Вера и Жизнь 1, 1998 г.
- Афинянам нашего времени
- Покайся, Русь, пока не поздно...
- Наш путь или Божий?
- Стихийные бедствия
- На вопросы читателей отвечает
- Практика душепопечительской работы с оккультно обремененными людьми
- Последняя просьба
- Спасай душу свою (Бытие 19:17)
- Верный знак
- Поэзия
- Проза
- Несколько вопросов к читающим и изучающим Библию
- Калмыкия
- Гиксосы
- Где люди безбожны, там...
- Спасение
- О первостепенном
- Письма читателей
Практика душепопечительской работы с оккультно обремененными людьми
Иван Раймер
КОМУ ДОВЕРЕНО СЛУЖЕНИЕ?
В христианских общинах глубоко укоренились представления об опасности работы с оккультно обремененными людьми. Страх перед сатаной и его демонами иногда доходит до того, что служители церкви наотрез отказываются помочь человеку, попавшему в демонический плен, страшась, что демон сможет перейти на самого служителя. Библия, снимая с нас всякий необоснованный страх, ясно говорит, кому доверено служение освобождения.
Во-первых, Христос доверил служение освобождения Своим ученикам (Мф. 10:1–8; Мк. 3:13–19). Важно отметить, что, посылая Своих учеников на служение освобождения, Христос дал им силу и власть (Лк. 9:1; Мк. 3:15; Ин. 1:12). И посланы ученики были исключительно к «овцам дома Израилева». Результат их труда был поразительным – демоны повиновались им (Мф. 17:21). В исключительных случаях, однако, и ученики чувствовали свое бессилие, потому что определенный род демонов изгоняется только постом и молитвой (Мф. 14:13; Лк. 9:10). Для служения освобождения, таким образом, необходимо: призвание, оснащение силой свыше, послушание и молитва (в экстренных случаях пост).
Во-вторых, не только апостолы были призваны изгонять бесов. Верующие в Иисуса Христа вообще призваны к служению освобождения (Мк. 16:17). Миссионерское служение как раз тем и отличается, что посланники Бога вступают в борьбу с силами духов поднебесных (Еф. 6:11–18). Для успеха и победы в этой борьбе необходимо следующее:
1. Вера (доверие), следование за Христом (Мк. 16:17; Мф. 17:14–21). Только верующий – последователь и ученик Христа – способен противостоять силам тьмы.
2. Личное призвание и духовная подготовка на служение (Ин. 20:21; 1 Кор. 12:1; Еф. 4:11–16).
3. Всеоружие Божие: вера, уверенность в спасении, праведность, готовность благовествовать Слово Божие, послушание и молитва (Еф. 6:11–18). Облачиться во всеоружие Божие – это значит одеться в броню праведности. Для этого святые призваны к подготовке под руководством апостолов, пророков, евангелистов, учителей и пастырей (Еф. 4:11).
На практике служение освобождения в Новом Завете осуществлялось при наличии не менее двух служителей (Мф. 10:1–8).
ПЕРВЫЙ ШАГ – ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ
Служение освобождения начинается с установления точного диагноза. Освобождать пленного можно, только зная род и степень пленения. В душепопечительской практике допущено немало ошибок, когда одержимых лечат от душевных заболеваний или, наоборот, из душевнобольных изгоняют мнимых духов. Христос установил основной принцип служения освобождения. В Библии сказано: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Истинное освобождение возможно только после выяснения положения, в которое попала обратившаяся за помощью личность. Зачастую обращающийся за помощью очень фрагментарно представляет свое положение. Поэтому на душепопечителя возлагается большая ответственность – установить истинное состояние человека. Как это сделать?
Мы располагаем четырьмя источниками информации о человеке, обращающемся к нам за помощью:
1) он сам;
2) люди, знакомые с ним;
3) Бог;
4) демон.
Все четыре источника имеют определенное значение в душепопечительской диагностике. Обычно беседа начинается с опроса обремененного человека. Важно отметить, что установление диагноза прямо зависит от его доверия к душепопечителю. Поэтому, прежде чем начать опрос, следует установить атмосферу доверия. В этом отношении немалую роль играет внешний вид душепопечителя и убранство помещения, в котором проводится беседа. Беседу надо начать непосредственно с пережитого им, задавая наводящие вопросы о возможных причинах случившегося.
Например: Валя жалуется на состояние животного страха, мешающего ей нормально жить. Душепопечитель дает возможность Вале описать это чувство, установить, где, когда и почему это чувство проявляется в жизни Вали. Какие люди, предметы, мысли и т. д. связаны с появлением страха, существуют ли симптомы оккультно демонической обремененности. Какие?
