+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 1, 1986 г.

"Сегодня я сделала завещание..."

Мысль о том, что я внезапно могу уйти в вечность, предварительно не распорядившись тем имуществом и средствами, которые Господь дал во временное мое управление, давно уже не давала мне покоя днем и часто лишала меня сна ночью. «Умирать без завещания могут только люди, думающие о себе и ни о ком другом… Христианин должен не умирать, а жить с готовым завещанием…» — читала я в каком-то американском журнале.

Я, как и многие люди, почему-то связывала «завещание» со смертью. Завещание надо составлять только тогда, когда смерть уже стоит с косой у изголовья, а пока эта «костлявая гадина» не пришла, — зачем тебе завещание? — нашептывал лукавый. Подобно многим моим соотечественникам, я не была еще свободна от средневекового поверья, что если человек, будучи вполне здоровым, составит вдруг завещание, то такой человек непременно умрет. Я чувствовала себя «отлично» и не хотела одним росчерком пера лишать себя земной жизни. Да к тому же, думала я, — что завещать? Было б что завещать, а то какой-то сползающий с косогора «лот» землицы, «пару соток» в банке, да избушку на суглинке, даже без курьих ножек, без фундамента, того и гляди вместе с ураганом улетит. Какая польза от такого завещания? — рассуждала я.

Однажды, читая Евангелие от Луки, я дошла до 16-й главы, где говорится о неверном управителе и вновь задумалась над словами Господа: «Что это Я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять!» Мне было ясно, что с этим вопросом Господь обращается лично ко мне и ни к кому другому и — как Ему ответить? Я упала на колени и со слезами просила Его продлить мне жизнь, пока распоряжусь Его «одним талантом», как воле Его будет угодно. В будущем я должна жить по словам апостола Павла: «имеющая, как не имеющая и пользующаяся миром сим, как не пользующаяся», — решила я твердо.

Кроме того, я полагала, что в завещании нуждаются только те из нас, кто совершенно одинок, без всяких родственников, которые могли бы унаследовать оставшееся добро. Это убеждение составилось на основании многих случаев, рассказанных в русских газетах и журналах, когда умирали старые холостяки или вдовы, оставляя городу большие суммы трудовых денег. Особенно больно было читать, когда такой случай происходил с человеком верующим. Но позже я убедилась в том, что те, у кого есть семья, нуждаются в составлении завещания еще больше, чем люди совершенно одинокие. Я слышала, или где-то читала проповедь о том, как Бог повелел царю Езекии «сделать завещание для дома своего». Если это было на пользу домашним в те отдаленные времена, то тем более это необходимо сейчас, когда получение наследства связано с такими большими налогами и бесконечными формальностями. Вот вам показательный случай. Мой знакомый умер, оставив жену и ребенка, но не оставил завещания. Как и все мы, он думал, что раз у него жена и ребенок, то все имущество после его смерти перейдет жене. Но не тут-то было. Он ошибся. У покойника был текущий счет в банке, но не совместный с женой, а только на его имя и закон эти деньги сразу же «заморозил». Жена не имела права получить ни копейки, а ведь надо было на что-то кормиться и покрывать из чего-то похоронные расходы. Вдова узнала также, что по законам штата, в котором она живет (Дистрикт оф Колумбия), когда человек умирает без завещания, то правительство сперва расплачивается со всеми его долгами, после чего вдова получает третью часть, а ребенок (или дети) — две третьих оставшегося имущества. Но прежде чем эта дележка произойдет, все дело должно пройти через суд. Небольшой капитал, оставшийся после смерти мужа быстро расплылся, главным образом на адвокатов, налоги и оформление разных официальных бумаг.

Наблюдая за всеми этими делами житейскими, я сказала себе: как бы ничтожно и мало ни было мое имущество, я должна немедленно им распорядиться. Я должна составить завещание уже ради того, чтобы остающиеся после меня родственники избавлены были от лишних расходов и бесконечной судебной волокиты. Когда Господь повелевает: «сделай завещание для дома твоего», Он знает, что Он делает. Наше дело маленькое — выполнить Его требование, чтобы «нам было хорошо…»

Повинуясь этому ясному указанию Божию, направленному на благо мне и моему дому, я сегодня сделала завещание, и вы не можете себе представить то блаженство, которое Я испытываю сейчас.

Архив