+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 1980 г.

Главное условие

ПРЕБЫВАНИЕ ВО ХРИСТЕ

Выражение «пребывание во Христе» не всем понятно, но тем, кому Бог открыл ум к уразумению Писаний, оно должно быть понятно. С пребыванием во Христе связаны важные обетования Божии. Вот они: «Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его» (1Ин. 2:28). «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин. 15:7).

Эти обетования очень заманчивы. Пребывающим во Христе обещается, что в пришествие Его (то есть в Его второе пришествие) они будут иметь дерзновение (то есть смелость), и им не стыдно будет подойти ко Христу и посмотреть прямо в Его лицо. Кроме того, обещается и в настоящее время, чего ни пожелают — будет им, если только они будут просить. И если находящимся в этом состоянии принадлежат такие преимущества, то достигать этого состояния пожелал бы, пожалуй, каждый верующий.

Но что это за состояние и как его достигать? Всякий верующий в день покаяния и отдачи сердца Христу запечатлен Духом Святым (Еф. 4:30). С момента отдачи сердца Христу, Христос в Духе Святом входит в наше сердце и пребывает в нас. Однако это лишь начало духовной жизни новорожденного духовного младенца. С момента рождения свыше, то есть с момента первичного принятия Духа Святого в наше сердце, мы должны расти духовно, то есть исполняться все больше и больше Духом Святым или, как написано, исполняться всею полнотою Божиею (Еф. 3:19). И в зависимости от того, насколько мы исполнены Духом Святым, и определяется — Он ли в нас или мы в Нем. Со дня отдачи сердца Христу и рождения свыше, Он в нас пребывает, а по мере духовного роста, по мере исполнения Духом Святым, мы должны дойти до такого состояния, что уже не только Он в нас, но и мы будем в Нем.

Какая же разница между понятиями: «Он в нас» и «мы в Нем»? К сожалению, многие верующие не видят разницы между этими понятиями и утверждают, что пребывание нас во Христе и пребывание Христа в нас — это одно и то же. Приводят такой пример: если губку опустить в воду, то вода пребывает в губке, а губка в воде. Однако между понятиями «Он в нас» и «мы в Нем» — большая разница.

Чтобы уяснить эту разницу, приведем такой простой пример: возьмем стакан воды и всыплем туда ложку сахару. Проделав такую процедуру, мы можем сказать, что сахар находится (пребывает) в воде. Затем насыплем в пустой стакан больше половины сахарного песку и нальем в него немного воды. Проделав такую процедуру, мы уже не скажем, что сахар находится (пребывает) в воде, а мы скажем, наоборот, что вода находится (пребывает) в сахаре. Из этого примера сделаем такой простой вывод: если сахара меньше, а воды больше — это сахар в воде; а если сахара больше, чем воды, то это вода в сахаре. Уяснив такую простую истину, мы применим ее и в области духовной жизни. Если в нашем характере «нашего» больше, а Христова меньше, то это Он в нас пребывает, но если мы так исполнились Духом Святым, что в нашем характере Христова стало больше, чем «нашего», то это значит, что не только Он в нас пребывает, но и мы в Нем.

Осознав себя грешниками и приняв в сердце Христа как Спасителя от возмездия за грехи, мы находимся в состоянии пребывания Христа в нас, мы имеем радость спасения, имеем вечную жизнь. Но это еще младенческое духовное состояние, когда еще очень много плотского в нашем характере. Приняв Христа в сердце, мы ощущаем потребность благодарить Его за полученное нами через веру спасение. Все наши стремления должны быть направлены к достижению нами такого духовного состояния, когда о нас можно будет сказать, что уже не только Он в нас пребывает, но и мы в Нем.

Жизнь — это движение, и духовная жизнь (то есть жизнь в Боге) — это тоже движение. Мы родились духовно в момент принятия Христа, в сердце, и наша духовная жизнь с этого момента должна непрерывно развиваться, дабы мы все больше и больше исполнялись Духом Святым. Но как определить, чего в нас больше — Христова или нашего? Ясный ответ на этот вопрос мы находим в слове Божием: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (1Ин. 2:6). То, в какой мере мы в Нем пребываем, измеряется не тем, как мы сами об этом говорим или думаем, а тем, как мы поступаем.

Встречаются среди верующих такие люди, которые сами себя выставляют как высокодуховных, но стоит понаблюдать за ними, как они поступают в личной жизни, и мнение о них складывается совсем обратное. А если посмотреть на тех, о ком свидетельствуется, что они были исполнены Духом Святым, таких, как Варнава, Стефан, апостол Павел и другие, то увидим, что и их поступки соответствовали их высокодуховному состоянию. О Варнаве засвидетельствовано, что он был «муж добрый» (Деян. 11:24). Даже имя Варнавы — это не настоящее его имя, так назвали его апостолы за его поведение. Его настоящее имя — Иосия, а Варнава означает «сын утешения» (Деян. 4:36). Судя по его поступкам, Варнава пребывал во Христе.

А как (тоже судя по поступкам) выглядит Стефан, о котором сказано, что он был исполнен Духа Святого? Даже тот факт, что в число семи диаконов церкви он был избран первым и единодушно, уже говорит о том, что этот человек пользовался большим авторитетом и всеобщим доверием. Тот, кто плохо поступает, авторитетом пользоваться не будет. Когда воздвигли против него клеветническое обвинение в богохульстве и, приведя в синедрион, судили, то он на своих обвинителей смотрел таким взглядом, что «лице его, как лице ангела» (Деян. 6:15), а лицо — это зеркало души. Если бы в душе его кипела злоба и ненависть к этим судьям неправедным, то вид лица его был бы иной. Даже когда его побивали камнями, то и здесь он, преклонив колени, молился: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7:60). Воистину Стефан поступил так, как Христос поступил. Его поступки ясно говорят о том, что он пребывал во Христе.

Очень многое можно сказать об апостоле Павле. Но о всем этом рассказывают короткие слова его самого: «Подражайте мне, как я Христу» (1Кор. 4:16). Кто плохо поступает, тот никогда так не скажет. Так мог сказать только тот, кто поступал, как Христос поступал. Вся жизнь апостола Павла убедительно говорит о том, что он пребывал во Христе. Среди нас могут найтись такие верующие, которые скажут: «То были великие люди, сильные духом, а мы что? Нам ли с ними равняться?» Но можно ли согласиться с таким возражением? Мы читаем в слове Божием: «Илия был человек, подобный нам» (Иак. 5:17). Не только Варнава, Стефан и апостол Павел, но даже величайший пророк Илия был человек, подобный нам. Это окончательно разбивает всякие толки о том, что существовали какие-то сверхчеловеки. Нет! Все люди есть люди. Немощность присуща каждому человеку. Если же эти мужи веры могли достичь такой высоты духовного состояния, то секрет этого заключается в словах, сказанных апостолом Павлом о себе: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13). И в наше время есть верующие, о которых можно сказать, что они пребывают во Христе. А если мы этого о себе сказать не можем, то кто же виноват? Разве мы не можем преуспевать в укрепляющем нас Господе?

«Дерево познается по плоду» (Мф. 12:33), а пребывающие во Христе — по поступкам. А потому на вопрос, в каком же состоянии находимся мы, ответ можно найти только в наших поступках. Если у нас есть искреннее стремление поступать так, как Христос поступал, если мы со своей стороны будем делать усилия для подавления в наших мыслях и чувствах всего неугодного Христу, то Он нас будет укреплять силой Духа Святого, и мы сможем сказать словами апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».

Архив