Вера и Жизнь 1, 1980 г.
- Служитель Божий
- Два образа жизни
- Великая правда
- "Приду опять"
- Для кого? Для чего?
- Мир Божий
- Происхождение зла
- Два письма
- Добрый пастырь
- Ни холоден, ни горяч
- С любовью и болью
- Неизменный курс
- Счастливы ли вы?
- "Двое умерли за меня"
- Вести отовсюду
- Автобиография
- Сто вопросов, сто ответов
- Однажды и на всю жизнь
- Женщина хананеянка
- Главная проблема современности
- Сильнее огня
- Библейские термины
- Для детей
Сильнее огня
Гергард Бергман
Не кажется ли многим, что современный человек не нуждается в молитве? Современный человек технически образованный человек. В этом главная причина охлаждения в молитвенной жизни. Но кто-нибудь спросит: «Почему это так?» Постараемся ответить на этот вопрос.
Первый довод: молитва и техника кажутся несовместимыми. Во всяком случае, современный человек так думает. До торжества техники дело обстояло иначе. Например, на моей родине жила пожилая женщина. Она родилась в 1872 году. Я был мальчиком, когда она рассказывала мне о своем детстве и между прочим следующее: «Когда бывала сильная гроза, то наша мать собирала нас детей вокруг себя. Она садилась снами за стол, клала на стол Библию, потом мать молилась с нами, прося Бога, чтобы гроза миновала нас.
Но кто-нибудь может возразить и с улыбкой превосходства сказать: ради этого молиться? Эту проблему разрешает сегодня куда лучше громоотвод. Видите ли: по мнению таких людей, молитва и техника исключают себя взаимно. Техника делает молитву излишней.
Или: Я возвращался с одной конференции домой. Я попросил моего знакомого подвести меня на автомашине. Недалеко от дома машина остановилась. Что случилось? Оказывается, горючее кончилось. Может быть опять кто-нибудь с насмешкой глумливо скажет: молитва здесь ничего не поможет, здесь поможет только одно: надо идти до следующей заправочной станции и купить там бензин. Опять мы видим: техника исключает молитву.
Но теперь мы должны представить себе следующее: техника подарила нам не только громоотвод и автомашину, но и атомную бомбу, это значит средство массового уничтожения, которое загнало нас всех в тайный страх. Теперь я спрашиваю вас: кто дал нам бомбу? Техника? Нет. Атомную бомбу дал нам человек.
Итак, теперь наша проблема предстает перед нами в совсем новой перспективе. Ибо кто может серьезно противоречить, если мы скажем: потому что современный человек разучился молиться, мы все находимся под нависшим над нами страхом. Техника поддается контролю, а от человека можно ожидать всяких неожиданностей. Из этого вытекает другой вывод: как раз через победоносное шествие техники, с ее возможностями массового уничтожения, снова возникает вопрос о человеке да, именно о человеке! Я хочу уяснить вам этот вопрос: арсенал атомных бомб находится приблизительно половина на Западе, другая половина на Востоке. Я осмелюсь утверждать: все эти атомные бомбы с их разрушительной силой в руках истинно верующих диаконис и монашек безопасны и безобидны, как и альпийские фиалки на подоконниках в их комнатах. Если вы все еще думаете, что вопрос молитвы это вопрос личного убеждения, это значит: один верит в силу молитвы, другой нет. Или не стоит ли вопрос так: как раз современный человек как технически образованный человек должен быть молящимся человеком? В Европе состоялся конгресс философов. На этом конгрессе старались найти ответ: в чем причина западноевропейского кризиса? Было произнесено много умных речей о либерализме, о материализме и других «измах» дальше сообщается, что один участник конгресса сказал: «Существенная причина кризиса нашего времени кроется в том, что средневековый человек, просыпаясь, первым долгом совершал молитву. Современный человек, просыпаясь, завтракает, слушает радио и курит свою сигару. Здесь причина западноевропейского кризиса.
