Вера и Жизнь 6, 1978 г.
- Что же это?
- Нести дальше
- Свет немеркнущий
- Библейские термины
- Память
- Мысли о смирении
- Христос сегодня
- Мир, в котором мы живем
- Светлый час
- Новые стихи
- Стареющая мама
- Наглядный урок
- Костер, который пылает еще сегодня
- "Порождения ехиднины"
- "Не мстите"
- Спрашивайте - отвечаем
- Строки из писем
- Лицом к свету
- Бог приведет тебя на суд
- Золотые колосья
- Испытание верности: падение Адамово
- Нет ничего важнее...
- С открытым сердцем
- Нечто о христианстве
- "Никто не может служить двум господам!"
- ...Почему?
- Слово об отдыхе
- Один ответ на четырнадцать вопросов
- Возбуждающие и наркотические средства
- И нет прекраснее удела
- Короткие ответы
- Улыбнитесь!
- Суд
Испытание верности: падение Адамово
Падение Адамово состоит в непослушании Богу, чрез которое он, отвратясь от Бога к самому себе, пожелал похитить у Бога славу Его, восхотев сам быть Богом; за это он лишился святого образа Божия, то есть совершенной наследственной г.равды и святости, сделался помраченным в разуме, непослушным и противоборствующим Богу в воле, извратил все силы сердца своего и стал врагом Божиим. Чрез плотское рождение этот грех насаждается во всех людях и наследуется ими. Чрез это падение человек становится духовно мертвым, чадом гнева и осуждения, если не будет искуплен Христом. Поэтому, любезный христианин, ты не должен считать падение Адамово каким-либо малозначущим и неважным грехом, как будто бы он состоял просто в том, что Адам вкусил плод от дерева познания добра и зла; нет, падение состояло в том, что он восхотел сам быть Богом. Таково было падение сатаны. Это ужаснейшие и гнуснейшие преступления.
Падение произошло сперва в сердце человека, а потом уже чрез вкушение плода обнаружилось и в его делах. Это отчасти можно видеть в падении и грехе Авессалома. Он был сын царский, прекраснейший из мужчин, в котором совершенно не было никакого недостатка. Он был любимейшим сыном у своего отца, как это видно из слез Давида о нем (2 Царств 14,25 и 18,33). Этими преимуществами Авессалом не захотел довольствоваться, но пожелал сам быть царем и похитил у Давида царскую честь. Когда он замыслил это в сердце своем, то сделался заклятым врагом своего отца и стал злоумышлять на его жизнь (2 Царств 15 глава). Так и Адам. Он был сыном Божиим, прекраснейшим из всех творений. В нем не было никакого порока или недостатка, ни в теле, ни в душе. Он был также возлюбленным чадом Божиим. Когда же он перестал довольствоваться этой славой и восхотел сам быть Богом, то сделался врагом Божиим.
Что могло быть гнуснее этого греха? Пагубные последствия его были таковы: во-первых, человек уподобился в сердце своем сатане - оба они совершили одинаковый грех. Из образа Божия человек превратился в образ сатаны и сделался его орудием, способным на сатанинскую злобу. Из божественного, д\хов-ного, небесного образа человек сделался совершенно земным, плотским, скотским и звероподобным. Сатана, желая насадить в человеке свой диавольский образ, своими лукавыми, ядовитыми, льстивыми словами и обманом посеял в человеке свое змеиное семя - честолюбие, самолюбие, своеволие и желание быть Богом. Поэтому Священное Писание всех упоенных самолюбием называет порождениями ехидны (Матф. 3,7) и семенем змеиным, имеющим в себе свойства диавола: "Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее" (Быт. 3,15).
Из этого змеиного семени не может произрастать ничего, кроме того мерзкого плода, который называется образом сатаны, сыном После изгнания из рая.
Велиара, сыном диавола (Иоан. 8,44). Как естественное семя сокровенным образом заключает в себе качество и свойство целого растения, его величину, толщину, длину и широту, его ветви, листья, цветы и плоды, так что по справедливости удивляешься, что в малом семечке скрывается такое большое дерево и такое бесчисленное множество плодов, так в ядовитом, мерзком змеином семени, в непослушании и себялюбии Адама, пороках, передан- ных чрез плотское рождение и всем его потомкам, - скрывается столь ядовитое дерево и столь много злых плодов, что образ сатаны является в них во всей своей мерзкой отвратительное.
