+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 1981 г.

Спроси себя

Герхарт Бергман
Николай Водневский

Куда иду? 
Меня что ожидает? 
И где закончу я 
Земной свой путь? 
И снова
Над могилами рыдают
О тех,
Кого нам больше не вернуть. 
Спрошу себя: 
Что мне насущно надо, 
Чтобы влекла 
Последняя верста? 
Чтобы душа 
Нашла свою отраду 
У ног пречистых Господа Христа? 

СМЕРТЬ — ПОСЛЕДНЯЯ СТАНЦИЯ ИЛИ ПРОХОДНАЯ?

Неизбежный вопрос. Кому он не известен: есть ли загробная жизнь, или со смертью всему конец? Это первоначальный вопрос человечества. Поэтому этот вопрос стоит перед каждым лично: перед тобою и передо мною. Справедливо лишит лауреат Нобелевской премии Александр Солженицын в своем романе «Раковый корпус»: «Пусть каждый человек принадлежит коллективу, но умереть он должен один».

Этот вопрос стоит лично перед каждым, в особенности, когда нас мучит бессонница, и мысли роем лезут в голову. Или когда наша бурная жизнь приостановится на какое-то время через неожиданную смерть близкого нам человека. Этот вопрос сверлит наш мозг: смерть — последняя станция в нашей жизни, или она только проходная в другую жизнь, в конце концов, даже к страшному суду, где от меня потребуют отчета за всю мою жизнь? Не является ли смерть только проходной в вечность?

«О, разгадайте мне загадку
Мучительную, вековую загадку.
Скажите мне: что значит человек?
Откуда он пришел? Куда он идет?»

Так спрашивает Генрих Гейне. Так спрашиваем ты и я. Мы должны так спрашивать, иначе мы и не можем. Потому что этот вопрос коренится в глубине нашего существа. У человека есть подсознание, это значит сознание глубокой скрытности всего того, что мы переживаем.

Вопрос о том, существует ли жизнь после смерти, не только неизбежный вопрос, но и чаще всего задаваемый вопрос. Это подтверждено статистическим исследованием. Результат этого исследования особенно показателен, потому что современный человек в большинстве случаев считается человеком, сформированным естественными науками. Научный образ мышления служит для многих поводом понимать человека ограниченно, а именно — только биологически, физически. Нам твердят все снова и снова: человек наших дней не спрашивает о загробной жизни. Но мы должны принять во внимание следующее: римско-католическая церковь в Западной Германии раздала опросный лист среди своих прихожан. Четыре с половиной миллиона заполнили этот лист и возвратили. Среди ответивших были не только верные церкви прихожане, но и равнодушные. Большинство опрошенных назвали самой главной проблемой нашего времени вопрос о загробной жизни. На втором месте стоял вопрос: как может христианин или вообще современный человек преобразовать общество и взаимоотношения между людьми?

Поразительно также и следующее: однажды я выступал перед большим собранием молодежи. В моей проповеди я коснулся вопроса смерти и вечности. После собрания подошел ко мне один человек и сказал: «Перед молодежью не затрагивайте таких вопросов; молодое поколение уже в силу их юности не заинтересовано такими вопросами». Я бы охотно принял этот совет, если бы я в скорости после этого случая не убедился в противоположном. Дело обстояло так: организаторы евангелизационной недели для молодежи хотели знать, какая тема больше всего интересует молодых людей? Был составлен список с двадцатью темами. Потом этот список был роздан 4000 молодым людям с просьбой выбрать три темы и пронумеровать те из них, которые кажутся им важными. При этом опросе на первом месте стояла тема: «Существует ли загробная жизнь». На значительной дистанции, на втором месте, стоял вопрос о любви между мужчиной и женщиной. За благонамеренным советом, данным мне, скрывалась неправильная оценка молодого поколения. Поэтому я имею доброе основание также перед молодым поколением говорить о смерти и вечности и не рассматривать этот вопрос как монополию старшего поколения.

Верность этого утверждения я хочу доказать с разных точек зрения. Я хочу это доказательство вести не теоретически, но практически. Прежде всего, с точки зрения старости.