Может быть вам покажется это преувеличением, но я верю, что здесь открывается нам духовный аспект, имеющий важное значение: духовный кризис зависит в конце концов от того, молимся мы или нет. Неопровержимый факт духовное важнее материального. Вы можете возразить: конечно, это так, но… Это должно быть третьим доводом, который мы приводим в форме вопроса. Имеет ли молитва вообще смысл?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны поставить еще один вопрос: что есть вообще молитва? Молитва - беседа дитяти со своим отцом. Это такой же разговор, который нам хорошо известен из повседневной жизни. Можно ли вообще ставить такой вопрос: имеет ли смысл беседа сына со своим отцом? Ценность разговора кроется в самом себе. Разговор элементарное выражение личности в человеческих взаимоотношениях. Мне это стало в особенности ясно через следующее переживание. Мой отец лежал на смертном одре. О6 этом сообщила мне моя сестра. Придя домой, я сразу же направился к его кровати. Но поздно! Полчаса тому назад отец отошел в вечность с твердой верою в своего Спасителя Иисуса Христа. Как хотел я поговорить с моим отцом, даже если бы это было только несколько слов. И как глупо было бы, если бы мне кто-то сказал: это не имело бы никакого смысла. На это я могу только одно ответить: что значит здесь вообще смысл? Я сын моего отца! Разве в этом нет смысла? Точно также дело обстоит с Богом и человеком, только с той разницей: уши Его всегда открыты. Вы Его сын, вы Его дочь. Поэтому вы и призваны и удостоены беседовать с вашим Небесным Отцом.
Но молитва имеет смысл не только в самой себе, т.е. в процессе молитвы, но с молитвой сопряжено многое. Я спрашиваю вас: разве в этом нет смысла, если человек через молитву получает утешение, находясь во мраке страдания, если ему открывается источник силы в пустыне одиночества, если человек может засвидетельствовать: надо мною есть высшая воля, не холодная и изменчивая судьба, но Тот, Кому я могу сказать: «Авва Отче?»
Разве в этом нет смысла, когда человек через акт молитвы познает свои собственные границы, если человек смиряется? Мне сказал некто: «Мы нагрянем к вашему Богу с нашими ракетами». Кто так рассуждает, у того умерла молитва в сердце и в устах. Но я спрашиваю вас: разве это не смысл, если душа человека через молитву получает крылья, чтобы подняться над земным и преходящим, что держит нас в плену праха?
Кто может теперь ставить под сомнение смысл молитвы?
Но теперь кто-нибудь может спросить: а как дело обстоит с не услышанными молитвами? Я спрашиваю вас в свою очередь: а хорошо ли и верно ли, если отец исполняет всякую волю своего сына? Нет! Отец лучше знает, что для сына хорошо и правильно. Так смотрит и Бог с еще высшей позиции, что для меня и для тебя спасительно. Извините за такое сравнение: мы не должны Бога превращать в официанта, обязанность которого и состоит в том, чтобы исполнять наши желания.
Истинная молитва не в том, что мы хотим что-то иметь, но в том, что мы можем сказать подобно Иисусу Христу:
«Отче, не моя воля, но Твоя воля да будет». Иисус Христос наставляет нас: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Что касается не отвеченной молитвы, то на этот вопрос вам поможет дать путеводный ответ покойный пастор Бюксель из Бранденбурга. У него умерла дочь. Его посетил местный помещик. В ходе разговора он сказал Бюкселю: «Я сожалею, что на этот раз Бог не выслушал Вашу молитву». Бюксель взял его за руку и сказал: «Мои молитвы всегда о трех вещах: 1. чтобы исполнилась воля Божия, 2. чтобы Бог сохранил меня от греха и 3. чтобы Бог помог мне достичь блаженного конца. С этой точки зрения моя молитва отвечена. Ибо совершилась воля Божия. Мое дитя у Бога. Дальше Бог сохранил меня от греха, что я не ропщу на Него, но я могу смириться под Его всемогущей рукой. Итак, я надеюсь, что Бог услышит мою последнюю молитву и поможет мне блаженно закончить эту земную жизнь.
