+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 5, 1980 г.

Начало пути

Николай Водневский

НЕБЕСНАЯ ЛЕСТНИЦА

Мф. 5:1–11

Кто из живущих на земле не слышал столь утвердительного и ясного откровения Господа Иисуса Христа о Небесном Царстве?

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

И все-таки, как мало людей останавливает свое внимание на словах Небесного Посланника!? «Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?» — такими пророческими словами Исаия определил неверие мира.

Идея о Царстве Небесном — древняя идея. Она также стара, как и сама жизнь. Уже с давних пор человек заметил, что для полноты счастливой радостной жизни на земле чего-то не хватает. Знание, культура, экономические достижения — все это не выводит человека на дорогу к счастью. Наоборот, песня земли становится все плачевней и заунывней. Отсюда берет свое начало гнетущая тоска о неизвестном, о новом мире, об иной жизни, где нет ни слез, ни воздыханий, тоска о Царстве Небесном. Преследуемый врагами псалмопевец восклицает: «Кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы» (Пс. 54:7).

Открыть и указать человеку путь на небо мог только Тот, Кто сошел однажды с неба. Иисус Христос, Сын Божий, указал этот путь к утерянному раю, путь на небо, в Царство вечного Света и Красоты. Через Божественное откровение человек узнал, что его счастье обронил Адам в Едеме. Его непослушание лишило земное царство своей красоты и привлекательности. И с тех пор в тайниках души человеческой живет это постоянное искание чего-то нового, живого, чистого, святого. «Скучные песни земли» не могут насытить тоскующую душу. Она жаждет иных напевов, иной песни, где в каждом слове — радость, любовь и полный мир.

Бог делал и делает все, чтобы человек, его бессмертная душа вернулась назад в Его Царство, в приготовленное место на небесах. Первое, земное царство оказалось опороченным грехом. Потому Бог положил основание новому Царству, Царству Небесному, могущему удовлетворить запросы души человеческой.

Бог веками готовил мир к великому откровению. И был на земле счастливый день, когда обремененному грехом человеку Иисус Христос, Небесный Учитель начертал в немногие словах путь к Небесному Царству: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»

Это первое слово великой Нагорной Проповеди, сказанной Небесным Проповедником Истины. Нагорная Проповедь (сказана на горе) — это слово Божие о великом, о святом, о горнем. Это своего рода лестница в Небесное Царство. И первой ступенью этой лестницы является сознание своей нищеты и духовного убожества, желание познать, достигнуть, принять. Это открывает путь к нелицемерной просьбе, к исканию, а «ищущий находит» сказал Христос (Мф. 7:8).

Нагорная Проповедь — основа христианского учения. Бог — великий даватель не только земных, временных, но и небесных, не проходящих благ. И знатный, и сильный, и богатый перед Божьим лицом был и остается нищим и слабым. Вопрос только в том, насколько это сознает сам человек. Кто осознал и принял эту истину в сердце, тот может смело приходить к Богу, открывать свои нужды в молитве, тот получит благодать на благодать.

На самом деле, кто, как не нищий, может искренне, от сердца просить? Протягивая руку за милостыней, он открыто свидетельствует о своей насущной нужде, не думает, что за милостыню он должен заплатить. Спасение человека — «Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» — говорит Писание. О, как это трудно укладывается в сознании людей! Как трудно знатному, грамотному, богатому человеку признать перед Богом себя нищим! Питому и только потому так немногие из великих мира сего обращаются к Богу и принимают спасение. Человек любит видеть в себе личность значащую, независимую, стоящую выше других. Отсюда и берут начало трагедии духовного убожества большинства людей этого мира.

Для спасения души, для ее возрождения есть единственное условие: хочу, желаю иметь Божие спасение, а это, в свою очередь, приходит только от сознания своей греховности, своего нищенского положения.

«Жаждущие! идите все к водам» — призывает Бог людей словами пророка Исаии (55:1). «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» — возвысил Свой голос Господь Иисус Христос на празднике в Иерусалиме. Жаждущий, нищий, желающий! — твое право просить, принимать, обогащаться благодатью Божьей. Хочешь — принимай и вовек живи. Но если не хочешь — даже капля благодати не упадет на твое сердце. Таков справедливый закон Божий.

Гордая кичливость погубила не одного человека. Миллионы людей уходят в вечность без спасения только потому, что не желают его принять как дар, видят себя слишком богатыми, чтобы просить милостыню. А Бог говорит: «Не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг» (Отк. 3:17).

Известно, что если человек не имеет аппетита, он отворачивает свое лицо от наилучшей пищи. И как хорошо, что Бог допускает в пашей жизни трудности, беды, лишения. Я рад, что и моя человеческая гордость не однажды была посрамлена. Бог открыл мне мою нищету Своей щедрой и сильной десницей и побудил меня воскликнуть: я нищий, я бедный, я грешник…

Идея равенства и братства была, есть и останется пустым звуком до тех пор, пока люди не увидят, что перед лицом Создателя мы уже все равны, а именно: все мы нищие. Ведь перед Его лицом нищи не только те, кто Бога не познал, но и те, кто уже открыл свое сердце для Царства Божьего, кто уже доверил свою жизнь Ему. Блаженны те дети Божьи, которые осознают свою постоянную зависимость от Создателя, свою нужду в Нем, в Его благословении и в Его милости. Это постоянно сознавали великие мужи Божьи. Даже царь Давид однажды воскликнул в сердечной молитве: «Я же беден и нищ!» Апостол Павел многократно подчеркивал свое нищенство. Это давало ему возможность получать благодать на благодать, получать много без меры и этим обогащать других. Бог любит давать тем, кто видит себя нищим духом. А нищие в свою очередь нe бывают скупы, подаренный кусок хлеба они охотно делят пополам. «Мы нищи, но многих обогащаем» — писал апостол Павел коринфянам (2Кор. 6:10).

Для простых, открытых сердцем людей, для нищих духом, но не для высокомерных Христос был и есть величайшим богатством. Он Сам о Себе сказал: «Он помазал Меня благовествовать нищим» (Лк. 4:18).

Чтобы жить радостной счастливой жизнью, нужно верить в Бога как в великого Давателя, в Его неизреченную любовь и милость к человеку. Вера открывает душу человеческую надеждой. Вера открывает двери в Царство Неба. И тогда душа находит для песни другие слова.

Нагорная Проповедь — лестница, связывающая землю с небом. Человек не может миновать первую ее ступень: «Блаженны нищие духом», если пожелает подняться на вторую, третью и выше, выше, ближе к Богу. Подниматься выше — не легко. Падать гораздо легче. Подниматься в высь — мало одного дерзновения. Нужна и сила. Эта сила — Святой Дух, величайший дар Божий для уверовавших в Него людей. Он — Путеводитель, Наставник и Утешитель в опасном путешествии. Вот почему я чувствую себя и сегодня нищим, зависимым от Бога, бедным. Иду, пока он поддерживает.

«Блаженны нищие духом», ибо они, если и упадут, встанут, обновятся силой и снова пойдут, чтобы достигнуть желанного Царства.

Николай Водневский

Архив