Взгляните на дитя! Чуть ли не от чрева матери в нем начинают проявляться злые, порочные свойства, особенно своеволие и непослушание. А когда это дитя приходит в возраст, - еще сильнее обнаруживаются прирожденное самолюбие, честолюбие, самохвальство, мстительность, ложь и другие порочные страсти. Потом является гордость, надменность, высокомерие, богохульство, клятва, божба, зложелание, коварство, обман, непочтительность к Богу и Его слову, презрение к родителям и начальству. Является гнев, задорность, ненависть, зависть, вражда, мстительство, кровожадность и все мерзости, особенно, если к этому примешиваются внешние соблазны, возбуждающие в человеке плотские страсти Адама. Обнаруживается нецеломудрие, нечистота, блудные и прелюбодейные помыслы, сквернословие, бесстыдные телодвижения, непристойные слова и поступки, неумеренность в пище и питье, роскошь в нарядах, легкомыслие, сластолюбие, обжорство и пьянство.
Отсюда же происходит скупость, сребролюбие, лихоимство, жажда обогащения, соединенная с обманом, хитростью и неуважением к чужому благополучию, лукавство, пронырливость, - словом", всякие пороки и злодейства, и в столь неслыханных и разнообразных видах, что даже невозможно их перечислить, как сказано у пророка: "Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?" (Иерем. 17,9). Еще хуже, если к этому присоединится прельщение духов лжи: тогда является неверие, идолопоклонство, гонение истины, хула на Святого Духа, извращение веры и Священного Писания и всякая ложь в ужаснейших видах. Все это - горькие плоды земного семени в человеке и образ сатаны.
Кто мог бы подумать, что в малом, слабом и робком дитяти скрывается такое множество всех пороков, такое отчаянное злое сердце, такой гнусный червь и василиск, если бы сам человек не подтверждал всего этого своею жизнию и поступками, своими злыми помыслами и пожеланиями от юности своей? (Быт. 6,5).
Как же потом не назвать злым того корня, из которого вырастает это ядовитое дерево? Как не назвать злым змеиным семенем и порождением ехидны того, из чего является столь мерзкий образ? Все это проистекает изнутри и по большей части пробуждается под влиянием внешних соблазнов. Поэтому-то Христос и запретил соблазнять детей, ибо в них скрывается змеиное семя, в котором тайно содержится и спит великое множество пороков, как яд в каком-либо пресмыкающемся.
Научись же надлежащим образом понимать Адамово падение и наследственный грех, ибо порча эта неискоренима. Научись познавать, чем ты сделался чрез падение Адамово. Из образа Божия сделался ты образом сатаны, образом, который заключает в себе все порочные качества, свойства и злобу сатаны. Подобно тому, как в образе Божием заключались все качества, свойства и совершенства Божий и как до этого падения человек носил образ небесного, то есть был совершенно небесным, духовным, божественным и ангельским, так посте падения - он носит образ земного, то есть внутпенно сделался совершенно земным, плотским и скотским (1 Кор. 15,49).
Посмотри, не есть ли твой гнев и твоя ярость качество львиное? Не есть ли твоя зависть и ненасытная алчность качество собаки и волка? Не есть ли твоя нечистота и неумеренность качество свиньи? Ты найдешь в самом себе целый мир, исполненный злых зверей, и даже в одном малом члене, языке твоем, как говорит Иаков (3,6), целое болото вредных пресмыкающихся, жилище нечистых духов и нечистых птиц, как свидетельствуют Исайя (13,21) и Иоанн (Откр. 18,2). Поистине человек часто бывает лютее всякого дикого зверя, завистливее всякой собаки, хищнее и алчнее всякого волка, хитрее всякой лисицы, ядовитее всякого василиска, нечистоплотнее всякой свиньи. Из-за этих-то зверских и скотских качеств Христос Господь называет Ирода лисою (Лук. 13,32) и говорит о нечистых псах и свиньях, коим не должно давать святыни и бросать бисер (Матф. 7,6).
Если человек не обратится от своих злых качеств и не будет обновлен во Христе, но так умрет, то останется вечно в таком высокомерном, надменном, гордом, сатанинском свойстве.
Совесть - лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем; в нее следует чаще всего заглядывать.