+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 1, 1980 г.

Великая правда

И. Р. Бранденбург

Мы легко склонны быть чем-то особенным. Мы стремимся выше наших пределов и быстро опускаемся ниже нашего назначения. Все же, прежде всего перед нами стоит задача быть действительно человеком.

Не кажется ли нам это слишком само собою разумеющимся? И все же это не так просто быть человеком. Ибо в другом случае не было бы надобности издавать законы против бесчеловечности. А в этом как раз нуждается наше поколение. Может быть, мы сами возмущались о жестокостях человека над человеком в концентрационных лагерях. Но извержение демонического и сатанинского духа не приходит само по себе. Все имеет свою предысторию. Чего только не было перед этим отменено и послаблено из сдерживающих факторов и нравственных масштабов! Какая только пропаганда из бездны не велась из поколения в поколение, чтобы притупить совесть! К сожалению, мы - люди все скоро забываем, что принадлежит к истинному человечеству.

Нет, это не так просто быть человеком! Быть человеком это не только дар, но также и бремя; не только достоинство, но также и ответственность. Надо учиться быть человеком. При этом мы не думаем о каком-то благочестивом сверхчеловечестве.

Мы не убегаем и от естественности, потому что для нас природа — творение Отца, Господа нашего Иисуса Христа. Мы просто заинтересованы истинным и подлинным человеком. Не большим, но, конечно, и не меньшим! Мы не хотим подняться ввысь на благочестивых крыльях выше поставленных нам границ. Но мы не хотим также ни в коем случае опуститься ниже человеческого достоинства.

Для этого пришел Сын Человеческий, так Иисус Христос охотно называл Самого Себя, чтобы обновить нас к настоящему человечеству. Он не стыдится называть нас своими братьями, как сказано в Евангелии, чтобы мы поистине стали Его братьями.

Но что, значит, быть человеком? Что есть человек? Ответ на этот вопрос кажется уж не таким простым В наше время великие люди и философские школы задумывались над этим вопросом и старались найти ответ. Марксизм, который оказывает большое влияние на мышление большой части человечества, отвечает: «Человек — продукт экономических обстоятельств. Восстановите здоровую экономическую среду и человек изменится к лучшему, он станет добрым!»

Напротив, национал социализм дал такой ответ о человеке: «Человек — продукт своих предков. Кровь в его жилах является решающей». Это чисто биологическое объяснение нашего вопроса.

Хотя оба эти вопроса содержат крупицу правды, но практика отвергла их в их односторонности. Конечно, глубокое значение имеет при каких экономических обстоятельствах и в какой атмосфере рос ребенок. Живет ли он в полуразваленной лачуге или же в односемейном, благоустроенном доме — большая разница. Но в формировании человека играют роль и другие факторы, а не только экономические обстоятельства, — например: гармония в супружеской жизни, религиозное влияние окружающей среды и многое другое. Безусловно, здоровое экономическое положение гарантирует также нравственную прилежность. К этому можно было бы привести много примеров.

И, конечно, неоспоримо, что наследственность наших родителей определяет наш характер. Но загадка человека этим не разрешается, что в человеке мы можем познать только сумму и связь наследственности предков.

Нет, пусть в обоих объяснениях будет немного правды, но все направление ложное. Кто не исходит из идеологий, в рамки которых насильно втискивается действительность, тот знает, что человек есть более сложное существо. Ни биологически, ни механически невозможно его оценить. Мы придем к мучительному, унизительному рабству, если мы говорим только о человеческом материале, как будто отдельный человек — только колесико или винтик, которые можно заменить в любое время, которого можно, как непригодного, выбросить на свалку в любое время или в кучу лома. Или которого мы оцениваем по его материальным успехам. Как раз этот бездушный метод оценки человека ведет к тому, что человек обесчеловечивается, лишает его достоинства и благородства. Один социал-демократический парламентарий сказал мне однажды: «Я пошел на войну как атеист, но я познал там, что Библия права в ее суждении о человеке!»

