Вера и Жизнь 5, 1979 г.
- Рождественские дни
- Я ищу свет
- Дорога в будущее
- Вифлеем
- Он проникает все
- Великая правда
- Наше счастье
- Правда жизни
- Всем сердцем
- «Поговорим по душам»
- Хочу рассказать молодым
- Человек и песня
- Тайна яслей: где Он?
- Тихая ночь
- Наш друг
- Человек и его время
- Живая связь
- По страницам советской печати
- Письма
- Информационное приложение
- Встречи в пути
- Из новых стихов
- Дом, где дороги сходятся
- Чудеса бывают…
- Благодарность
- Урок истории
- Только факты
- Вера, уверенность, знание
- Для размышляющих
- Единство
- Важные цели
- Из лирической тетради
- Хорошее начало
- Первые шаги
- Присядьте! Поговорим…
- Библейские термины
- Для детей
- Посмотри на небо…
Великая правда
Фридгельм Кениг
КАК МОЖЕТ БОГ ДОПУСТИТЬ ВСЕ ЭТО?
На старых географических картах можно было видеть белые пятна. Эти белые пятна были обозначены как «терра инкогнита», по-русски — неисследованная территория. Сегодня таких белых пятен уже нет. Мы исследовали нашу планету до отдаленных уголков. Спутники фотографируют из космоса нашу планету. Наука сделала большой прогресс.
Также и белые пятна на «карте нашего знания» если не совсем исчезли, то, по крайней мере, их стало меньше. В древние времена человек заполнял свое незнание «богом». Это делалось или с благоговением, или бог употреблялся просто, чтобы заполнить пустое место. Но с тех пор, как техника и медицина завоевала мир, и нам стало почти все доступно, такому богу нет больше места в нашем просвещенном мире. И вообще в Боге нет потребности. Никто не спрашивает о Нем. Поэтому тем более странно, что когда случается несчастье или несправедливость, когда люди страдают, тогда вдруг человек пробуждается. Вдруг он заявляет: «Как может Бог допустить это?». До этого человек жил и не интересовался Богом. Но если мы терпим неудачи, тогда начинаем роптать. Неожиданно всплывает на поверхность вопрос о Боге.
БОГ НА СКАМЬЕ ПОДСУДИМЫХ?
Представьте себе судебный зал. Впереди на судейском месте сидят оскорбленные и огорченные люди, а внизу, на скамейке подсудимых, сидит Бог. И вот Его спрашивают: «Как Ты можешь, обвиняемый, все это допускать?» Какое безумие!
Что это безумие, то это должно быть нам всем ясно. Такого бога нет. Бога, который сидел бы на скамье подсудимых пред человеком как судьею.
Мы должны принять к сведению: есть святой и справедливый Бог. Он обращается к нам: «Ибо кто подобен Мне? и кто потребует ответа от Меня?» (Иер. 49:19). Бог — судья, а мы перед Ним сидим на скамье подсудимых. Но, несмотря на это, многие до того перестроили свою логику, что у них все стоит вверх ногами. И это поистине опасное и коварное возражение, которое многие приняли добровольно от диавола: Бог на скамье подсудимых!
Человек не отрицает существования Бога, он совсем не хочет быть атеистом, но человек посадил Бога на скамью подсудимых. А это, пожалуй, еще хуже, как если бы мы Его совсем отрицали.
ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ — ВОЛК
В мире творится много ужасного. Мы должны были бы быть слепыми и глухими, чтобы не видеть и не слышать изо дня в день вопиющих несправедливостей. Террор, убийства и насилие, ужасные катастрофы и опасные болезни. Повсюду обманутые и страдающие люди. Об этом сообщают нам наши средства массовой информации. Многие миллионы ищут убежища, другие от голода и нужды не могут ни жить, ни умереть. Потом страх перед будущим. Подумайте только об ужасах современной войны, об атомных, химических и биологических арсеналах оружия массового уничтожения. Или о газовых камерах и 60 миллионах погибших во второй мировой войне. Ужасы над ужасами! А грядущая катастрофа, если она совершится, если у какого-нибудь лидера сдадут нервы? Ядерные державы — Советский Союз и США располагают запасом оружия массового уничтожения, которое трудно себе и представить. Двадцать пять раз можно уничтожить все живущее на земле. Но индустрия вооружения работает на полном ходу дальше. Открыто или засекречено. И это не только в этих двух странах, которые давно уже не обладают монополией атомного оружия. Сегодня это оружие имеют и малые страны, где студент физики последнего семестра теоретически в состоянии построить это оружие. Это правда! В мире совершается много безумного. Люди сами причиняют много страдания друг другу. Начиная от ссор и враждебности в супружеской жизни, в семье и на месте работы, и кончая голодом и войной.
