Вера и Жизнь 4, 1981 г.
- За всё благодарите
- Служение великим идеалам
- Спроси себя
- Вера и страх
- Дать и взять
- Мир Божьей любви
- Прочный фундамент
- Высокий долг
- Из новых стихов
- Откуда идёт свет
- Хочу знать
- Прочная основа
- Чудесная Книга Божия
- Договор со смертью
- Спрашивайте - отвечаем
- Один из всех
- Проблема греха
- О Библии
- Вести отовсюду
- Смысл жизни
- Христос и подозрительность
- Библейские термины
- Для размышляющих
- Письма в редакцию
- Баптисты в СССР
- Немного из жизни
Христос и подозрительность
Павел Рогозин
Подозревать — значит относиться к человеку недоверчиво, с опаской, с осторожностью. Подозревать — значит сомневаться в добропорядочности чьих-либо действий, в правдивости чьих-либо слов, в благородстве чьих-либо желаний и планов. Подозревать — значит предполагать виновность кого-либо в нечистых делах, в предосудительных поступках, в грязных намерениях, в низких мотивах.
Христос никого никогда ни в чем не подозревал. Христос наперед знал «что в человеке» и, располагая таким знанием, часто «не вверял себя людям» (Ин. 2:24). Зато враги Христа не переставали «наблюдать за Ним», омоет ли Он руки перед едой или соблюдет ли святость субботы (Лк. 20:20; Мк. 3:2; Лк. 6:7; 14:1). Даже друзья Христовы не были свободны от чувства подозрительности: «Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?», «Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить?» Одни подозревали Христа в безразличном к ним отношении, а другие — в пристрастном, несправедливом и враждебном. Все эти подозрения оказывались неосновательными, ложными.
Жизненный опыт учит нас, что мы не должны относиться ко всем людям с одинаковым доверием. Бывают случаи, когда наши подозрения полностью оправдываются, но таких случаев гораздо меньше, чем тех, когда наше подозрение было напрасным. Относиться с подозрением ко всем людям без всякого исключения, может только тот, в ком чувство подозрения приняло уже болезненные формы. В подобном душевном состоянии человека любое из его подозрений может оказаться низким и преступным. Даже в мирском правосудии всякий человек рассматривается невиновным до тех пор, пока его вина полностью не доказана. Подозревающий же, наоборот, считает каждого человека виновным до тех пор, пока человек этот не докажет своей невиновности.
Подозрение имеет широкое поле деятельности: семейная жизнь, церковная, политическая и т. д. Для человека, страдающего подозрительностью, все врачи, священнослужители, общественные деятели — только «дельцы», «эгоисты», «лицемеры», «лжецы», «искатели своего» и т. д. Если подозревающий принадлежит к «монархистам», у него редко кто из людей не получит клички «коммунист!» Если же он сам с «коммунистическим уклоном», то для него все люди — только «реакционеры», «рабовладельцы» и «угнетатели». Часто так бывает, что подозревающий «предполагает», «догадывается», старается обнаружить в другом именно то, что обычно гнездится в его собственном сердце. Человек, который «нечист на руку», готов подозревать всех в нечестности, а тот, кто сам погряз в разврате и нечестии, отказывается верить в нравственность и чистоту других людей. «Злой не верит, что есть на этом свете и добрые люди» — гласит народная поговорка.
Подозрительность — верный признак душевной порчи, поврежденности, искажения. Апостол Павел «лукавые подозрения» рассматривал следствием «поврежденного ума» и советовал Тимофею поменьше иметь дела с людьми страдающими этим недугом: «Удаляйся от таких!» (1Тим. 6:3–5). Подозревающий непременно выскажет свои подозрения другому лицу в надежде, что этот последний разделит его чувства, поддержит и укрепит его подозрения. Апостол Павел советует не выслушивать, а «удаляться«… Зачем же участвовать в осуждениях, подозрениях и кривотолках? Писание говорит; «Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его» (Пс. 36:32). «Удаляйся от таких!». Помни, что тот, у кого уже «поврежденный ум» непременно будет человеком подозревающим, а тот, кто только что начал относиться к людям подозрительно, вскоре сам станет человеком с «развращенным умом».
Человек, страдающий недугом подозрительности, никогда не может быть счастливым. Совершенно немыслимо, чтобы тот, кто столько видит отрицательного в других людей, был бы положительным человеком, чистым душою и святым в его личной жизни. Истинное счастье и радость доступны только тем, которые управляются любовью, а любовь не подозревает… Любовь «всему верит…» Она «не мыслит зла…» «сорадуется истине…» (1Кор. 13 глава).
Человек, страдающий недугом подозрительности, никогда не может быть высоко духовным и святым. Как может он «помышлять о горнем», когда в его душе все время «гнездятся злочестивые мысли»? (Иер. 4:14). Как может он помышлять о том, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала», когда, подозревая, он способен помышлять только о том, что нечестно, лживо, криво, косо, гнило и грязно?
Человек, страдающий недугом подозрительности, никого к себе не привлекает, но всех от себя отталкивает. Мало кто из нас будет расположен к дружбе с тем, кто вечно подозревает или согласится жить с ним вместе. Подозрительность портит самые лучшие отношения друзей и отравляет самую счастливую семейную жизнь.
Единственное средство против подозрительности — открытое и чистосердечное отношение ко всем людям. Надо не только остерегаться подозрительности, но и научиться рассматривать каждого человека добрым до тех пор, пока он сам не докажет нам на деле, что он — злой. Надо помнить, что нет в мире людей вполне совершенных и святых, включая нас самих. У каждого человека, самого совершеннейшего есть свои слабости, недостатки, пробелы и промахи, вольные грехи и невольные прегрешения, и что каждый человек, в той или иной мере, нуждается в примирении с Богом, в прощении грехов, в очищении прегрешений, в освящении своей жизни, в преображении своей души и характера.