Если бы вы и я научились этому уроку, как испытанный горем пастор Бюксель, тогда для нас вопрос о не отвеченных молитвах был бы разрешен. Одно вы должны знать: все ваши молитвы слышит Иисус Христос, но не все ваши просьбы Он исполняет. Ибо Он знает лучше, что служит для вашей пользы.
Вы можете возразить: хорошо вам так говорить. Вот если бы вы были в моем положении? Ну, мне тоже известны пути страдания, также страдания чисто физические. Я, например, был в войну три раза ранен; один раз тяжело ранен. В связи с ранением мне делали пятнадцать раз вливание крови. Тогда еще не было пенициллина. Но я не хочу ободрить вас через других, испытанных горем людей, в случае, если вы находитесь в подобной ситуации, где вы нуждаетесь особенно в утешении.
Это было в одном городе. Я проводил там евангелизацию. Однажды мне сказал местный пастор: «Мы должны посетить одну тяжело больную».
Когда мы без предварительного предупреждения о нашем визите вошли в ее комнату, то нам представилась следующая картина: на кровати лежала с холодным компрессом на челе женщина лет тридцати.
Вот ее история. Пятнадцатилетней девушкой она упала с велосипеда и ударилась головою о булыжник. С тех пор она прикована к постели. Со временем у нее появились эпилептические припадки. Причина их — повреждение мозга. Мы сидели у ее кровати, но вместо того, чтобы ее утешать, она утешала нас. Между прочим она рассказала нам стихотворение. Я попросил ее переписать для меня это стихотворение, если ей позволят силы. На второй день она передала мне через свою мать это стихотворение с письмом. В письме она написала одно предложение, которому трудно поверить, но все же оно было самоисповеданием. Предложение гласило: «Скажите людям, что Иисус Христос делает человека счастливым в самом глубоком страдании». Какая сила сокрыта в таком убеждении! Конечно, есть не отвеченные молитвы, но нет не благословенных молитв и бесплодных молитв. Это приводит нас ко второму доводу.
Господь исполняет просьбы. Верующий в Иисуса Христа не должен сомневаться в этом. Слово Божие обещает исполнение молитв. «Насадивший ухо не услышит ли? образовавший глаз не увидит ли?» (Пс. 93,9). «И призови Меня вдень скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня». (Пс. 49,15). «И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщите Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь». (Иер. 29, 12-14) «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите и отворят вам». (Матф. 7,7).
Что Господь исполняет молитвы, я хочу показать вам на одном примере.
В гор. Риттинген около Дюссельдорфа жил Фриц Эцбах, верный и преданный молитвенник. Он был калека. Он рано остался сиротою и с юных лет был болезненным. В 14 лет он тяжело заболел воспалением почек, желудком, столбняк с частыми обмороками. 17 лет он был прикован к постели. Однажды он молился по внутреннему побуждению: «Господи, если Ты хочешь исцелить меня, то пошли мне сейчас двух братьев, чтобы я мог познать Твою волю». После этого пришли два брата без предупреждения о посещении. Он сказал им: «Я ожидаю исцеления. Готовы ли вы к этому служению?» Они согласились. После молитвы над ним Фриц Эцбах мог с радостью благодарить Бога. Он хотел встать, но не мог. Его ноги были как парализованные и не держали его. Итак, не услышанная молитва!
Оба брата ушли Фриц остался опять один. Следующий день он остался в постели в тихой молитве, серьезно испытывая самого себя. Потом он открыл свою Библию и взор его пал на Рим. 4 глава: «Авраам, сверх надежды, поверил с надеждою… он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении». Фриц Эцбах рассказывает нам дальше сам: «Я направил мой взор веры к Господу, и что потом со мною произошло, того я не в состоянии передать. По моему телу прошел как бы электрический ток. Я сбросил с себя одеяло и встал. Мои суставы хрустели, но я стоял твердо. Я начал ходить во имя Иисуса Христа. После семнадцати лет я первый раз преклонил мои колени». Потом он вошел в другую комнату, ґде его тетушка как раз сидела за чашкой кофе. Сперва она подумала, что она видит видение и не могла сообразить, что случилось. Болезнь Фрица исчезла раз и навсегда. Услышанная молитва!
