Вера и Жизнь 4, 1980 г.
- Да будет свет
- Наши бремена
- Второе рождение
- Живая память
- Есть ли выход?
- Главное условие
- Впечатления, духовные уроки
- Куда ушла любовь?
- Об уединении
- Из поэтических тетрадей
- Ждать осталось недолго
- С научных позиций
- Портреты времени
- Пьянство - неразрешимая проблема
- Дух дышит, где хочет
- Зависть
- Верою живший
- Правда есть!
- Путь спасения
- Верю!
- В суровые годы
- Братья и сёстры
- Горе
- Первые шаги
- Почему они улыбаются
- Библейские термины
- Два завета
Куда ушла любовь?
Д. Л. Муди
Мы должны обладать двумя качествами, чтобы быть благословенными ловцами человеков и приобретать души для Христа: любовь и сочувствие. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий». И дальше сказано: «и если я… отдам тело мое на сожжение, а любви не имею — нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13:1,3). Если наши дела совершаются без любви, то сколько б их ни было, все они бесполезны.
Самый большой недостаток в наших общинах — это недостаток любви. Иисус сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Такая любовь — признак христианства, так же как на войне форма санитара есть признак его деятельности. Если же мы возрождены, то любим все и всех больше, чем прежде. В то утро, когда Господь меня спас, я вышел на улицу и истинно возрадовался солнцу, так чудно светившему и гревшему землю и меня; и пение птиц как будто бы было иное.
О, если бы общины были полны любви, сколько дел могли бы они творить! Я не выношу слова «обязанность». Устал вечно слышать: «обязанность да обязанность». На молитвенное собрание ходят «по обязанности». Вы никогда не приведете душу ко Христу, если вы говорите с ней по «обязанности». Хорошо ли было бы, если бы я пошел навестить раз в год свою мать, по обязанности!
Перейдем к более высшим отношениям, чем обязанность. Церкви наполнились бы быстро, если бы извне стоящий народ увидел, что их любят те, которые находятся внутри. Грешников притянула бы ваша любовь, если бы они ощущали ваше радушие и если бы вы подавали им руку любви. Любовь говорит сильнее, чем дела. Не будем говорить о любви, не проявляя ее на деле.
В нашем городе был маленький мальчик, который посещал воскресную школу. Его родители переехали в другую часть города, гораздо дальше от его школы, но он продолжал ходить все в ту же школу, проходя мимо нескольких таких же школ. Однажды, в воскресенье, встретила его учительница из другой школы. Она собирала с улицы детей и сказала ему:
— Ведь много есть и других таких же хороших школ.
— Может быть, — ответил мальчик, — но для меня они не такие хорошие.
— Почему же? — спросила она.
— Потому что меня там любят, — был его ответ.
Значит любовь его подкупила…
В Лондоне на утреннем собрании один проповедник сказал мне: «Обратите внимание на ту семью, вот там, на первой скамье, когда мы пойдем домой, я дорогой расскажу вам о них». Он потом мне рассказал следующее. Эта семья вся приобретена Христу — улыбкой. Проходя мимо их дома, проповедник увидел в окне ребенка, улыбнувшегося ему, и он сам, в свою очередь, улыбнулся. На другой день в окне было двое ребят, и произошло то же самое; они поклонились. Потом их стало еще больше в окне, и взаимные приветствия стали ежедневной привычкой. В воскресенье дети последовали за мной в церковь и слушали мою проповедь. Они захотели также, чтоб и родители меня послушали. И вот теперь родители сами уже покаялись и просят присоединить их к церкви. Они приведены ко Христу улыбкой и любовью.
Нам надо разгладить наши морщины. Люди гонятся за обольщениями мира, а мы должны показать им, что есть еще что-то лучшее, более возвышенное, чем мирские прелести. Хочет ли кто купить лошадь, то, конечно, выбирает лучшую. Женщина, придя в лавку, выбирает лучший товар. И так все в мире. Мы покажем этому миру, что у нас есть лучшая религия, чем у них, и тогда мы их приобретем для Христа. Но мы не можем этого сделать, если мы холодны или теплы, и если у нас вечно нахмуренное, суровое лицо.
Мы не можем мир приобрести, если мы холодны или теплы. Но если любовь Божия горит в наших сердцах, и если мы показываем людям, что относимся к ним с любовью и сочувствием, тогда очень легко указать им на Христа, как на их Спасителя. Я с удовольствием вижу свет в лице христианина, озаренного с высоты славой Господней. Любить тех, которые его обидели, вот дела нашего Учителя. И если у нас будет дух Христа, то мы наверно будем любить тех, которые нас не любят. Я не верю, что любовью нельзя смягчить жестокое сердце. И вот тому пример:
Один мой приятель вел воскресную школу и установил такое правило: ни одного ученика не исключать, каков бы он ни был. Он хотел добротой и любовью исправлять дурное воспитание.
Был у него один ученик, звали его Ваней, с которым ничего нельзя было поделать; он был зол, груб, дерзок, его вечно одолевало злостное непослушание. Учительнице, которая после других принялась за его исправление, он плюнул в лицо, и она, кротко утерев лицо, тем не менее продолжала заботу о нем, не прибегая к суровым наказаниям; звала его к себе; он не шел и вообще не желал появляться в школе.