Важно понять, что, если перед нами одержимый человек, его воля и способность настолько огра-ничены, что он не в состоянии объективно оценить свою ситуацию. Как только у душепопечителя сложится впечатление, что перед ним одержимый человек, ему необходимо освободить волю последнего. Я обычно в молитве прошу Господа связать духа тьмы и развязать волю человека, сидящего передо мной. Очень часто такая молитва вызывает дух на поверхность сознания человека, и тогда начинается непосредственная борьба за освобождение человека.
Освободив в молитве волю человека, душепопечитель продолжает диагностическую беседу с ним, при этом внимательно прислушиваясь к голосу Духа Святого.
Полученная в беседе информация еще далеко не означает, что она истинна. В беседе с оккультно обремененным человеком важно руководствоваться принципом: ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ. Во всяком случае эта информация подлежит анализу. Никогда не надо спешить с выводом. Дьявол – отец всякой лжи, – конечно, пытается сделать все возможное, чтобы обмануть воина Христа, взявшегося выгнать его из насиженного дома. Анализ проводится по двум принципам:
1. Все познается в сравнении. Поэтому необходимо сравнить полученную информацию со Словом Божиим, с опытом других и обсудить предварительные выводы в молитве с Господом.
2. Все подвергать критике. Важно обсудить услышанное и сложившееся впечатление с другими верующими, принимающими участие в служении освобождения. Каждому из нас даны определенные дары Духа Святого (1 Кор. 12:7). Никто не совершенен. Мы обязательно нуждаемся в корректировке со стороны братьев и сестер, слушающих голос Духа Святого.
Проанализировав полученную информацию, мы придем к определенному выводу и выясним состояние обремененного, или же вернемся к диагностированию. Не зная болезни, лечить нельзя!
КАКОВА БОЛЕЗНЬ – ТАКОВО И ЛЕЧЕНИЕ
Установив степень оккультной зависимости и определив душевные и телесные проблемы человека, душепопечитель приступает к его освобождению. При этом необходимо помнить, что:
а) оккультно обремененные люди приходят к нам с комплексом духовных, душевных и телесных проблем. Все эти проблемы, бесспорно, важны и нуждаются в разрешении, но решать их надо по порядку, не в один прием;
б) душепопечитель заинтересован в устранении причин, вызвавших ту или иную проблему. Основной причиной проблем оккультно обремененного человека является то, что он находится под демонической властью. Отсюда и надо исходить при освобождении. Между проблемами различного рода существует причинная связь. Эту взаимосвязь необходимо определить и в процессе освобождения человека двигаться от причины к следствию. Обычно телесные проблемы оккультно обремененного человека психосоматического происхождения. А психическое расстройство – результат оккультного влияния. Поэтому душепопечитель начинает с устранения духовной зависимости и только затем приступает к проблемам физического страдания. Желающий освободиться начинает с обратного, жалуясь на телесные и психические недуги. Ему необходимо объяснить, что помощь возможно оказать, только устранив причину страданий. Конечно, Господь всегда способен излечить сразу полностью. Мы, однако, говорим о терапии, процессе освобождения.
ВТОРОЙ ШАГ – ОСВОБОЖДЕНИЕ
Если в процессе диагностической беседы выявилась оккультная зависимость человека, то следующим шагом служения является освобождение человека от оков сатаны. Оно связано с покаянием, отречением, освобождением и посвящением человека Богу. Что это значит?
Покаяние – это осознание личной вины перед Богом, безвыходности в создавшемся положении и нужды в божественной помощи. Покаяться – значит осознать, что попал в тупик, положение безвыходное, пытаться выбраться из него собственными силами бессмысленно. Тебе поможет только чудо – Бог! (Деян. 2:37–38). Увлечение оккультизмом – это мерзость перед Богом, грех. И поэтому человеку, творившему такой грех, надобно покаяться. Иисус Христос понес на крест голгофский и этот грех. Всякому, приходящему к Нему с покаянием, Он простит (1 Ин. 1:8–9).
За покаянием следует отречение – волевой отказ перед миром видимым и невидимым от прав сатаны на твою жизнь. Отречение должно быть детальным. Все вскрытое в процессе диагностирования должно быть открыто перед Богом. Желающий освобождения человек должен, назвав каждый грех оккультизма, отречься от власти сатаны, связанной с этим грехом и отказаться от «помощи» и «услуг» дьявола в прошлом, даже если это приведет к возврату ранее исцеленного недуга. В моей практике я не раз встречался со случаями, когда больной в процессе сеанса у экстрасенса получал полное физическое выздоровление своего недуга, но с последующей зависимостью от сил тьмы. Теперь, когда он отказался от услуг демона и его лечения, недуг мгновенно вернулся. Это не всегда происходит, но подобных примеров много. Душепопечитель обязан подготовить человека к такому обороту дела и решить проблему связанного с этим страха до момента отречения. Отречение от прав демонов на жизнь человека должно также включать в себя решение отказаться от всех известных или, может быть, еще не известных ему прав дьявола на жизнь.