Послушайте, что дальше рассказывает Фриц Эцбах, для чего ему нужен был ответ на молитву? «Полный благодарности, я предоставил отныне жизнь, мои силы, все на служение Иисусу Христу». В этом решающий вопрос: для чего нам нужны наши члены и наше здоровье? Исполненные молитвы должны служить прославлению нашего Господа. Молитвы выслушиваются, потому что есть живой Бог.
Однажды я проводил евангелизацию в городе Ганновере. Я был приглашен на эту евангелизацию. Они вывесили большой плакат, на котором было только три слова: «Бог не молчит!» Следующая истина имеет особенно большую важность: вера основывается не на отвеченных молитвах, но исключительно на Иисусе Христе. «Если я и ничего не чувствую от Твоей силы, то все же Ты ведешь меня к цели». Это значит - через страдания, болезни и нужду. С этой точки зрения есть даже исполнение молитв особого рода.
Во время моей первой евангелизационной поездки по Южной Америке я встретил в Аргентине уважаемого проповедника. Он рассказал мне о тяжелой судьбе своей матери. Он сказал: «Моя мать пережила высшую ступень ответа на молитву». Каким образом? Его мать 28 лет пролежала в постели. На протяжении этого долгого времени она не раз молилась, чтобы Господь исцелил ее. Приблизительно после 20 лет ее болезни Господь ответил на ее многие молитвы: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». (2 Кор. 12,9). После этого ответа она целиком была предана Господу, ибо она познала, после многих молитв, что это ее путь. И когда ее кто-нибудь старался утешать, что может быть она еще выздоровеет, то она отвечала: «Я знаю лучше, моя молитва услышана». Итак, она пролежала еще восемь лет на своем ложе, пока Господь не позвал ее к Себе. Торжествующая носительница креста. Ее сын сказал мне: «Моя мать принадлежит к увенчанным страданиями».
Здесь явилась сила молитвы, как и ответ на молитву особоґо рода. Но не думайте, что молитва имеет значение только в связи со страданием. О, нет! Поэтому следующий довод гласит:
Молитва оправдывается во всех ситуациях жизни, и значение молитвы признается все больше и больше.
Разве нас не заставляет над этим задуматься следующий факт: мы, технически образованные люди двадцатого века, столетиями были подвержены закону причины и следствия. Теперь же мы подвержены изнурению, и все же или как раз потому, несмотря на молитвенное охлаждение число молящихся растет. Например: в университетах собираются студенты на молитвы во время обеденного перерыва. Во многих городах нашей страны организовались кружки гимназистов, которые собираются для совместного чтения Библии и молитвы. Это обнадеживающий признак, что как раз молодые люди открывают практическое применение молитвы как непосредственный и простой способ беседовать с Иисусом Христом. Это и значит молиться.
Как раз я и желаю ободрить и поощрить вас к этой непосредственности и простоте в молитве. Без сомнения, с Богом связана святость. Но с Богом связана также и отцовская любовь. Он стал нам близким в Иисусе Христе.
С этой точки зрения наша молитва не может быть достаточно непосредственной. У меня есть хороший друг и христианин в городе Линце на Дунае. Несмотря на то, что он является влиятельной личностью в индустрии, разъезжая по всему миру от одной конференции на другую, в своей молитвенной жизни он настолько непосредственен и прост, что меня это с одной стороны постыжает, а с другой ободряет. В этом отношении мы можем многому научиться от наших американских христиан.