«Человек человеку — волк», — так сказал Томас Гоббе (1588–1679), великий английский философ и государственный деятель. И Бог молчит?
Но действительно ли Бог молчит? Пожалуйста, прислушайтесь со всею убедительностью и серьезностью: нет, Он не молчит! Бог говорил и сегодня еще говорит. И если вы спросите, откуда я это знаю? Вот, мой ответ вам: читайте Евангелие Христово! Там Он не молчит, но там Он говорит. За Его словами следуют дела: великие и славные дела. Бог открылся нам в Сыне Своем, в Иисусе Христе. С тех пор как Иисус Христос пришел в этот мир, никто не имеет права говорить о молчании Бога.
Библия повествует нам, что мир сотворен гармонично и в совершенной красоте. Человек был венцом творения, так что великий всемогущий Бог сказал о творении: «Хорошо весьма». Быт. 1:31. Итак, Адам мог мирно пребывать в присутствии всемогущего Бога без чувства вины. Да, Адам мог даже говорить с Богом как с другом.
ВЕЛИКИЙ ПРОРЫВ ПЛОТИНЫ
Библия повествует нам о первоначальной катастрофе. О неожиданном пришествии греха в этот совершенный и прекрасный мир. Мы хорошо знаем, что произошло: человек злоупотребил своею свободой и восстал против Бога. В эту катастрофу было вовлечено все творение. Это был великий прорыв плотины в истории.
Как мощные потоки хлынули в этот мир болезни и страдания, страх и несправедливость, слезы и смерть. И с тех пор наш мир наводнен проклятием и грехом.
Нет, наш мир — не тот мир, который Бог имел в виду в Своем плане. Мы живем в настоящее время в падшем мире, в мире, в котором господствует грех. А грех — это отделение от Бога, разделение с Богом. Грех — это большой промах цели. Диавол — «человекоубийца» от начала (Ин. 3:44) имеет такую власть, что он назван «князем мира сего», как написано в Библии. Вражда человека против Бога принимает все более дерзкий характер. Безбожие людей будет и дальше прогрессировать. Об этом говорит нам Библия. И кто это не чувствует, наблюдая события наших дней?
Библия рассматривает этот мир реалистически. Она не преувеличивает. Ее высказывания точно согласуются с реальностью. Пока еще на Божьей ниве растет не только пшеница, но дико и дерзко растут и плевелы. Пожалуй, можно смело сказать, что за плевелами не видно и пшеницы. Созревает и то и другое. Но придет справедливый суд Божий над грехом. Для всех же, послушных Его гласу. Он сегодня уже дарует новое славное начало.
ОН ДЕЙСТВОВАЛ
Это новое мы имеем уже здесь. Бог не оставил на произвол судьбы этот мятежный мир, хотя мы лучшего не заслужили. В темную ночь греха Он зажег Свой свет. В этот хаос греха Он послал Своего Сына, Иисуса Христа. Иисус Христос пошел путем послушания. Как непостижимо нашему уму событие на Голгофском холме! Там Христос умер за грешников. Потом Бог воскресил его из мертвых, Он воскрес телесно. И теперь Иисус Христос сидит одесную Бога на престоле.
Это поистине бесподобная Благая весть. Всюду, где люди открывали свои сердца этому Господу и Спасителю, где они принимали Его в сердца и в дом, там это новое становилось счастливой действительностью. Все, принявшие Иисуса Христа, могут радостно свидетельствовать об этой великой перемене, произошедшей в их сердцах: «Бог избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1:13).
Каждый, кто может повторить эти слова, не будет спрашивать в виду состояния этого мира: как может Бог все это допустить?
Чадо Божие знает, что Богу враждебный мир, в котором господствует диавол, не может быть другим, каким он является сегодня.
«КТО МОЖЕТ ПОНЯТЬ БОЖЬИ ПУТИ?»
