+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 5, 1980 г.

Заветное слово

Немало славных поэтических имен сверкает на литературном небосклоне Индии. Но, пожалуй, ни одно из них столь широко не известно, как имя ТУЛСИДАСА (1532–1624), признанною лучшим поэтом своего времени.

Всю свою жизнь Тулсидас выступал против гнета и насилия, проповедуя высокие философские и нравственные принципы, очень близкие к учению Иисуса Христа. Отказавшись стать придворным поэтом, он бродил по селам и городам, зорко наблюдая за жизнью народа. Вот почему его произведения и сейчас поражают нас житейской мудростью, пониманием человеческих чаяний и духовным богатством.

Ниже мы публикуем несколько четверостиший из знаменитого сборника Тулсидаса «Дохавали», который недавно переведен и опубликован в сов. России. Перевод сделал Г. Ашкинадзе.

Героя очернил один подлец. 
Чужую славу спрятал в свой ларец. 
Но с той поры до самого конца 
Пятно позора он стирал с лица. 

Дождем прольется тучка всем на благо. 
Потушит зной, насытит корни влагой. 
И если захлебнется вдруг колючка, 
То разве в этом виновата тучка? 

Не считай, что ссоры — это сор: 
Насорил и вымел все во двор. 
Погляди-ка, загорелся хлам — 
Пламя перекинулось на храм. 

Даже самый известный ловкач, 
Выходивший сухим из воды, 
Был однажды убит наповал 
Хитроумной стрелой клеветы. 

Воздвигнут храм. Могучий, как скала. 
Воздвигнут из сердечного тепла. 
И если на него нагадит воронье, 
Не потеряет он величие свое.

Не удивительно, что апостол Павел в своих речах не раз пользовался высказываниями языческих поэтов. Мудрость нелицеприятна.

Архив