+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 1975 г.

Смоковница

Смоковница весьма часто встречается в Палестине и причисляется, вместе с виноградным деревом, к главным и преимущественным произведениям страны (Чис. 13:24; Втор. 8:8; Иер. 5:17; Ос. 2:12; Иоил. 1:12; Агг. 2:19; Лк. 21:29). Смоковница из семейства тутовых деревьев; принадлежит тропическому климату. Ствол ее редко прямой и без извилин; покрыт серою, жирною корою. Сучья раскидисты и почти стелются по земле; ветвями обильно; листья имеет широкие, похожие на кисть руки человеческой, сверху шероховатые и темно-зеленые, а внизу белые и нежно обросшие волосами и дают чудную тень, весьма приятную в такой жаркой стране, как Палестина. Сидеть или проводить время под смоковничным деревом (3Цар. 4:25; Мих. 4:4; Зах. 3:10; Ин. 1:48) считалось приятнейшим и счастливейшим состоянием.

Мелкие цветы его появляются в середине марта (Песн. 2:13) и лежат сокрытыми в мясистой оболочке, и потому древние думали, что смоковничное дерево не цветет. Оно приносит плоды несколько раз в году. Плоды смоковничные или смоквы похожи на грушу, сладки и приятны на вкус. Они известны у нас под именем винных ягод. Смоквы не очень крепко сидят на ветках и от сильного ветра, не созревши, падают с дерева (Наум. 3:12; Отк. 6:13).

В Палестине смоквы различают троякого рода: а) ранние, которые завязываются в марте месяце и при тихой погоде созревают в конце июня, а иногда ранее; они очень ценятся как ранний освежающий плод (Ис. 28:4; Иер. 24:2; Ос. 9:10); б) летние — завязываются в июле и созревают в августе; в) поздние смоквы, на которых плоды зреют, как падает уже лист, остаются на дереве, в благоприятную пору, всю зиму до весны, когда являются уже новые, свежие листья. Таким образом, смоковничное дерево приносит плоды большую часть года, особенно в благорастворенных местах.

Плоды смоковницы употребляются в пищу и в сыром виде, и в сушеном; приготовляются в роде пирожного и, для лучшего сбережения, будучи сжимаемы в круглые или четырехугольные массы, как пастила, провяливаются на солнце и снизываются в связки. Таким образом, получаются вязаницы или перевясла смокв (1Цар. 25:18; 30:12).

Смоковничное дерево принадлежит к преимуществам обетованной земли (Втор. 8:8). В доказательство особенного плодородия земли соглядатаи, между плодами ее, принесли израильтянам и смоквы. У пророка плоды смоковницы, вместе с плодами виноградной лозы, представляются, как знамение благоволения Божия к обращающимся к Нему (Иоил. 2:22; Мих. 4:4; Зах. 3:10). Истребление и опустошение смоковничных дерев считается наказанием Божиим (Ос. 2:12; Иоил. 1:7; Ам. 1:9). По употреблению в Св. Писании смоковница с ее смоквами имеет многознаменательный смысл. Так, с падением зрелых плодов ранней смоковницы — сравнивается быстрое сокрушение венца гордыни ефремлян за отвержение ими наставлений Божиих (Ис. 28:4).

В видении Иеремии из двух корзин с смоквами, корзина с хорошими смоквами означает тех отведенных в плен иудеев, которые обращаются к Богу всем сердцем своим, а корзина с незрелыми плодами изображает остающихся в земле иудейской, Седекию и князей его и прочих иерусалимлян, не исправляющихся и не обращающихся к Богу (Иер. гл. 21; 29:17). С первою ягодою на смоковнице сравнивается Израиль в первое время его странствования до уклонения его от Бога (Ос. 9:10).

Неплодная смоковница, представляемая в притче Спасителя, в главных чертах своих, изображала долготерпение Божие к грешникам. «Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом; не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк. 13:6–9).

Смысл этой притчи понятен. Всем известно, какая страшная участь постигла иудеев после того, как они не показали никакого плода покаяния и исправления, после трехлетней проповеди среди них Евангелия Господом и после употребления последних усилий для их обращения (ср. Мф. 21:18,19).

Смоковница, на которой Господь не нашел плодов, а одни листья, и которую проклял, хотя еще не время было собирания смокв, указывает на ранний род смоковниц. Найденные на ней одни листья, без плодов, показывали, что это была неплодная смоковница, ибо у смоковниц листья появляются после плодов. Смоковница эта, справедливо проклятая Господом, означает народ иудейский, прежде всех других народов взысканный Богом, и облагодетельствованный Его милостями и, следовательно, прежде других долженствовавший приносить плоды, а он, между тем, давал видеть на себе одни листья без плодов (Мк. 11:12–14,20,21).

Примером смоковницы Господь научает учеников Своих узнавать близость наступления времени суда Божия на неверующих и показывает несомненность исполнения предсказаний Его о сих страшных событиях (Мф. 24:32).

С падением зрелых смокв, при малейшем сотрясении дерева, сравнивается у пророка быстрое завоевание и падение укрепленных городов ассирийских (Наум. 3:12). Падением незрелых смокв от сильного ветра уподобляется в Откровении Иоанна падение звезд небесных при снятии шестой печати, из числа семи печатей, коими запечатана была книга грядущих судеб Божиих на землю (Отк. 6:13).

Смоковничное дерево требует бережливости и ухода за ним. «Кто стережет смоковницу, тот будет есть плоды ее» (Прит. 27:18).

Плоды смоковничные употребляются в медицине как полезное врачевание (4Цар. 20:7; Ис. 38:21). Врачебное их свойство известно было всей древности. Едкий молочный сок листьев древние с пользою употребляли для примочки. Этот сок служит образом злоречивого языка, не свойственного человеку, созданному по подобию Божию (Иак. 3:8–12).

Дерево смоковницы чрезвычайно легко, нежно, ноздревато, употребляется для полировки металлов, для изготовления коробок, банок и проч. Смоковницы украшали собою не только землю ханаанскую, но и египетскую.

Израильтяне, во время пребывания своего в Египте, так привыкли питаться смоквами, что, во время странствования в пустыне роптали на недостаток Египетских смокв (Чис. 20:5).

Архив