С таким познанием уже многое приобретено. Конечно, чрез это мы еще далеко не христиане, но наше ухо уже открыто для гласа Божия. Человек обретает доверие к Слову Божию. Это может каждый познать, кто без предубеждения читает Библию. Библия полна радостного — может быть также часто нас пугающего — реализма! Библия показывает нам действительность человека без прикрас и односторонности. Проверьте это при чтении псалмов или пророков, исторических книг или посланий ап. Павла, а, прежде всего — Евангелий, соответствует ли это утверждение истине? Библия говорит о физической стороне человека. Но она также говорит и о его духовной стороне. Кто хочет познать человека только с материальной стороны, тот также не прав, как и те, небольшие круги, которые односторонне стараются объяснить человека только с духовной стороны. Мы вспоминаем при этом так называемую «Христианскую науку», эту секту, возникшую в Америке, которая не считается ни с телесностью, ни с физическими болезнями, ни с виной человека и его испорченной природой.

Что же говорит нам Библия? На первых страницах Библии повествуется, конечно, в очень кратких словах, о сотворении человека. «И создал Господь Бог человека из праха земного», — так читаем мы в Библии. Этим подчеркивается телесно материальная сторона человека. При сотворении человека Бог не употребил ангельского тела или еще какого-нибудь таинственного материала. Это тот же самый прах, из которого вырастает хлеб, питающий нас. Когда тело исполнит свое служение в этой краткой жизни, то его материя возвращается опять в землю для дальнейшего употребления. При этом не имеет значения, кладем ли мы тело в гроб или сжигаем его в крематории, и таким образом ускоряем его распад. «Ибо прах ты и в прах возвратишься». Быт. З, 19. Эти слова мы часто произносим у открытой могилы во время погребений. И если наши благодарные потомки посадят розы на нашей могиле, то розы питаются материей, которая когда-то составляла наше тело и служила нам.. Но одна телесность это еще не полный человек. Библейское повествование гласит дальше: «И вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Быт. 2, 7. Этим подчеркивается разница между остальным органическим живым творением. Здесь идет вопрос о жизни, но о жизни, которая родственна Творцу. Не постановил ли Бог сначала: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему?». Быт 1, 26. Дословно это место гласит: сотворим человека, как силуэт нам подобный. Бог не сотворил маленьких божков. Человек только тень, но все же тень Божия! Тень ничто, если она порывает отношение с Богом, для Которого человек и сотворен. Человек — оттенок своего Творца. По тени можно познать известные черты того, что она оттеняет. Таким Бог хотел иметь человека. В человеке должны были быть заметными некоторые черты Божии — Его чистота, верность, любовь и т.д. Это то самое, о чем сказано позднее в Библии: «Вы — Мои свидетели». Ис 43, 10-12; Деян 1,1. Человек должен был свидетельствовать о Творце, даже быть своего рода заместителем Божиим и действовать в силе Божией по Его воле и определению». При этом в человеке должен был отражаться характер Божий.

Итак, человек духовно-телесное существо, так он и должен понимать самого себя. Впрочем, здесь обнаруживается насколько отклонилась наша благочестивая речь от реализма Библии. Обычно мы говорим: человек — живая душа. Человек не продукт случайности. Он не высоко развитое млекопитающее животное. Но человек и не падший ангел. Человек — отображение или тень Божия в остальном творении, которое Бог подчинил ему и предоставил ему управлять этим творением.

В чем особое положение и достоинство человека? Далеко не в вертикальной походке. Ибо петух тоже ходит вертикально. Даже не в его речи. Ибо мы знаем очень мало о взаимопонимании животных, например: пчел или муравьев. Разум человека это только следствие его неповторимого призвания, данного ему Богом.