Это совсем другой вопрос. И этот вопрос остается глубоко непонятным. Сколько необъяснимого страдания сваливается на того и другого человека, да и на нас самих. Кто может объяснить их? Бог, Которого я всегда могу понять, не был бы Богом. «Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:9). Расстояние до звездного неба для нас математически в какой-то мере измеримо. Практически это непостижимо. Кто может измерить, какое расстояние охватывают световые годы или миллионы световых лет? Никто не может этого сделать. Не показывает ли это слово пред нашим взором пластически, какое огромное расстояние между нашим представлением и Божьими мыслями?
БОГ НЕИССЛЕДИМ
Это было в 1868 году. Четверо детей резвились в доме пастора в местечке Дельвиг, около города Унна, когда на Рождество открылась дверь в комнату, где стояла украшенная елка. Там были приготовлены для них подарки.
Пастор Фридрих фон Бодельшвинг читал для своей семьи Рождественское Евангелие. Его жена держала на коленях младшего из детей, Карла. Звонкие голоса детей пели рождественские гимны. Их глаза сияли радостью, как только могут сиять детские глаза. Благодарное счастье наполняло сердца родителей. Четверо детей подарил им Господь. Старший Эрнст — умный мальчик. Потом Елизавета — милая внимательная девочка, всегда готовая помогать матери. Маленький Фридрих восхитительно ездит на своей деревянной лошадке. Семейное счастье дополнял лепет маленького Карла. Однажды мать смотрит на Эрнста: что с ним? Он так притих. Вот уж несколько дней у него мучительный кашель. Со дня на день ему хуже, и он должен был лечь в постель.
Вызванный доктор Кип с озабоченным выражением говорит: «К сожалению, я должен вам сказать: у него в тяжелой форме коклюш». Родители поражены. Ибо коклюш — заразная болезнь, и очевидно остальные дети уже заразились. И Фридрих, Елизавета и Карл начинают кашлять все больше и больше. Пришлось вызывать еще раз доктора. Доктор устанавливает, что у Эрнста кроме коклюша еще и воспаление легких. Он исследовал остальных детей и результат ошеломляющий: у них также коклюш и также затронуты легкие. «Вы должны со всем считаться», — такой был искренний ответ доктора. Детский смех в доме пастора давно умолк. День и ночь был слышен только кашель детей. Один перестает кашлять после мучительного приступа, как начинает второй, третий и четвертый. К тому же усилилось воспаление легких. Ночью на 12-го января мать старается согреть холодные руки и ноги маленького Фридриха. Он простирает руки, чтобы она взяла его. Мать тихо плачет. С последней силой Фридрих утирает матери слезы, и чрез несколько минут его сердце перестает биться. Елизавета мужественно, без жалоб, переносит страдания. Она не хочет огорчать родителей. До последнего старается она утешить их. Когда она 20-го января проснулась, потому что кашель заложил ей дыхание, то отец Бодельшвинг взял ее на колени. Он прижал ее к груди, как бы хотел удержать ускользающую жизнь. Но напрасно. Елизавета также угасает.
Карл, самый меньший из детей, уже четырнадцать дней как болен и лежит в постели, без жалоб и стонов, как бы уже не принадлежащий этому миру. В субботу 24-го января, без борьбы, без страдания, он уснул навсегда. Руки пастора Бодельшвинга дрожат, его лицо бледное. Он сидит у кроватки старшего сына Эрнста. Этот бедный мальчик дольше других боролся с болезнью. Отец и мать находились на грани физических и душевных сил. Они молились, бодрствовали, ухаживали и похоронили двух детей. Потрясенные этим извещением к ним приходят друзья, где стоял уже и третий гроб. Через день, 25-го января умер и Эрнст. На протяжении двух недель мать и отец Бодельшвинг похоронили своих четырех любимых детей. Однажды жизнерадостный дом вымер, вымер в буквальном смысле слова. Фридриху фон Бодельшвингу было 38 лет, когда постигло его это испытание. Его жена Ида в 35 лет поседела, потом волосы начали выпадать, так что она должна была носить чепчик. Муж опасался за ее здоровье и, возможно, за свое тоже. Из-за такого тяжелого пути, которым они должны были пройти, все человеческие слова кажутся нам несказанно пустыми и тратой времени. Это напоминает нам трех друзей Иова, которые пришли к нему и сидели семь дней и семь ночей молча. «И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико» (Иов. 2:13).
Все же, проследив дальнейшую жизнь Бодельшвингов, мы видим с удивлением, какое служение ближнему, служение любви Бог мог начать чрез них. Стоит прочитать историю Бодельшвинговских заведений в Вифлееме около Билифельда. Бодельшвинг научился во всех страданиях произнести: «Отче, я не понимаю Тебя, но я доверяю Тебе!»