С разрешения дамы, о которой пойдет речь, я могу процитировать некоторые мысли из ее письма, которое она написала известному проповеднику. Этой даме было 88 лет. Между прочим, она пишет: «Уважаемый господин доктор!.. Я тоже часто думаю о смерти и вечности — и мне неприятны эти мысли. Я стараюсь избегать всего, что только напоминает о смерти; не смотрю на покойников, избегаю присутствовать на похоронах и избегаю всего, что имеет какое-то отношение к смерти. Вы, господин доктор, пишете, что жизнь не кончается со смертью. Как это может быть?.. Я часто остаюсь наедине, и печаль одолевает меня, потому что я не знаю, что будет со мною дальше… и что я должна умереть у чужих людей. Видите, господин доктор, опять эта ужасная мысль»

Я далек от того, чтобы брать на себя роль религиозного судьи. Один только Бог знает наши сердца. Все же я вынужден сказать: эта дама, несмотря на ее 88 лет, находится в бегстве от смерти и омрачена глубоким сомнением относительно загробной жизни. Из всего ее письма не заметно, чтобы Иисус Христос играл для нее какую-то роль в виду смерти и вечности.

Совсем иначе было с моей матерью. Когда моей матери, также как и той даме, исполнилось 88 лет, то в беседе она сказала откровенно о приближающейся смерти: «Я готова, если Господь позовет меня». У моей матери на первом месте стояла не смерть, но Господь Иисус Христос, Который есть Господь над смертью и жизнью. И когда ей исполнилось 90 лет, то она однажды сказала мне: «С каждым днем я все больше готова к встрече с моим Господом». Также и в этом выражении речь идет собственно не об отношении к смерти, но об отношении к Тому, Кто победил смерть.

Кто возразит, что эти дамы в таком возрасте имеют полное право интересоваться смертью, тот может сопоставить двух человек среднего возраста. «Я не хочу думать о смерти, если я думаю о ней, то прихожу в отчаяние» — так сказал недавно по немецкому телевидению известный французский режиссер и артист. Я прямо говорю: кто думает о смерти и знает об Иисусе Христе, как Победителе над смертью, тот не должен бояться смерти и тем более отчаиваться при мысли о смерти.

Известный мученик Дитер Бонхефер является примером непоколебимой веры. Когда его казнили в 39-летнем возрасте в Флоссенбурге, его последними словами к заключенному сотоварищу были: «Это конец, но он и начало жизни». Невольно навязывается вопрос: как мы относимся к этим свидетельствам? Какие последствия извлекаем мы лично для себя? Ты и я — мы не можем уклониться от этого вопроса, если мы мысленно представим превосходство истинных христиан в этом вопросе. Этим я хочу сказать: Иисус Христос дает верующим превосходство над неверующими не только в наши дни, но так было и в прошлом. И для этого я должен привести вам пример. Я не беру какую-либо личность, но я ссылаюсь на одного человека, который, как философ, основательно занимался проблемой смерти и загробной жизни. Этим человеком был француз Вольтер. Он был насмешником над христианством, был рационалистом. Тем более имеет большое значение его последняя исповедь: «Я не нашел удовлетворяющего меня ответа. Я не разыгрываю из себя незнающего — я и есть незнающий».

Мы знаем от очевидцев о его тяжелом конце. Говорят, что Вольтер сказал стоящим вокруг него: «Вы виноваты, что я в таком состоянии». Не примите это, пожалуйста, за преувеличение, но как достоверное свидетельство очевидцев, которые ручаются, что Вольтер сказал на смертном одре: «Я чувствую руку, которая берет меня и ведет на суд Божий». Высказывания Вольтера были письменно зафиксированы. Поэтому у меня нет никакого основания сомневаться в том, что он даже сказал: «Я вижу ад». Мне кажется, что мы слишком упрощаем, приписывая все это бреду в горячке. Нет, Вольтер был в ясном сознании.

Какой непохожей была смерть известного американского евангелиста Деян. Муди. Уже перед смертью он выразил желание: «Когда я умру, то я прошу вас: не печатайте открытки соболезнования с черным рантом, но с золотым, потому что я иду в город с «золотыми улицами»». Когда неожиданно приблизился его последний день, вдруг он сказал: «Земля отступает назад, небо открывается». Потом он определенно добавил: «Нет, это не сон! О, как прекрасно! Здесь не долина тени смертной! Бог зовет меня, и я должен идти!»

