+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 1, 1987 г.

Бедные богачи

Николай Водневский

ТРУДНО оспаривать истину, которая гласит: «Бедность - не порок». Но человек может быть бедным или богатым не только в материальном смысле, но и в духовном. И когда мы бедны духовно, тогда бедность не что иное, как порок.

Однажды, читая Библию, мне запали в сердце слова апостола Павла: «Христос, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор. 8:9).

О каком богатстве здесь идет речь? Конечно, апостол Павел имел в виду духовное богатство, обогащение любовью Христа.

Все христиане имеют возможность быть духовно богатыми, чтобы этим богатством делиться с другими людьми. Но сколько среди нас бедности, духовной убогости! Только этим можно объяснить «церковные болезни», недопонимания, разногласия и многое другое.

В первые годы моего следования за Господом я написал стихотворение, которое заканчивалось такими словами:

Бог дает любовь Свою не мерой, -
Приходи, желающий, бери. 
Я богаче всех миллионеров:
Мой чертог в сиянии зари.

Позднее я увидел в этих словах недосказанность, односторонность. Верно, истинного христианина ожидает счастливая вечность, великая радость. Мы спасены благодатью Божией и только благодатью, но жизнь на земле - это не сон. Без духовного обогащения на земном пути христианин может оказаться бедным в вечности, спасенным «как бы из огня» (1Кор. 3:1-5). «Миллионером» на небесах я могу быть только тогда, когда буду духовно богатым на земле, ибо все мои дела пойдут со мною. А все ли мои дела достойны неба? Об этом стоит подумать каждому. Почему среди христиан встречается духовная убогость, надменность, высокомерие, недружелюбие, а то еще хуже: распри и разногласия? Разве Иисус Христос не верен в Своих обетованиях, а мы - не Его дети? Отчего это бывает так: верующий в Бога материально богат, а духовно беден?

О многих сегодня можно было бы сказать: бедный богач! Если духовное богатство Христа не проявляется в моей жизни, значит я беден, я жалок, я нищ. И это половина беды, если человек сознает свое положение и обращается к Богу в молитве словами царя Давида: «Я же беден и нищ». Но когда этого нет, тогда ни о каком блаженстве нищего духом не может быть речи.

Здесь будет уместно вспомнить одно событие из истории израильского народа. В нем урок для поучения.

После долгого странствования по горячей пустыне израильтяне, наконец, достигли обетованной земли. Они помнили переход через Иордан и, наверно, не раз вспоминали чудеса, которые Иегова являл им в пустыне.

Вступив в пределы земли обетованной, семь колен израильских прочно осели и закрепились на первые, попавшие им места, кое-как перебивались «с воды на кисель», забыв о том, что Бог дал каждому колену свой удел - богатую, плодородную землю, но они ее не брали, хотя и нуждались в ней. Они, как говорится, лежали на мешках с зерном, оставаясь голодными.

И вот тогда Иисус Навин поставил народу вопрос: «Долго ли будете не радеть о том, чтобы пойти и взять в наследие землю, которую дал вам Господь?» (Нав. 18:2-4).

Слава Богу, что конец этой истории был благополучным. Народ послушал своего вождя. Из каждого колена выделили по три человека. Они осмотрели землю и разделили по жребию уделы в Силоме перед лицом Господним.

В этом повествовании есть и для нас, христиан, урок. В Иисусе Христе Бог избрал нас ко спасению, провел через пустыню этого мира, провел через Иордан, ввел в землю обетованную, но все ли наследовали тот удел, который определен Богом каждому истинному христианину?

Почему семь колен израилевых долгое время сидели на одном месте и не занимали Божьи уделы?

Причин может быть много, но одна из них, главная - греховная леность и самодовольство, нежелание войти в обновленную жизнь.

О том, что лень - мать пороков, знали уже древние люди. Лень никогда не приносила человеку радости, потому что она - слуга нашей плоти. Духовные ленивцы довольствуются тем, что они имеют. О жизни по духу они могут только говорить.

