+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 5, 1979 г.

Вифлеем

Вифлеем, что значит «дом хлеба» — небольшой городок Иудеи, в котором родился Спаситель, находится к югу от Иерусалима, на дороге в Хеврон. Два часа пути отделяют Вифлеем от Иерусалима.

В общих списках городов Иудеи, помещенных в книге виночерпия царя Артаксеркса Неемии, Вифлеем не встречается. Так мал и незначителен был он! (Неем. 11:25–36).

Вначале, во времена глубокой древности, Вифлеем именовался по плодородию своей земли «ефрафа», т. е. «плодородный» (Быт. 35:16,19). В отличие от другого города Вифлеема, находившегося в колене сынов Завулоновых, в Галилее, Вифлеем-ефрафа назывался «Иудейским», «Иудиным», «землею Иудиною» (Нав. 19:10:15; Суд. 17:7–9; 19:1–2; Мф. 2:1; 1Цар. 17:12; Мф. 2:6).

С Вифлеемом Иудейским связано много исторических, священных воспоминаний. Так, на пути в Ефрафу древнюю, не доходя «несколько» до нее, родился Иакову Бенони-Вениамин. Здесь же, на дороге, скончалась и погребена мать последнего — Рахиль (Быт. 35:16–20; 48:7).

Из Вифлеема Иудейского вышел пожить на полях Моавитских на время голода Елимелех с женою Ноеминью и двумя сыновьями своими. У человека «весьма знатного», Вооза, на Вифлеемских полях подбирала отдельные колосья преданная Ноемини язычница моавитянка Руфь, прародительница новозаветного «Давида» (Руф. 1:1–2; 2:1–2:4; Мф. 1:5).

В Вифлееме Иудином родился ветхозаветный Давид, сын Иессея Ефрафянина. Там, на полях отца своего, пас он овец и убивал льва и медведя. Давид — юноша, впоследствии — муж, «поставленный высоко», «помазанник Бога Иаковлева», «сладкий певец Израилев» (1Цар. 17:12; 16:11; 17:34,36; 2Цар. 23:1; Ин. 7:42). Отсюда — «город Давидов» (Лк. 2:4).

Из Вифлеемского источника, во «славу Иеговы», как жертву, пролил жаждущий Давид воду, добытую ему тремя храбрыми: Исбосефом, Елеазаром и Шамлой (2Цар. 23:8–17; 1Пар. 11:1,7,9).

О Вифлееме-ефрафа как о городе «Владыки во Израиле» за семь столетий до рождения Его воспевал пророк Михей (Мих. 5:2).

На Вифлеемских полях раздалось впервые ангельское благовестие о рождении Спасителя бедным стражам овец (Лк. 2:8–12). В «стране той» явилось «внезапно» многочисленное воинство небесное, славящее Бога (Лк. 2:13–14).

О Вифлееме, «земле Иудиной», говорилось тогда и в пышном дворце Ирода Великого (Мф. 2:3–6; 16–18).

В Вифлеем, Ефрафу древнюю, направились восточные мудрецы, ведомые таинственной звездой южной палестинской ночи (Мф. 2:8).

В «городе Давидовом», Вифлееме-ефрафа, родился Спаситель, Князь мира (Лк. 2:8–16; Ис. 9:6; ср. Еф. 2:14).

В настоящее время нет более великого новозаветного Вифлеема. На его месте — его развалины. Бедный арабский городок — деревня Бетлам говорит о месте «дома хлеба». Около 3-х тысяч арабов-земледельцев населяют его. Они же доставляют за гроши бедным пилигримам Востока разные вещицы-святыни, чтобы последние, по возвращении богомольцев домой, хранились, как великая памятка о великом месте и событии.

Над местом, где родился Спаситель, теперь высится храм. Ежегодно стекаются сюда тысячи паломников-богомольцев. Жарко горят их трудовые свечи над местом рождения Спасителя.

Окрестности Вифлеема-Бетлама полны достопримечательности и древних, седых от времен, памятников. Указывают здесь, например, и на дом праведного старца Симеона (Лк. 2:25); и на дерево, под которым отдыхала, по устному сказанию, Матерь Иисуса на пути из Вифлеема в Иерусалим (ср. Лк. 2:22); и на гроб-памятник Рахили; и на виднеющиеся вдали развалины Рамы древней (Иер. 31:15; Мф. 2:17–18).

Архив