Вера и Жизнь 4, 1981 г.
- За всё благодарите
- Служение великим идеалам
- Спроси себя
- Вера и страх
- Дать и взять
- Мир Божьей любви
- Прочный фундамент
- Высокий долг
- Из новых стихов
- Откуда идёт свет
- Хочу знать
- Прочная основа
- Чудесная Книга Божия
- Договор со смертью
- Спрашивайте - отвечаем
- Один из всех
- Проблема греха
- О Библии
- Вести отовсюду
- Смысл жизни
- Христос и подозрительность
- Библейские термины
- Для размышляющих
- Письма в редакцию
- Баптисты в СССР
- Немного из жизни
Дать и взять
Николай Водневский
Много великих слов содержит в себе Библия, но особенно велики слова: «дать» и «взять».
В Евангелии от Иоанна (3:16) читаем: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал…» Что отдал? Самое дорогое и близкое — Сына Своего единородного. Отдал на мучения, отдал на крест, на распятие, отдал в жертву, «чтобы каждый, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Что же теперь остается делать человеку, чтобы иметь жизнь вечную? Взять то, что Бог предлагает, взять дар спасения, взять с верой и благодарить.
Что делает Бога великим в Его сущности? То, что Он дает. Он — даятель всех благ, духовных и материальных. Посмотрите вокруг, как разумно устроен окружающий нас мир! Воздух, вода, солнце. Все дается вовремя и в достатке, видимо и невидимо, верующим и неверующим, друзьям и врагам.
Правда, иногда нам кажется, что мы имеем слишком много дождя и мало солнца или наоборот. Но что мы знаем о сложности мироздания? Очень мало. В мире нет ничего бесцельного. Даже наши страдания и переживания не бесцельны. Без них абсолютно невозможен духовный рост человека. Без них мы не научились бы ценить добро, да и ценят-то его люди дешево и мало. Мудро сказано в Талмуде: «Если ты любишь, если ты молишься и если ты страдаешь, то ты — человек».
В отношении духовных благ, ниспосылаемых свыше человеку, хорошо и точно сказал апостол Павел: «Христос, будучи богат, обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетою» (2Кор. 8:9). И если человек духовно беден, то только потому, что не желает брать богатство Христово.
Источником всякого благодеяния является любовь. Бог дает человеку «все потребное для жизни и благочестия», потому что Бог есть любовь.
У великого и щедрого Бога велики и щедры Его служители. Они тоже дают то, что имеют, чем одарил их Бог. Они подражают Богу. «Мы нищи, но многих обогащаем», — писал апостол Павел о себе. Если присмотреться к великим мужам веры в Новом Завете, мы не найдем ни одного богача.
Иоанн Виклиф, живший в Англии более 500 лет тому назад, был бедным монахом, сердца которого коснулся Дух Святой. В делах он жив и сегодня, потому что умел давать. Он сделал первый перевод Библии на английский язык. Папе и кардиналам это не нравилось, очень не нравилось. Они его преследовали, возводили на него всяческие обвинения, но он, обличая их в отступлении от евангельской истины, оставался верным Богу и довел начатую работу до конца, уже будучи больным, лежа в постели.
Ян Гус, чешский реформатор, рано остался без отца. Мать ценила способности сына к науке и привезла его в пражский университет. Перед Прагой, когда на горизонте показались колокольни собора, мать вместе с сыном склонила колени и в молитве отдала сына на служение Богу.
Ян Гус жил в большой бедности. Будучи студентом, он не имел даже своей ложки, и однажды ему пришлось смастерить ложку из хлебного мякиша. Закончив есть суп, он съел и ложку. Но сколько благословений Бог излил на людей через служение, жизнь и смерть этого великого мужа Божия.
Мартин Лютер, сын саксонского шахтера, добывал себе хлеб пением, бродя от дома к дому. Он прошел суровую школу монашеского ордена, прежде чем открылась ему истина, что спасение дарует Бог человеку по вере, а не за индульгенции. Человек должен принять то, что Бог дает даром, а потом уже делать добрые дела. Заслужить спасение делами никто не может. Благодать и дела не ходят вместе. То, что сделал Мартин Лютер по благодати, данной ему Богом, невыразимо велико.
Ульрих Цвингли, швейцарский реформатор, был сыном пастуха, но положив себя на алтарь служения Богу и своему народу, дал так много, что память о нем останется навсегда.
Я мог бы здесь вспомнить В. Ф. Марцинковского, П. И. Рогозина, которые, прожив на земле в служении благовестия многие годы, не имели своего даже маленького домика.
Конечно, никто из них не мог бы ничего дать людям, если бы Бог не отдал Сына Своего единородного. От Него исходят все дары и благословения.
Что же мы, люди, даем Богу? И что ожидает от нас Господь?
Богу нужны наше сердце, наша любовь.
«Никто не ищет Бога», — говорит апостол Павел в Послании к римлянам. Когда-то мне казалось, что в этом выражении должна быть какая-то ошибка, потому что кто-то все же ищет и искал Бога. Но вспоминая мое искание Бога, особенно во время войны, я понял, что Священное Писание не ошибается: люди ищут не Бога, а то, что Бог дает — укрытие, благословение, исцеление и т. п. А когда Он даст просимое, многие люди забывают о Боге очень скоро.
Рассказывают об одном отце, который имел двух любимых им дочерей. И дочери любили отца, но по-разному. Отправляясь в дальний город, отец спросил у первой дочери, что ей привезти из дальнего города.
— Папа, я хочу, чтобы ты привез мне розовое платье, — сказала старшая.
— А я хочу, папочка, чтобы ты не уезжал из дома, — сказала младшая.
Да, любовь бывает разная.
Однажды к Христу подошел книжник и спросил: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Каждому человеку следовало бы спросить Христа об этом). И вот что ответил Христос: «Возлюби Бога и ближнего». Это все. Это — ключ, открывающий двери в жизнь вечную. Без этого самая лучшая религия — самообман. На вопрос: «Кто мой ближний?» — Христос дал ясный ответ в притче о милосердном самарянине.
Не может человек любить Бога, которого не видит, если не любит брата, которого видит. Моисей любил своего ближнего и потому молился о своем народе так: «Изгладь мое имя из книги» (Исх. 32:32), только прости моему народу грехи его. Апостол Павел любил ближнего и свой народ. Он писал: «Желал бы быть отлученным от Христа за братьев моих…», только бы они познали Бога и Его Мессию — Христа.
Как несовершенна наша человеческая любовь! Без Христа мы неспособны даже отвечать любовью на любовь, не говоря уже о любви к врагу. Мы любим ближнего, когда он нас «гладит по шерсти», а если этот ближний скажет нам то, что нам не нравится, он становится плохим, и любовь к нему моментально испаряется. Любовь человеческая призрачна и непостоянна. Бог не называет любовью ту любовь, которой мы любим тех, кто нас любит. Такую любовь знают и язычники, которые не имеют даже малейшего представления о живом Боге.
Нам нужна любовь Христова, прощающая, жертвенная любовь. Христос, совершая Свое служение на земле, не думал о Себе, Он заботился о человеке, хотя и знал, что от человека нельзя ожидать никакой пользы. Его любовь дающая. Любовь неотделима от даяния и принятия. Христианин призван к такому обмену.
Удивительно, чем больше христианин дает, тем больше получает от Бога. Христианин — не пруд, а река. В реке вода не стоит на одном месте. Живая вода не должна застаиваться.
К такой жизни и такому служению зовет людей Евангелие. И это возможно, если человек примет то, что дает ему Бог — вечное спасение во Христе Иисусе.