Какая разительная разница со смертью Вольтера, когда Муди говорит в день своей смерти: «Сегодня день моей коронации! Теперь я иду к торжеству. Этого дня я давно ожидал». Определенно подчеркивается, что он был при полном сознании.

Разницу в смерти верующего и неверующего или равнодушного можно показать на многих таких примерах, так что этого нельзя отрицать. Какое превосходство христианина в отношении к смерти выражено в следующем факте. Основатель богадельни «Вифлеем» старец Фридрих фон Бодельшвинг был уже у порога вечности, когда он в последний раз посетил своего 90 летнего друга, пастора Куло. На второй день пастор Куло отошел в вечность. Бодельшвинг приветствовал его такими словами: «Дорогой брат, какие мы счастливые люди, что мы уже так близко у дверей вечности!» Сын Бодельшвинга сообщает: «И потом они запели стих из духовного гимна: «День дню говорит: жизнь моя — жизнь странника в вечность.

О, вечность прекрасная, —
Мое сердце привязано к тебе,
Моя родина не здесь.

Но все же, может быть, вы возразите. Конечно, между этими свидетельствами большой контраст. Надо также согласиться, что с верою в Иисуса Христа безусловно легче умирать. Но два вопроса остаются не отвеченными: 1. Существует ли загробная жизнь? 2. Облегчение в смерти через веру в Иисуса Христа не покоится ли все же на благочестивом самовнушении?

Коснемся коротко этих вопросов.

Существует ли действительно загробная жизнь?

На этот вопрос можно ответить с разных точек зрения. В 1973 году я проповедовал в Индии. Я имел со многими индусами контакт. Я могу заверить вас: я не встретил ни одного индуса, который не верил бы в жизнь после смерти. В какой форме — это не главный вопрос. Решающим здесь является факт как таковой. В 1974 году мне довелось быть два раза в Южной Америке и там проповедовать. Также и там я имел контакты со многими людьми, в том числе с индейцами, которых мы посетили в их колонии. Конечно, среди многих миллионов найдутся и такие, которые являются материалистами и атеистами. Но это не изменяет факта, что подавляющее большинство было уверено в жизнь после смерти. Как в Индии, так же и в Южной Америке я не встретил ни одного, кто оспаривал бы эту истину. Невольно навязывается вопрос: неужели они все ошибались в своей первозданной уверенности, что есть жизнь после смерти? Также и у нас, в так называемом христианском Западе, на протяжении 1700 лет была всеобщая вера всех христиан, что есть загробная жизнь. Только с пришествием философии материализма в разнообразных ее вариантах отвергается жизнь после смерти и утверждается окончательное и тотальное уничтожение человека смертью.

Но ныне мы замечаем, что стены материализма с его лозунгом: «Со смертью все кончается!» очень пошатнулись через все больше увеличивающееся развитие парапсихологии. Под этим понимается научное и критическое исследование трансцендентных событий и явлений. Нельзя не задуматься над тем, что больше тридцати процентов людей свидетельствуют, что в их жизни бывали такие трансцендентные феномены в той или иной форме.

Я, с моей стороны, не имею дерзости отвергать эти свидетельства как воображение или даже как блеф. Наоборот, я знаю, что Священное Писание повествует о явлении мертвых. Например, явление мертвых в связи с воскресением Иисуса Христа из мертвых. Или вспомним о преображении Иисуса Христа, где явились Моисей и Илия (Мф. 27:52–53; Мф. 17:1–9).

Библия говорит об откровениях, о голосах, о воплощениях и т. д. Кто в этом отношении хочет освободить Библию от «мифов», т. е. хочет отвергнуть эти повествования как ложные и недействительные, тот этим самым доказывает, как мало он занимался этой областью. Я мог бы привести много доказательств влияния невидимой реальности на видимую реальность. Из этой полноты я привожу только два мало известных.