Все, уверовавшие в Иисуса Христа и пережившие рождение свыше, спасены исключительно благодатью Божией. Они получили спасение, как дар, а вместе с ним великие и драгоценные обетования, но как часто плотские характеры и уродливый эгоизм не дают нам овладеть уделом Божиим - жизнью в духовном плане, где любовь и прощение стерегут мир Божий.

Но ведь можно жить на земле и не владеть ею, не пользоваться. Можно иметь в доме Библию открытой день и ночь и не заглядывать в нее. И больше: можно читать Библию ежедневно, изучать ее на уроках воскресной школы и не пользоваться ею в практической жизни. Это и приводит человека к духовному убожеству.

Начетчиков на земле очень много, а практикующих учение Христа - мало, как и Христос сказал: «Тесны ворота и узок путь, ведущие в жизнь и немногие находят их» (Мф. 7:14). Немногие…

Духовных богачей мало, а прозябающих на формальной религии - миллионы. Человек может громко говорить из-за кафедры о молоке и меде, а сам испытывать горечь зависти и горькую злобу на своего собрата. Человек может провозглашать за кафедрой слова Христа: «Прощайте и прощены будете» (Лк. 6:37), а сам многие годы носить неприязнь к своему же брату или сестре по вере. Почему так бывает?

Потому что такой человек все еще живет без удела, а наш удел - Христос. Где нет любви, там нет Христа. Если Он не живет в нашем сердце и не распоряжается нами, значит Его нет в нас.

Если мы - дети Божии, то наш внутренний человек будет всегда томиться по не достигнутому уделу, по полноте Духа Святого.

- Долго ли вы будете не радеть? - спросил Иисус Навин израильтян. Этот вопрос обращен сегодня и к нам.

Бог дает нам тучные пажити, а мы, худосочные христиане, ждем в мае, когда придет декабрь. Мы все чувствуем нужду в духовном пробуждении, но оно не приходит к нам. И не потому, что мы мало молимся, а потому, что сидим на одном месте и желаем, чтобы к нашему черному телу Бог пришил белоснежные крылья. Многие хотят, чтобы молоко и мед Божьих уделов изливались прямо в рот, а мы бы лежали на боку, перемывая косточки своего брата. Но это немыслимо. Под лежачий камень вода не бежит, - так говорит старая пословица.

Когда душа заморожена и ее уже не трогает призыв Христа: «Да любите друг друга», тогда нужно ожидать только одно - небесного грома. Только гром может встряхнуть бедных богачей, очистить их от религиозного формализма, поставить их на колени перед Господом и примирить их с теми, с кем они по своему высокомерию и гордости не желают примириться.

В нашем организме действует чудесный физический закон, который называется обменом веществ. Вместе с пищей мы принимаем различные химические соединения. Наш организм их перерабатывает в новые, нужные нам вещества, чтобы пополнить расходованные калории. Ненужные или отработанные вещества наш организм удаляет, выбрасывает.

Такой же закон действует и во внутреннем духовном человеке. Хлеб жизни - Христос. Он - наше питание. Он - воплощение любви. И все то, что не по любви - только отравляет нашу душу, но не обогащает ее. Душа заражается религиозным формализмом, лицемерием, а это есть зло, избавление от которого возможно только тогда, когда Христос займет место на троне сердца. Но для этого сердце должно быть очищено покаянием, как говорит Святое Писание: «Если исповедуем грехи наши, то Он (Христос), будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1:9). А неправда - это все то, что исходит из эгоистического, гордого и «необрезанного» сердца, в котором нет духа прощения, а следовательно и Христовой любви.

Господь желает обогатить нас Своей любовью, чтобы мы жили в радости, любви и мире. Это наше богатство и только это может прославить Христа.

Недавно газеты писали о человеке, который в США продавал жареную кукурузу, был беден и нищ, а когда умер, в его матрасе нашли 200 000 долларов! Да не будет так в нашей духовной жизни, чтобы иметь от Господа миллионные обетования, а жить как нищий, в лохмотьях самоправедности и религиозного формализма.

Станем же у ног Господа, как нищие духом (Мф. 5:3) , и Он обогатит нас любовью.

Архив