Наконец, она применила еще один способ, сказав ему: «Если ты хочешь во вторник утром ко мне прийти, меня не будет дома, но ты позвони в большой колокольчик, прислуга тебе передаст пакет». Он, конечно, ответил очень грубо: «Нечего мне у вас делать, я не приду». Но она была почти уверена, что задела его любопытство и он придет. И что же, во вторник утром колокольчик позвонил, Ваня пришел, и прислуга передала ему пакет, в котором он нашел связанную самой учительницей кофточку и галстучек, а в нем письмецо, где она ему писала, что ежедневно о нем молится, скорбит и очень его любит. На другое утро Ваня сам прибежал к ней и горько плакал, так подействовало на него ее письмо. Оба они стали на колени и горячо молились. «И теперь в школе нет лучшего ученика» — говорила учительница. Любовь победила.
Неверие ведь не знает, что такое любовь. Религия Иисуса Христа есть религия любви. Будем успешно работать в Его винограднике, и любовь Христа нас свяжет и соединит. Несколько лет назад я гостил в одной семье, где встретил мальчика 13 лет, не принадлежавшего к семье. Каждый вечер, когда дети ложились спать, мать всех целовала и благословляла, и при этом совершенно одинаково, как равных, и вообще мальчик ничем не отличался от других детей. Я заинтересовался всем этим, и она мне рассказала следующее: «Этот мальчик сын одного миссионера. Родители его работали в Индии. Когда дети подросли, они были вынуждены вернуться в Америку для образования детей. Приехавши сюда, они не нашли себе такой благословенной деятельности, как в Индии, и поэтому отец сказал:
— Я хочу вернуться в Индию.
Мать же на это сказала:
— Если Господь тебя зовет опять туда работать, то и я поеду с тобой.
Но отец протестовал, говоря:
— Ты никогда не разлучалась с детьми, эта разлука будет тебе тяжела. Будет лучше, если ты останешься и займешься образованием их.
Но когда они об этом помолились, то решили оставить детей и обоим вернуться в Индию. Эта моя знакомая, у которой я гостил, слышала об этом и просила дать ей одного из детей, обещая его беречь, как свое дитя. Вот таким образом и достался ей этот мальчик, и так разобрали детей. Мать провела несколько дней тут в доме до отъезда. И вечером, перед отъездом, она сказала моей знакомой:
— Я бы хотела так проститься с моим сыном, чтобы не плакать, хотя я знаю, что больше его никогда не увижу.
Моя знакомая удивлялась, как она может без слез прощаться со своими детьми. Но на другой день, когда карета уже была подана, моя знакомая пошла наверх, сказать ей об этом и остановилась, услыхав как та молилась громко:
— Господи, дай мне силы в этот час, помоги мне проститься с моим сыном без слез.
Когда она сошла вниз, была тишина. Она обняла своего сына, поцеловала его без слез и уехала. Через год из Индии пришло известие, что Господь призвал ее к Себе. Разве она будет чужая своим детям там, на небесах? Нет, но она будет известна как мать, которая пожертвовала своих детей ради дела Божия. Когда я думаю об этой матери, мне кажется, что я ничего не понимаю, что значит жертва Богу.
О, если б у нас побольше было подобной любви Христовой!
Но я хочу еще поговорить о сочувствии, которым мы должны обладать. Мы должны сочувствовать людям, если хотим им помочь. Необходимо нам идти навстречу миру с сочувствием. Если мы не поставим себя с ними в одинаковые условия, то ничего не добьемся. Сын Божий сошел с небес и избрал ясли из-за сочувствия к низшим. Если мы хотим приобретать души, то должны стать на их место, только тогда добьемся чего-нибудь.
Спрашивают: «Каким образом приобретать массы»? Только сочувствием к ним; если человек знает, что ему сочувствуют, то как бы жестко не было его сердце, оно будет побеждено. Ко мне пришел один господин, чтобы заинтересовать меня молодым человеком, только что выпущенным из тюрьмы.
— Хотя он и говорил, что желает прийти к вам, но я все же прошу у вас позволения представить его вам.
Я сказал, чтобы он привел его ко мне. Когда он мне его представил, то, взяв его за руку, сказал ему, что мне очень приятно его видеть. Я пригласил молодого гостя в мою семью и там представил его как моего друга. Когда в комнатку вошла моя маленькая дочурка Эмма, я ее подвел к нему и сказал:
— Видишь, детка, это друг твоего папы.
Она поцеловала его, а этот человек только вздыхал. Когда ребенок вышел, я спросил его, почему он вздыхает.
— О, господин Муди, уже несколько лет меня никто не целовал. Последний поцелуй был моей матери, перед ее смертью. Я никогда не думал, что меня еще может кто-нибудь любить.
Его сердце было покорено. Это маленькое внимание подсказало ему мое сочувствие.
Если мы хотим привлекать к себе людей, то должны относиться к ним как к братьям. Их можно привлечь, поставив себя на их место. Если мы видим несчастного пьяницу, то должны думать, что и мы могли бы быть в таком же положении. Да даст нам Господь Свою любовь и сочувствие, чтобы нам привлечь всех ищущих.
О, дай нам, Господи, привлечь к Тебе тысячи душ. Дорогие, каждый из вас, любящих Иисуса Христа, идите, надеясь на милость Божию, и привлекайте души для Христа, через искреннюю любовь и искреннее сочувствие к ним. И если мы будем просить Господа, то Он даст нам эту мудрость.