Это было в городе Торонто, в ресторане аэродрома. Трое канадских братьев сели за стол с братом Вильфридом Ройтером и со мною. У нас был прощальный ужин. Для нас было само собою разумеющимся, несмотря на множество гостей, совершить молитву перед едой и после. Потом они проводили нас к проходной. Когда был уже объявлен наш самолет из Торонто на Нью-Йорк, то наши друзья взяли нас в сторону, и мы образовали круг. Один из них положил одну руку на мое плечо, другую на плечо брата Ройтера, и, склонив головы, мы помолились. Они поручили нас охране Божией и просили благословения на наше служение. Окружающие нас люди не были для нас помехой. Когда мы были уже в воздухе, то я невольно подумал: действительно, нам европейцам не хватает этой непосредственности. Конечно, молитвенное общение в зале аэродрома не закон и не обязательство для тебя и для меня. И все же, эта детская простота должна бы повлиять на нас. Между прочим, один из канадских братьев был ведущей личностью в индустрии. Чтобы вышесказанное не осталось для нас теорией; заметим как гласит наш следующий довод:
Кто хочет быть истинным христианином, тот должен сделать практические выводы для своей молитвенной жизни. Некоторые из них я желаю привести здесь:
1. Вы и я - современные люди - должны быть молящимися людьми. Мы должны покончить с духовным хирением. В детстве вы, наверное молились. Потом наступило время, когда молитвы стали редкими, потом они, в конце концов, совсем заглохли. Могу я позволить себе один вопрос, в случае, если это касается вас: перестав молиться, стали вы более защищенным и укрытым человеком? Т.е. обрели вы через это сознание безопасности?
Я осмеливаюсь утверждать: вряд ли! Позвольте сказать вам: ваша жизнь через молитву становится богаче. Молитва сообщает вашей жизни глубину и укрытие. Отец Церкви, бл. Августин, говорит: «Только тот правильно молится, кто вообще молится» И не только это. Только как молящийся человек я могу быть настоящим отцом и матерью для моих детей. Мне довелось прочитать письмо павшего на фронте солдата Вот оно (он написал его по форме как стихотворение):
«Мама, я уцелел, Но может быть скоро на поле сражения Падет твой сын Жизнь была прекрасной! Я любил жизнь, Она была для меня Наилучшим и прекраснейшим, что только есть на земле. Ты согрела ее Тебя благодарю я! Но, мама, сегодня я должен сказать тебе: Вечность приветствует меня. Мама, сегодня я должен спросить тебя: Почему ты не сказала мне об Иисусе? На войне, в самый трудный час Я нашел Его - Свет моей жизни и смерти. Но это был совсем чужой человек, Показавший мне цель, К которой я иду теперь навстречу Вечности. Он сказал мне об Иисусе. Мама, не ты, не ты, - Я этого не понимаю. Ищи Его! Ты найдешь Его Мама, до свидания!
Когда мы читаем такие строки, то мы можем только убедительно просить наших матерей: знакомьте ваших детей с Иисусом Христом! Это же самое касается и отцов. Не будьте жестокими родителями для ваших детей. Благословение молитвы снисходит не только на самого молящегося, но также и на окружение. Вы и я нуждаемся в молитве. Молитва - это родной язык нашего сердца. Молитва - акт отдачи самоґо себя Богу. Бог источник и цель молитвы. Молитва - мост ко Христу, потому что Он жив. О Нем было предсказано уже в В. Завете. Он открылся, приняв образ человека, «когда исполнилось время». Поэтому молитва не есть разговор с самим собою, не есть благочестивое самосозерцание, но реальная встреча молящегося с Иисусом Христом, встреча важная и необходимая. Молитва делает человека самостоятельным и объективным, также она делает человека сильным и добрым. Поверьте мне: ссора и молитва исключают себя взаимно. Там, где супруги, где родители и дети, вообще, где люди ссорятся, там определенно мало или совсем не молятся.
