым делам, всему тому, что напрашивается быть мерилом? Она говорила: «Ведь обидно даже: стараешься-стараешься, совершенствуешься, работаешь над собой, а тебе вдруг говорят: «Это все неважно». А другой нисколько и не старался, а просто уверовал, как дитя, и – спасен...»
– Ну, и как Вы объяснили Вашей знакомой, почему же по вере, а не иначе?
– Боюсь, что я ей так и не смогла этого объяснить. Но позже Бог послал мне одну иллюстрацию. В своей ванной я нашла свалившегося туда паучка. Я попыталась ему что-то подставить – полотенце, сложенную газету, чтобы он вскарабкался и я вынесла бы его в палисадник, на вишню. Так вот, паук не хотел понять, что я хочу ему помочь, бегал от меня по всей ванне и продолжал карабкаться и падать, пока не попал под струйку воды, которая его смыла. Я подумала: «Надо же, как все просто. Если бы он мне поверил, я бы его спасла. Но он не поверил. Он не знал, что где-то есть палисадник и вишня, как многие люди не знают, что есть небесный Иерусалим. Паук не видит так далеко, как я, а люди своим ограниченным зрением не видят так далеко, как Бог, поэтому не верят Ему и вырываются из Его рук».
– Вы привели замечательный пример. Из него видно, что не имеет никакого значения, «хороший» это был паук или «плохой», «добродетельный» или не очень. Он не поверил, вот в чем его беда. У меня в жизни был совершенно такой же случай, и я подумал: «Постой, да это же я карабкаюсь и падаю». И никогда бы мне, да и всем нам, не выбраться из нашего безнадежного положения, если бы Господь не протянул нам руку.
– Василий Ефимович, почему апостол пишет «со страхом... совершайте свое спасение»?
– Библия вообще пронизана подобными предупреждениями: «чтобы... не оказался кто из вас опоздавшим» (Евр. 4:1), «чтобы не отпасть» (Евр. 2:1) или вот: «если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3:14). То есть спасение – это нечто такое, о чем можно вознерадеть (Евр. 2:3), не посчитать за ценность, что можно не сохранить. Разве мало мы видим небрежного к этому отношения? Умер человек, и все дружно говорят: «Царство ему Небесное», как будто совершенно неважно, как человек жил, примирился ли с Богом, искал ли этого Царства. Как будто так просто оно дается и принимается.
Конечно, в определенном смысле спасение – это разовый акт. «Совершилось!» – сказал Господь на кресте. С Его стороны оно совершилось. Он сделал для этого все. Уверовать в это – значит получить спасение. Можно быть утешенным не на один день, а на всю жизнь, поскольку из руки Его никто не похитит. Что ж, это правда. Это все так. Если только человек захочет находиться в этой руке во всех обстоятельствах своей жизни, в любых испытаниях. Если же он с чем-то не согласен (а он может быть несогласным с тем или иным решением Бога. Бог его так устроил. Он дал право на выбор, на свободу воли), то сам решит, оставаться ему и дальше в этой руке или нет. То есть, я считаю, что человеку посредством свободы выбора дано быть участником своего спасения или своей погибели.
Есть и еще одно важное обстоятельство. Не из чего не видно, чтобы враг человеческий успокоился после того, как человек верою принял Христа. Наоборот. Сам Иисус сразу после крещения был поведен Духом Святым в пустыню для искушения, и абсолютное большинство уверовавших переживают такое же. Логика подсказывает, что этот противник трудится целенаправленно и часто, к сожалению, имеет успех. Вот почему нам сказано: «если только... сохраним до конца».
– Откуда сваливается на некоторых верующих такая беда, как потеря уверенности в спасении?
– Тут однозначного ответа нет. Один случай не похож на другой, потому что каждый имеет свои причины. Со мною лично такого не бывало, а в пасторской практике случалось. Приходили братья и сестры с такой проблемой. Некоторые не утверждены были в Слове Божьем. Смущались от противоречий (как им казалось) в Библии, не могли согласовать некоторые сложные, полные как бы жестокостей, места Ветхого Завета с Новым. Но чаще всего это были люди, которые неправильно поступали перед Богом, грешили. Один раз согрешил человек, другой, третий, исповедал свой грех, опять согрешил, опять исповедал. А враг тут как тут. Приходит и говорит ему: «Хватит, ты уже можешь не молиться».
Человек приходил ко мне разбитым, измученным и говорил: «Бог меня уже не простит, я знаю». Мне приходилось убеждать, что если есть в сердце боль о сделанном грехе, то есть еще надежда, вот если боли нет – дело плохо. Мы начинали молиться вместе. Иногда долго еще шла борьба, не раз человек падал, но все равно потом одерживал над этим грехом полную победу.
Детям Божьим надо помнить: чтобы вырвать у человека самое дорогое – мир, покой, уверенность в спасении, – сатана использует чаще всего свой излюбленный прием: привести ко греху, а потом отчаявшемуся грешнику внушить, что ему больше нет прощения. Нельзя этому верить. Мы уже говорили: та рука, которая нас вытянула, она и держит нас.
– Бывает, наверное, и так, что человек делается слишком «внимательным» к несовершенству братьев и сестер, служителей церкви, и тогда в нем охладевает любовь и начинаются духовные проблемы?
– Мы сегодня уже говорили по дороге на собрание, как хорошо, что, когда мы приходим к Господу, глаза наши, по библейскому выражению, до времени удержаны от недостатков наших ближних. Братья и сестры кажутся нам такими милыми, добрыми, совершенными, прямо святыми. Это особая милость Божья, потому что Он знает, что мы еще невозросшие, неукрепленные. Но по мере нашего возрастания выясняется, что у наших братьев и сестер много слабостей, как и у нас самих, и часто есть среди них падающие. Так вот, самое главное, что Бог укрепляет человека, когда тот смотрит только на Него, полагается только на Него. Писание говорит: «...Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса ... чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр. 12:2,3).
Петр, пока смотрел на Христа, шел. Как только посмотрел на бушующие волны, так, хотя и был рыбаком, начал тонуть. Точно так и с нами бывает: как только мы не на Христа смотрим, а на себя или другого человека, что он то и то не так делает, мы тут же и сами пошли ко дну.
Апостолы настоятельно просили своих учеников: «Помни Иисуса Христа», «Держитесь Господа искренним сердцем». Поэтому один рецепт, один совет: держитесь Господа. Другого пути нет.
– Год только начался, что бы Вы пожелали нашему журналу и его читателям?
– Мне нравится журнал «Вера и жизнь». Журнал снискал уважение у верующих и, насколько я знаю, у многих неверующих, но ищущих людей. Потому что он рассказывает о настоящей вере и настоящей жизни.
Есть такая морская команда «Так держать!» Это означает не менять курса. Раскрывать в материалах, делиться с читателями неподдельной, искренней верой, которая зиждется не на каких-то временных всплесках, модах, эйфории, а на глубоком познании истины Слова Божия и перерастает в сердечное доверие Богу, а значит, в замечательную, полноценную жизнь. Авторскому коллективу журнала и его читателям – Божьих благословений!