Мы можем выдрессировать и животных к некоторым способностям, но одному мы не можем научить их, — мы не можем научить их молиться. Человеку же присуще молиться. Только в общении с Богом через молитву человек созревает к совершенству. Но в этом заключается также и нужда человека. Потому что не веря в Бога, не ища Бога и не практикуя молитву как беседу сердца с Богом, — человек теряет свой человеческий облик А это значит, что он теряет: во-первых, свою гармонию, удовлетворенность и уподобляется растению, которое должно расти в чуждом ему климате.. Как рыба может жить только в воде, так и человек может быть только тогда истинным человеком, когда он в общении с Богом. Во-вторых, в разобщении с Богом человек теряет также все божественные масштабы. Он не находится под влиянием воли Божией, ибо у него много божков кроме Бога. Человек попадает под влияние демонов, духа времени, похотей плоти, под влияние зла, под влияние самого диавола.

Заместитель Творца становится, таким образом, разрушителем творения Божия. Теперь в человеке познается не Бог, но ложь и ненависть. Это ведет к тому, что орган человека для познания Бога хиреет и погибает. Он сам все меньше и меньше чувствует существование Бога. Человек оглох для слова Божия, ослеп для истины Божией даже разум его не в состоянии познать действительность Божию. И как ужасно неразумно могут поступать некогда умные люди, если они удалились от Бога.

В одной газете я прочитал рассказ Кадии Ведекивда «Притча о современном человеке». Современный человек заблудился в пустыне дни и ночи он блуждал по пустыне. Он знал, что человек может больше прожить без пищи, чем без воды. Немилосердно палящее солнце иссушило его. У него появилась горячка. Когда он, выбившись из сил, засыпал на короткое время, ему снилась вода, апельсины и финики. Потом он просыпался для худшего мучения и, спотыкаясь, шел дальше. Вдруг он увидел оазис. Ага, фата-моргана, — подумал он. Мираж, обманывающий меня и толкающий в отчаяние, потому что в действительности ничего нет. Он приближался к оазису и оазис не исчезал. Наоборот, он вырисовывался все яснее. Он видел уже финиковые пальмы, зеленую траву и скалы, из которых бил родник. Это может быть также воображение, вызванное голодом, — подумал он. Ну, конечно, теперь я даже слышу журчание воды. Слуховая галлюцинация! Какая жестокая природа! С этими мыслями он упал. Он умер с проклятием на устах неумолимой коварной жизни. Час спустя его нашли два бедуина.. «Можешь ты себе это представить? — сказал один бедуин другому, - «Финики росли чуть ли не рядом с его ртом, — ему надо было только протянуть руку и взять их. Он лежит недалеко от источника, среди прекрасного оазиса, умерши от голода и от жажды. Как это могло случиться?». «Он был модерным человеком», - ответил второй бедуин. «Он не верил, что это оазис».

Не верил! Человек, который возмущается, если ему предлагается вера в откровение Божие, даже не замечает, что предоставленный самому себе, он лишен силы. Он подобен тому погибшему от голода и жажды, в то время как до воды и пищи было рукой подать.

Пробудившийся для веры знает, в каком изобилии открывается ему Божий дар. Не в каком-то воображении, самовнушении, но, наоборот, чрез счастливую реальность. Присутствие Божие в нашей жизни, Его сила в нашей жизни, Его любовь, одаряющая нас, Его прощение, снимающее с нас вину, Его слово, ободряющее, утешающее и укрепляющее нас — всего этого лишает человека неверие и приводит его к духовной смерти среди чудного «оазиса» окруженного Божьими дарами. Это бесчеловечно!

Исключающему Бога из своей жизни недостает благородства, подлинного человечества для того и пришел Сын Человеческий в нашу историю, чтобы сделать нас опять настоящими человеками.

Мы не хотим забыть: наша вера в Бога и общение с Ним не являются привилегией отдельных немногих мечтателей. Наоборот, вера в Бога и общение с Ним доступны каждому.

Вера отвечает нашему человеческому характеру. Кто не стремится к вере, тот становится рабом страстей, унижающих человека, Быть человеком наше призвание. Иисус Христос хочет сделать нас таковыми

Пер. с нем. И. К.

Архив