Вера и Жизнь 5, 1979 г.
- Рождественские дни
- Я ищу свет
- Дорога в будущее
- Вифлеем
- Он проникает все
- Великая правда
- Наше счастье
- Правда жизни
- Всем сердцем
- «Поговорим по душам»
- Хочу рассказать молодым
- Человек и песня
- Тайна яслей: где Он?
- Тихая ночь
- Наш друг
- Человек и его время
- Живая связь
- По страницам советской печати
- Письма
- Информационное приложение
- Встречи в пути
- Из новых стихов
- Дом, где дороги сходятся
- Чудеса бывают…
- Благодарность
- Урок истории
- Только факты
- Вера, уверенность, знание
- Для размышляющих
- Единство
- Важные цели
- Из лирической тетради
- Хорошее начало
- Первые шаги
- Присядьте! Поговорим…
- Библейские термины
- Для детей
- Посмотри на небо…
По страницам советской печати
ТОЛЬКО ЛИ ИНТЕРЕС?
Интерес к религии и религиозным проблемам все больше и больше начинает захватывать советских людей и, главным образом, молодежь. Это теперь несомненно.
В журнале «Нева» (№ 3/1979) в рассказе В. Рынкевича «Тарусский ключ» мы читаем: «…в зале перед большим полотном — вариантом картины «Христос и грешница», ребят (школьников) усадили на стулья, и экскурсовод подробно рассказала о том, как создавалась картина, за какую цену ее купил царь Александр III, о том, где находится основной вариант. О сюжете картины не было сказано ни слова.
Когда экскурсовод объявил экскурсию законченной, Олег Николаевич встрепенулся:
— Подождите. У нас есть вопросы. Вы должны рассказать нам…
Экскурсанты, двинувшиеся к выходу, остановились.
— Расскажите, что изображено на картине, — требовал Олег Николаевич. — Мы хотим… Мы имеем право….
Экскурсовод, испуганно глядя на Олега Николаевича, сказала:
— Вам я расскажу, а детям нет. Учительница, уведите детей!
Заинтересовавшиеся школьники недовольные пошли к дверям, с любопытством оглядываясь.
— Это — ханжество: скрывать от нового поколения величайшие достижения человеческой культуры, — возмущался Олег Николаевич. — Это, если хотите, духовное обкрадывание народа. Вы сами-то знаете? Она сама не знает одну из прекраснейших легенд. Ее саму надо учить культуре! Она не знает, что такое Евангелие от Иоанна, а?..
Оставшиеся в зале экскурсанты наблюдали.
— Гражданин! Перестаньте! — дрожащим голоском перебивала его экскурсовод.
— Вы не забывайтесь. Москва рядом. Я попрошу, чтобы вас научили культуре!
— Гражданин! Прошу вас покинуть музей, иначе я вызову милицию…
Купальщик мягко, но решительно взял Олега Николаевича за плечи.
— Пойдем-ка, браток, отсюда. С ними лучше не связываться! Аккуратно ты же будешь виноват!
Услышав сочувствие в его голосе, Олег Николаевич вдруг проникся щемящей жалостью к себе.
— Ты меня понял? Да? А эти сволочи! Недоучки… Они сами не мыслят и отучивают от мышления народ. Они хотят держать вас в темноте. Понимаешь, друг? Христос там сказал: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень!» Это гениально! Ты понял, в чем смысл? Кто из нас без греха… А они… У-у, сволочи… Ты меня понял, друг?..
— Понял, понял. Только надо аккуратно. Сейчас у них такой порядок: верить только женщине. Сейчас бы тебе аккуратно пятнадцать суток. Нет, ребята. Детишки ходят. Музей же. Вот поедем в Тарусу, пивка попьем…»
Рассказ в «Неве» сам по себе ничего особо интересного не представляет, но над этой сценкой стоит задуматься.
В газете «Гудок» (№ 124/1979) в статье кандидата философских наук А. Черткова «Глубокий кризис веры» приведены выдержки из письма в редакцию двух молодых девушек-школьниц. Как пишет автор, эти девушки не согласны с тем, что сейчас религиозная философия переживает глубокий кризис и что «религия — духовная отрава для народа».
«Если вы не дадите нам ответ, — пишут девушки, — то вы сами не уверены: есть Бог или нет? И наукой это не доказано!»
«В этих словах, — сокрушается А. Чертков, — страшно не обвинение в адрес редакции, а то, что у нас отдельные юноши и девушки верят в Бога, отравлены религиозным дурманом».
И дальше автор пишет: «Если судить по посещаемости храмов о религиозности нашего населения, то по большим праздникам действительно бывают толпы в храмах, в них съезжаются одиночки-верующие из разных мест, а затем и много любопытных». И он признает, что «церквей у нас становится мало».
Отвечает он и на другой довод этих верующих школьниц. «Они пишут, что раньше, когда образование и воспитание строилось на религиозной основе, якобы не было убийц, хулиганов, пьяниц и так далее». Тут кандидат философских наук Чертков ссылается на произведения Достоевского, Толстого и Горького. Однако он признает, что «у нас в стране еще не изжита полностью преступность, совершается немало аморальных поступков. Но причина не в падении влияния религии на людей, а скорее в недостатках воспитательной работы». Но этот довод Черткова вряд ли удовлетворит школьниц и всех тех, кто прочитает статью в газете «Гудок».
Наконец, автор пытается опровергнуть заявления школьниц о том, что «религия учит добру, и она удерживала людей от зла» и что «религия помогает людям легче переносить страдания и дает людям утешенье»,
Тут Чертков заявляет, что «такие попытки свидетельствуют об идейной слабости религии (!) и являются тщетными при ее защите».
Однако молодежь не только интересуется религиозными вопросами, но многие начинают верить.