После личного покаяния и отречения связанного оккультными узами человека душепопечитель во имя Иисуса Христа, по воле человека, выраженной в молитве покаяния, и в силу полномочия, данного служителю Богом, приказывает демону покинуть человека.
Если диагноз был поставлен правильно, обремененный осознал свое состояние, покаялся и отказался от прав дьявола на свою жизнь, демон (или демоны) немедленно покинет человека.
Если освобождения не произошло, значит, диагноз был поставлен неточно.
Душепопечитель обязан вернуться к начальному пункту.
Освободился обремененный, значит, надо закрепить освобождение его посвящением жизни Богу. Христос Сам указывает на опасность, в которой находится человек, если сердце его осталось пустым после ухода из него беса. Демон, живший в сердце этого человека, скоро вернется и приведет с собой «семь злейших себя». И будет с этим человеком хуже, чем было до освобождения (Лк. 11:24–26). Поэтому очень важно, чтобы человек после освобождения от демонической зависимости посвятил свою жизнь Богу. Он должен сознательно отдать свою жизнь, тело, душу и дух под контроль Богу и попросить Его вселиться в него Духом Святым (2 Кор. 1:22; 3:3). Таким образом человек становится храмом Духа Святого, жилищем Бога (1 Кор. 3:16). Теперь он готов начать жизнь в свободе. И первый шаг этой новой жизни связан с полным уничтожением оккультной атрибутики. Все мосты к прошлому надо сжечь!
ТРЕТИЙ ШАГ –ОСВЯЩЕНИЕ
Новая, свободная жизнь не означает, что все проблемы исчезли и еще вчера пораженный дьяволом человек теперь витает в облаках счастья. Нет! Освободившись от оков дьявола, человек не освобождается автоматически от образа мышления, поведения и чувств, связанных с прежним образом жизни. Если освобождение от оков дьявола – суверенный акт Бога (Еф. 2:8–10), то преобразование повседневной жизни – сознательный подвиг самого человека (Флп. 2:12–13). Конечно, только с помощью Духа Святого.
Важно понять, что не всегда и не у всех с освобождением от оков сатаны автоматически решаются все проблемы душевного и телесного характера. В некоторых случаях возможно даже ухудшение состояния, потому что причиной этому состоянию были не только демоны, но и, скажем, нежелание примириться с родителями и т. д.
Поэтому за освобождением следует освящение. Освящение же – пожизненный процесс, и связан он с познанием и применением на практике воли Божией. Освящение есть воля Божия (1 Фес. 4:3–7). Цель процесса освящения – вернуть человеку его первоначальный облик – образ Божий (Быт. 1:26–28; Еф. 4:12–13), – другими словами, дать новому человеку в нас вырасти в полный возраст Христов. Новый человек – это тот, который родился в нас в момент нашего покаяния и возрождения. Ветхий – это тот человек, который сформировался в жизни без Бога: наше мышление, менталитет, характер, культура, поведение. Конфликт между новым и старым в нас неизбежен (Рим. 7).
ОБНОВЛЕНИЕ ОБРАЗА МЫШЛЕНИЯ КАК ОСНОВНОЙ МОМЕНТ ОСВЯЩЕНИЯ
Дьявол осуществлял свою власть над жизнью человека посредством контроля его мышления (Еф. 2:1–3). Образ нашего мышления является ключевым моментом бытия человека. Павел поэтому и пишет: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12:2) и «Обновитесь духом ума вашего» (Еф. 4:23). Наше мышление определяет наше поведение, обуславливает наши переживания и чувства.
Поэтому так важно наставить освобожденного человека на путь правильного мышления, как сказал апостол Павел:„Ибо в вас должны быть те же чувствования (в оригинале: образ мышления), какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5). А Иисус Христос знал, кто Он есть (не посчитал хищением быть равным Богу), знал, для чего Он призван (врач – больным, Спаситель – грешным), и знал, как Ему действовать (смерть на кресте голгофском). Цель душепопечительского труда в освящении – помочь человеку изменить свой образ мышления так, чтобы он определенно знал свое достоинство в Боге, свое личное призвание во Христе и умел жить по Его воле. Но это уже процесс ученичества – отдельная тема, лежащая за пределами этой статьи. Мне остается пожелать всем христианам, участвующим в служении освобождения, благословения Господа.