Да, я осмеливаюсь заявить: вы тогда только человек, когда вы молитесь. Ибо только через молитву вы осуществляете достоинство вашего богоподобия. Ибо только человек может молиться. Животные не молятся даже известный богопротивник Фридрих Ницше должен был признать великое значение молитвы. Он пишет: «Ты не хочешь больше молиться, не хочешь поклоняться, не хочешь больше покоиться в Боге? Тогда у тебя нет больше страха и друга в твоем одиночестве, тогда ты живешь, не поднимая взора к горам, тогда для твоего сердца нет такого места, где оно могло бы отдохнуть. Человек! от всего этого ты хочешь отказаться? Кто же пошлет тебе сил?»
Я спрашиваю вас: неужели вы хотите добровольно стать таким бедным? Я не хочу в это поверить. Фридрих Ницше стал добровольно таким бедным. И что же исповедует его израненная душа?
«О, вернись со всеми Твоими мучениями к всеми оставленному. О, вернись! Все мои слезы направлены к Тебе, И последнее пламя моего сердца пылает для Тебя. О, вернись, мой неведомый Бог! Мое страдание! Мое последнее счастье!»
Еще раз спрашиваю я вас: неужели вы хотите сделать самого себя таким нищим? Поэтому позвольте сказать, что вам нужна не только молитва, но тишина, связанная с молитвой. Наш день имеет 96 четвертей часа. Неужели вы не можете посвятить одну из них для встречи с Богом? Сколько времени вы употребляете на чтение газет, для слушания радио, для телевизора? Почему бы вам не уделить несколько минут для вашего внутреннего человека и для Бога? Великая религиозная нужда нашего времени в том, что мы работаем слишком много и молимся слишком мало. У нас много свободного времени, но мало времени для Бога. Поэтому нам недостает внутреннего мира и уединения. Балтийский мученик, Траугот Ган, сказал: «День без молитвы потерянный день». Да, это так: если вы желаете покоя для себя, то впустите в ваш день, со всеми его трудами и заботами, сияние вечности. В тишине совершается необходимое становление всего на свое место. Это значит важное становится важным, а маловажное маловажным.
«Вечность, сияй в наше время, Чтобы маловажное было для нас маловажным, а важное важным. О, блаженная вечность!»
Это переживается и испытывается в благословенной молитве.
2. Идите в молитвенную школу Христа.
О Нем сказано: «А утром, весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, итам молился» (Мар. 1, 35). Этим Иисус Христос дает нам пример приготовления себя в уединенной молитве к дневным занятиям. И еще больше Иисус Христос учит нас, каково должно быть содержание истинной молитвы. Вспомните Гефсиманию. Несмотря на великую душевную борьбу, над всем возвышается Его молитва:
«Отче, в прочим не как Я хочу, но как Ты. Не Моя воля, но Твоя воля да будет». (Матф. 26, 39).
В этом глубокий смысл и наших молитв, чтобы они больше согласовывались с волей Божией. От этого много зависит, если у наших молитв правильные основание и цель.
3.Придерживаетесь ли вы определенных часов молитвы?
Молитесь ли вы перед сном? Рано утром, перед тем как приступаете к дневным занятиям, окунитесь в атмосферу вечности. Кто не придерживается определенных часов молитвы, тот находится в опасности вообще перестать молиться.
4. Не забывайте молитвы за столом.
Подумайте, что в то время как вы можете досыта есть, миллионы взывают о куске хлеба насущного и голодают. Поэтому молитва за столом не должна выродиться в пустую форму. Вдвойне грешат те, кто изо дня в день наедается досыта, но не благодарит за это Бога.
Мне некто сказал: «Молиться за столом? Благодарить? За что? Я же работал». Я спросил его: «А кто дал вам здоровье, что вы вообще можете работать?» Поэтому мы должны иметь мужество признаться: человек, который не молится - легкомысленный и неблагодарный человек!
5. Все, что нас волнует, вы можете сказать Иисусу Христу.