Август Виниг, губернатор Восточной Пруссии, приобрел известность через свои популярные книги. Он рассказывает следующее. Однажды он проповедовал в городе Штутгарте. Когда он был уже в гостинице и лежал в постели, вдруг ему явилась неожиданно его умершая мать в телесном образе, в каком он сохранил ее в памяти. Когда он хотел коснуться ее, то милый ему образ неожиданно исчез. Хотя я в этом не сомневаюсь, но следующее явление из загробного мира было еще убедительнее, потому что две личности независимо друг от друга пережили это.

Вюртембергский священник И. ехал на дрожках в долину Ремсталь. Рядом с ним сидел кучер, крестьянин Н. Подъехав к возвышенности, они оба слезли, чтобы облегчить лошадей. Священник шел в нескольких метрах позади дрожек. Он рассказывает: «Вдруг рядом со мною появился человек, которого я хорошо знал, потому что он был из моей деревни. Он снял шапку и говорит:

— Добрый вечер, пастор! Я пришел сказать вам, что вы должны скоро вернуться домой. В пятницу вам предстоят похороны. В лесу случился несчастный случай. При рубке леса погиб один человек.

Это был крестьянин В. Я спросил его:

— Вы ради этого пришли сюда?

Но ответа я на этот вопрос не получил. Он вдруг исчез.

Когда мы на второй день достигли нашей цели, то там ожидала меня телеграмма от моей жены, в которой она сообщала, что крестьянин В. трагически погиб при рубке леса».

Это рассказ пастора. Из этого следует, что крестьянин В., который беседовал по дороге с пастором, был тем самым трагически погибшим. Оба, пастор и кучер, знали его и опознали его. Эти явления ничего общего не имеют со спиритизмом, но эти явления усугубляют факт, что есть загробная жизнь. Здесь речь не идет о доказательстве того, что есть другая, потусторонняя действительность, но здесь речь о том, что Библия в этих вопросах заслуживает нашего полного доверия.

ИИСУС ХРИСТОС И ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ

Конечно, все больше и больше становится известным, что материализм не устойчив. Также и у нас, на Западе, увеличивается убеждение, что есть две реальности: видимая и невидимая, посюсторонняя и потусторонняя, есть жизнь в этом мире и есть жизнь в ином мире. Все же я хочу привести как главного свидетеля о жизни после смерти не первобытную веру человечества в загробную жизнь, не трансцендентные опыты и переживания, но Самого Иисуса Христа.

Блез Паскаль справедливо говорит: «Без Иисуса Христа мы не знаем, что есть наша жизнь, что есть наша смерть, Кто есть Бог, кто мы есть сами? Поэтому я прошу вас с добрым основанием, доверять Иисусу Христу в том, что Он сказал о жизни после смерти. При этом вам должно быть ясно следующее. Вы можете отказать Иисусу Христу в вашем доверии тогда, когда вы оспариваете Его свидетельство: «Я есмь истина». Если же Иисус Христос — воплощенная истина, тогда и истина — то, что Он сказал по поводу нашего вопроса, есть ли жизнь после смерти. Например: «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). А это значит, и те живут, которые умерли телесно. Поэтому мы можем сказать с уверенностью: для Бога нет мертвых.

Это свидетельство не только Иисуса Христа, но и всего Евангелия. Иисус многократно свидетельствовал в притчах и рассказах о загробной жизни. Подумайте о Его рассказе о богаче и бедном Лазаре. Поразмыслите над словами Иисуса Христа, сказанными разбойнику на кресте: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:24). Вспомните притчу о десяти девах. Есть загробная жизнь. Смерть — не конец существования человека. То, что опускается в могилу — только земное, преходящее, «одежда» человека, земная оболочка, но не сам человек. Поэтому Иисус Христос и говорит: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, Кто может душу и тело погубить в геене» (Мф. 10:28).

БЛАГОЧЕСТИВОЕ САМОВНУШЕНИЕ

Мы коснулись вопроса легкой смерти. Умирать с уверенностью в воскресение, является ли это благочестивым самовнушением? Я должен спросить вас: Иисус Христос — это реальность или иллюзия?