Как раз, когда я пишу эту книгу, пришло извещение, что мой молодой родственник, находясь в плавании на парусной лодке с острова Гельголанд до острова Фэр, пропал без вести. Ему было только 24 года, и он стоял перед защитой докторской диссертации. Родители его глубоко потрясены, но хранимы благодатью Божией. Семь долгих недель прошли между страхом и надеждою. Потом утонувшего нашли выброшенного волнами на берег. В траурном объявлении были такие слова: «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор. 32:4). Так может говорить только вера, если даже и со слезами.
БОГ ВМЕШИВАЕТСЯ В НАШУ ЖИЗНЬ
Как неисследимы пути Божьи? Как старается Бог привлечь к Себе многих, живущих вдали от Него. Многие находятся в бегстве от Него. Может быть, кое-кому не понятны пути Божьи в его жизни. Но подумайте об этом: Бог хочет привести вас к благоразумию и обращению. Он хочет приблизить вас к Себе. «Разве Я хочу смерти беззаконника? — говорит Господь Бог. — Не того ли, чтоб он обратился от путей своих и был жив?» (Иез. 18:23). Разве вы никогда не чувствовали, как святой, праведный Бог заботился о вас? Как Он не раз благословлял вас? Не знаете ли, «что благость Божья ведет вас к покаянию» (Рим. 2:4)? Не замечали ли вы, как Бог там или здесь очевидно вмешивался в вашу жизнь? Ибо это Его цель: изменить ваш пагубный, своевольный курс и дать вашей жизни совершенно новое направление.
Кто, в конце концов, серьезно поразмыслит над своею жизнью, тот согласится, что Господь не раз вмешивался в нашу жизнь. Как иногда слово Божие касалось вашего сердца! Или как встряхнула вас неожиданная смерть близкого человека. Как близкие или знакомые были неожиданно вырваны смертью из цветущей жизни и прилежного труда! Потом ваша болезнь, приковавшая вас к постели. Болезнь, вырвавшая вас из кипучей жизни, чтоб вы, в конце концов, подумали в тишине о вашей жизни и о цели жизни. Посмотрите с этой стороны один раз на вашу жизнь: все это — мудрая любовь Божия, чтоб пробудить вас от духовной спячки.
Это Его вмешательство, чтобы вы пришли в сознание и обратились бы к Нему. Все это серьезное предупреждение. Это правда: путь в погибель сдерживается Божьим вмешательством в нашу жизнь. Поэтому так необходимо прислушиваться к Его гласу, громкому или тихому.
БОГ НЕ ДЕЛАЕТ ОШИБОК
Пастор Вильгельм Буш рассказывает в своей книге об одном шахтере, который через аварию был парализован и вынужден был остаток своей жизни провести на стуле. До этого он был отъявленным хулителем Слова Божия и открыто пренебрегал им. Потом случился этот несчастный случай. Он понял этот строгий голос Божий и искренно обратился к Богу. Несмотря на свое тяжелое ранение, он стал радостным чадом Божиим и всем свидетельствовал, что он не тоскует по былым временам. Он лучше хотел нести бремя своей болезни, чем со здоровым телом идти в вечную погибель широким путем. Ибо в этом воля Божия, чтобы человек остановился и обратился к Богу. Его любовь находчива и ничего не оставляет неиспробованным, «чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечем» (Иов. 33:18). Поэтому не будем ломать себе голову и терзать себя сомнениями и возражениями, что, дескать, Бог виновен и жесток. Такие мысли от диавола. Истина как раз противоположность этому. Кто примирился с Богом через Сына Его, Иисуса Христа, тот может от всего сердца сказать: «…Все хорошо делает» (Мк. 7:37). Он благоговейно преклонится перед Богом, когда познает чудные пути и намерения Божии в своей жизни. «И в тот день вы не спросите Меня ни о чем» (Ин. 16:23).
Здесь мы видим, как на дорогом ковре, только загадочную, непроницаемую путаницу ниток на изнанке. Но как неожиданно прекрасно, ясно и обозримо выглядят бриллиантовые краски и формы на лицевой стороне ковра.
Поэтому прочь с таким возражением! Пора, в конце концов, понять, что Бог для каждого из нас имеет особый план. Примем же его без ропота, с доверием Богу.