Не только великие и в ваших глазах важные дела, но и повседневные можно и нужно приносить к Господу
Для Бога нет ничего маловажного. Вы можете просить у Него силы, терпения, любви. Вы можете в молитве принести Ему все ваши недостатки. Вы можете молиться просто потому, что вы находите удовольствие в молитве. Если смерть унесла ваших дорогих и близких, и вы печальны и страдаете, то вы можете об этом говорить с Богом.
Когда я был в городе Ремшайдте пастором, то при посещении домов я много раздавал открыток с изречением: «Скажи все Иисусу Христу и потом успокойся».
6. Начинай молиться!
Если вам кажется, что вы не можете молиться, по какой бы то причине ни было, в таком случае примите совет Тертуллиана: просто начинайте! И вы уже молитесь. Начинайте! В этом решающий шаг. Элементарное проявление веры - молитва. Если вы находитесь в трудном положении и не видите выхода, и это грозит парализовать ваши уста, то в таком случае я советую вам: пользуйтесь словами Священного Писания или духовным гимном. Например: заключенный за веру в Иисуса Христа Марион фон Клотт все время напевал перед другими заключенными гимн:
«Ты знаешь путь, хоть я его не знаю. Сознанье это мне дает покой; К чему тревожиться мне и страшиться, И день и ночь всегда томясь душой. Ты знаешь путь, Ты также знаешь время, Твой план давно уж для меня готов, И славлю я, Господь, Тебя сердечно За милости, заботы и любовь. Ты знаешь все: откуда ветры дуют И бурю жизни укрощаешь Ты! Пусть неизвестно мне, куда иду я, Но я спокоен - путь мой знаешь Ты!
7. Не забывайте ходатайственной молитвы.
Ходатайственная молитва освобождает нас от опасной карусели вокруг самих себя и наших интересов. Молитесь за окружающих вас. Я хочу ободрить вас в этом служении приносить ежедневно к престолу благодати людей вам близких, за которых вы чувствуете себя ответственными. Это служение не останется бездейственным для них и их обстоятельств. Мы также должны включить в наши ходатайственные молитвы мировые события. Люди должны больше считаться в наши тревожные дни с молящимися христианами, вместо того чтобы полагаться на атомные бомбы и ракеты. Не забывайте молиться о нуждах Царства Небесного и о Вселенской Церкви Христовой.
Это расширит ваш кругозор, и в этом мы особенно нуждаемся По возможности молитесь вслух. Такая молитва помогает нам концентрировать наши мысли.
8. Не пренебрегайте короткой молитвой.
В разных обстоятельствах дня мы можем искать духовное подкрепление в коротких молитвах, например: «Господи, дай мне быть верным Тебе!» Такая короткая молитва восстанавливает контакт с Богом. И самое главное:
В молитве предайте самих себя Иисусу Христу.
Скажите Ему в молитве: «Возьми меня отныне и впереди, по жизненной долине, Господь, веди!»
Одним словом, главное в том, чтобы ваша жизнь была предана Иисусу Христу. А это совершается также через молитву. Мы можем просить Его: «Господи, прости мне всякую лень в молитве, Господи, прости мне, что я жил только для самого себя, не ища Тебя, несмотря на то, что я Твое творение, Господи, прости мне мою вину и грех. Прими меня таким, какой я есть».
В начале этой статьи мы поставили вопрос:
«Молиться и быть современным человеком?» Ответ должен быть: «Да, как раз современный человек должен молиться!» Мы знаем, куда завели нас безбожные вожди, и мы должны были заплатить за это заблуждение кровью и слезами. Напротив, Эрнст Мориц Арндт сказал: «Кто есть муж? Тот, кто может молиться и доверять Богу». Это проверено жизнью. Молиться и быть современным человеком? Да, как раз современный человек должен молиться. Ибо наша помощь не в поднятом кулаке к небу, но в руках воздетых молитвенно к небу. Мы можем только каждому человеку сказать: молись! и ты будешь человеком вечности.
Др. богосл. Гергард Бергман.
(Свободный перевод с нем. И. К.)