Вера и Жизнь 4, 1980 г.
- Да будет свет
- Наши бремена
- Второе рождение
- Живая память
- Есть ли выход?
- Главное условие
- Впечатления, духовные уроки
- Куда ушла любовь?
- Об уединении
- Из поэтических тетрадей
- Ждать осталось недолго
- С научных позиций
- Портреты времени
- Пьянство - неразрешимая проблема
- Дух дышит, где хочет
- Зависть
- Верою живший
- Правда есть!
- Путь спасения
- Верю!
- В суровые годы
- Братья и сёстры
- Горе
- Первые шаги
- Почему они улыбаются
- Библейские термины
- Два завета
Пьянство - неразрешимая проблема
(ПО СТРАНИЦАМ СОВЕТСКОЙ ПРЕССЫ)
Пьянство — величайший бич человечества. Победа над ним, как и над всякой властью греха возможна только силою Божией, но эту силу, как Бога вообще, атеисты отрицают. Для них пьянство — неразрешимая проблема, как и всякий грех.
В сентябре минувшего года было опубликовано постановление ЦК КПСС «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушителями», в котором, в частности, сказано о необходимости «последовательно и настойчиво вести борьбу против пьянства и алкоголизма». В этом постановлении пьянство отнесено к числу явлений, «враждебных социализму» и поэтому подлежащих искоренению. Однако такого искоренения, видимо, нелегко добиться. Советская пресса постоянно публикует статьи и репортажи о вреде пьянства и о попытках бороться с ним.
Вот что пишут, например, профессор Академии министерства внутренних дел Р. Лирмян и член комиссии по противоалкогольной пропаганде всесоюзного общества «Знание» С. Шевердин в журнале «Молодой коммунист».
В 1925 году привычных пьяниц (так называют тех, для кого пьянство — повседневное, постоянное занятие) среди мужчин-рабочих было около 11 процентов (журнал «Гигиена», 1925 год). Сейчас, по подсчетам экспертов, злоупотребляют алкоголем свыше 37 процентов мужчин-рабочих. Авторы статьи добавляют, что «за эти годы пьянство и алкоголизм резко «омолодились». Так, в 1925 году среди пьющих людей было 16,6 процента восемнадцатилетних. Сейчас — по многочисленным исследованиям — от 90 до 95 процентов. Последняя цифра тем более драматична, что полвека назад людей наиболее «алкогольного» возраста (36–40 лет) среди пьющих было и то меньше (87 процентов). Это значит, что нынешнее поколение вступающих в жизнь заражено алкоголем в большей степени, чем все предыдущие!
Известный советский статистик и демограф Б. Урланис пишет в журнале «Статистика», что от пьянства (т. е. от «перепоя») ежегодно умирает три с половиной миллиона абсолютно здоровых, не имеющих никаких других заболеваний людей, а в журнале «Работница» профессор Ю. Саарма пишет, что «алкоголь у нас медленно, но верно подтачивает генетический код человечества, нанося раны еще не рожденным поколениям».
Журнал «Молодой коммунист» привел данные опроса воспитанников подготовительной группы детского сада, т. е. семилетних малышей, и выяснил, что из 27 малышей 20 уже пробовали пиво, 7 — вино, один — пил водку «с папой вместе».
Р. Лирмян и С. Шевердин продолжают: «Неловко называть один наш юный город — ударную стройку, где собрались лучшие из лучших, передовые и активные. Но там на душу населения приходится 50 литров алкогольных напитков в год. Это в два с лишним раза больше, чем во Франции — стране, наиболее страдающей от пьянства. За вычетом непьющих младенцев, детей, получается: каждый работающий здесь выпивает бутылку алкоголя в день».
Этот факт не единичен: «…наша статистика, пишут авторы, отмечает повышенное потребление алкоголя со всеми вытекающими отсюда последствиями и на ряде других ударных строек».
Секретарь одного из обкомов комсомола сказал: «Нас беспокоят случаи приобщения к рюмке некоторых девочек, среди них бывают даже ученицы 6–7 классов. Девушки в парках стали появляться с бутылками…»
Вот дополнение к этому свидетельству: у каждого из 50 молодых людей, попавших в вытрезвитель, спросили, считает ли он пьянство общественным злом. Две трети опрошенных ответили: «Нет, не считаем».
Похоже, что теперь в Советском Союзе произошла переоценка ценностей: раньше от пьяного шарахались, а теперь — от трезвого…
В одной из книг Валентина Распутина есть такая сцена. Старуха ведет беседу со своей подругой: «…Теперича мало кто сухой живет… В ранешнее время разве так было? Помнишь, Данила-мельник пил, так его за человека не считали. Пьяница и все… А тепери один Голубев не пьет на всю деревню, да тепери его за человека не считают, что он не пьет, смешки над им строют».
Теперь трезвость в глазах некоторых стала подозрительной, зато «питейные обычаи» пошли вширь по всей стране.
В Уголовном кодексе РСФСР есть статья, призванная карать взрослых за вовлечение несовершеннолетних в пьянство. Но она применяется только тогда, когда на этой почве совершено преступление. «Почти повсеместно, — пишут авторы, — нарушается закон, запрещающий продавать спиртные напитки поблизости от учебных заведений, учреждений культуры, промышленных предприятий».
Как бороться с этим злом, авторы не пишут.