На этот вопрос может быть только один ответ: Иисус Христос — реальность. Вы не можете оспаривать то, что Он воскрес из мертвых. Он Сам предстает в прославленном теле посреди Своих учеников и говорит им: «Мир вам» (Лк. 24:36). Если вы не пренебрегаете этим свидетельством, если вы не оспариваете факта, что Иисус Христос воскрес и живет, — тогда вы имеете ответ на вопрос: почему верующие люди так спокойно умирают. Почему они знают, что они будут со своим Спасителем в ином мире. Ибо Иисус Христос верен Своему слову: «И где Я, там и слуга Мой будет…» (Ин. 12:26); и «Я иду приготовить место вам…» (Ин. 14:2).

ЧТО ПОСЛЕДУЕТ ЗА СМЕРТЬЮ?

Мы должны иметь мужество высказать то, что говорит нам Евангелие: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд…» (Евр. 9:27). Подумайте об этом: вы и я — мы можем получить жизнь из руки Божией. Жизнь мы получаем для того, чтобы жить. Но кто живет без Бога, тот живет без цели, не исполняет назначение своей жизни. Но вы можете спросить меня: кто же живет без Бога? Ответ: без Бога живет тот, кто живет без Иисуса Христа, Спасителя мира. Иоанн Креститель объявил: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Тот живет без Бога, кто не интересуется Словом Божьим, кто думает, что он может руководствоваться в жизни собственными масштабами. После смерти вы и я предстанем перед Богом, нашим вечным Судьей. Тогда мы не будем измеряться собственными масштабами, но Божьим масштабом: «Что посеет человек, то и пожнет». Библия говорит: «Каждый будет судим по делам своим…»

Измеряясь масштабом Божьим, никто из нас не может устоять перед Судьею, ибо слово Божие говорит: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:24). Грех отделяет нас от Божией праведности. Поэтому Бог послал Сына Своего Иисуса Христа, Чтобы Он стал нашим Ходатаем. Поэтому блажен тот, кто при жизни нашел убежище у Голгофского креста. К этому я призываю и вас. Сделайте это теперь же. Божий вестник, смерть, может в любой день протянуть свою холодную руку за вами. Поэтому я спрашиваю вас: готовы ли вы? — в преклонном ли вы возрасте или молоды, бедны или богаты. Конечно, вы можете отложить этот вопрос и ответ на него, но вы не можете устранить его. Перед вами стоит неизбежный и решительный вопрос: где вы будете проводить вечность? В Южно-Африканском городе Иоганнесбурге мне дал некто стихотворение. Вот оно:

«Как ты веришь, так ты и живешь. 
Как ты живешь, так ты и умрешь. 
Как ты умрешь, так ты и пойдешь. 
Куда ты пойдешь, там ты и останешься: 
На небесах в радости, 
В аде в муках, — 
В обоих местах — на веки веков».

Поэтому я спрашиваю вас: как вы хотите решить этот вопрос? Хотите вы прийти к Иисусу Христу, как это однажды сделал поэт Генрих Гейне? Раньше он говорил; «Только, пожалуйста, не ставьте на моей могиле креста, ни деревянного, ни каменного, ни железного». Потом, будучи больным в Париже — это был его смертный одр — он обратился к Иисусу Христу. Он исповедует: «Когда лежишь на смертном одре, то становишься очень чувствительным и желаешь примириться с Богом и со всем миром». Он осудил самого себя. Между прочим, он написал: «Стихи, которые содержали оскорбления против Бога, я предал огню. Пусть лучше стихи горят, чем их автор. Я вернулся к Богу, как блудный сын».

Друг, я могу вас только просить: сделайте вы это также! Все мы идем навстречу последнему суду. Все мы зависимы от милосердия Божия. Это милосердие открывается нам в Иисусе Христе. Кто отвергает Иисуса Христа, тот обрекает самого себя на вечную погибель. Кто последует за Христом, тот обретет спасение и счастливую вечность.

И еще одно: не осложняйте своего обращения к Богу. Прав А. Солженицын, когда он молится: «Господи, мне очень легко с Тобою жить! Также легко и верить в Тебя!»

Это я могу подтвердить из моего личного опыта. И вы можете подтвердить эту истину, если доверитесь Иисусу Христу. Он — непоколебимая скала жизни христианина, а также в час его смерти и в вечности. Если вы ухватитесь за протянутую руку Христа и будете держаться за нее, вы сможете ликовать вместе с апостолом Павлом: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начальства, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38).

Доктор философии Герхард Бергман

Архив