+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 1976 г.

Прощение обязывает...

Карл Лейер

Учение Иисуса Христа содержит в себе очень простые, но в то же время очень великие истины. И одна из них — первостепенная — истина о прощении. Христианину важно знать, чему обязывает нас Господнее прощение. Без проявления этих простых истин в личной жизни не может быть речи о христианстве.

Слыхали ли вы о так называемом «фау-оружии» христианина? Когда при конце второй мировой войны немецкий вермахт применил это оружие, то немецкому народу объявили, что этим оружием Германия желает отомстить своим врагам.

Действительным мотивом для применения этого оружия была ненависть.

Христианину такое оружие запрещено. Христианин не может жить любовью Божией и в то же время сеять ненависть. И все же христианин должен практиковать возмездие. Оружие его возмездия прощение. В этом - одна из простых истин.

Об этом знал ап. Петр, когда обратился со своим вопросом к Иисусу Христу. Он хотел знать, сколько раз нужно прощать брату? Он думал, что граница должна быть при семикратном прощении. Семь раз простить — достаточно. Ответ Иисуса Христа, наверное, перехватил у Петра дыхание. Мы могли бы ответ Иисуса Христа передать такими словами: «Ты спрашиваешь о пределе прощения? Я говорю тебе: нет предела. Ты должен прощать безгранично и без условий».

Это определенное требование Христа ярко выражено в притче о злом рабе. Вот она:

«...Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своим. Когда он начал считаться, приведен к нему был некто, который должен был ему 10 тыс. талантов, а так как он не имел чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел и заплатить. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

Раб же тот вышел нашел одного из товарищей своих, который должен был ему 100 динариев и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умоляя его и говорил: «потерпи на мне, я все отдам тебе». Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга» (Матф. 18,23—З0).

Насколько неразумно поведение раба мы видим из сравнения задолженности.

Царь простил рабу огромную сумму — приблизительно 70 миллионов динариев, а то, что он1 вымогал у своего товарища было смешной суммой — 70 динариев. Это мелочь по сравнению с его долгом!

На поведении злого раба Иисус Христос раскрывает перед нами несколько простых истин:

1. То, что мы прощаем друг другу взаимно, — это всегда только мелочь, по сравнению с нашими долгами перед Богом. Примирившийся с Богом через Его безграничную благость, не может из-за ничтожной вины привлекать к ответственности своего собрата. Испытанная и пережитая благодать делает человека великодушным.

2. Мы обязаны прощать, потому что мы верим в прощающего Бога. Объем и величина Божьего прощения превосходит наше представление. Обещание раба, вызванное страхом (уплатить весь долг), - неисполнимо. Тем более сияет безмерное милосердие царя, помиловавшего безнадежно задолжавшегося раба. Желающий жить этим милосердием и в то же время отказывающий его своему собрату, определенно доказывает, что он еще не понял дара Божьего прощения.

Пережитая благодать делает человека милосердным и уступчивым.

3. Мы обязаны прощать, потому что и Бог только тогда прощает нам, когда мы готовы прощать другим. Конкретнее это выглядит так: Бог прощает каждому, кто просит о прощении, но принять прощение может только тот, кто сам готов прощать. Непримиримый пусть не воображает, что Бог на его стороне. Об этом ясно и определенно говорит нам Иисус Христос в этой притче. Также и прошение в молитве «Отче наш» показывает ясно, что получивший прощение от Бога не может ничего носить в сердце против своего брата, ибо читаем: Прости нам, как и мы прощаем...»

Кто действительно пережил прощение, тот может прощать другим.

Пережитая благодать делает человека готовым прощать другому!

Если мы еще раз представим себе эти три простые истины, что пережитая благодать делает человека великодушным, милосердным и готовым прощать, то у нас могут возникнуть некоторые вопросы. Например, всякое судебное дело исключается для христианина, который живет благодатью своего Господа? Должны ли мы просто молчанием обходить несправедливость? Должны ли мы во всяком случае только безмолвно сгибаться?

Если эти вопросы нас беспокоят, то в таких случаях мы должны вспомнить духовный принцип: «Так написано!» Когда слуга первосвященника ударил связанного Иисуса Христа, то Иисус не отвесил ему безмолвный поклон, но запротестовал. Когда ап. Павел был арестован в г. Филиппах, а потом и в Риме, то сослался на свое римское гражданство. Мы не можем утверждать, что для христианина всякое судебное дело исключено. Христианин может воспользоваться гражданским законом, но в спорных делах между братьями путь прощения — всегда лучший путь. И даже больше — единственно правильный путь.

Где настаивание на своем праве приносит только вред и расстройство, там прощение от искреннего сердца соответствует любви Христовой.

Это значит: забыть обиду, любить провинившегося и предоставить Богу возмездие. Обиженный может принести твою обиду Господу и предоставить это дело граверному Судье. Прощающий так не обходит истину, но он пересдает свое дело в руки самого лучшего Адвоката. Бог справедлив и любит правду. Возьмет некоторое время, и Бог несправедливость выведет, как говорится, на чистую воду.

Очень часто можно слышать такое рассуждение: «Простить я могу, но не могу забыть». Эта форма компромисса противоречит Евангелию. Конечно, в прямом смысле слова нельзя забыть. Я не могу то, что случилось, вычеркнуть из памяти. Но здесь вопрос в следующем: не забывающий обиду простил ли он своему обидчику? Не остался ли в его сердце корень горечи? Нет, таким способом нельзя простить! Прощению принадлежит забвение, что означает сознательно отрешиться от случившегося.

Некоторые готовы простить при условии, если провинившийся придет к ним с повинной. Конечно для виновного это имеет большое значение — придти лично и попросить прощения, подать руку примирения. Но кто желает простить, тот не должен ставить такое условие. И в этом случае пример Иисуса Христа может вам помочь. Думали ли воины у креста просить у Христа прощения? И все же Христос молился за них: «Отче, прости им...» В сердце Христа не было обиды, ненависти, мести. В Его сердце была только лю6овь.

Кто не может простить без условий, тот непременно таит обиду против обидчика, и бывает так, что этот обидчик как раз и не виноват, а виноват гораздо больше обижающийся. Готовый простить без условий не будет считать, сколько раз он уже простил, но Он любит любовью Христа.

Кто может утверждать, что он так прощает и так любит, как Христос? Мы, ожидающие от других покорности и просьб о прощении, видим ли свою несостоятельность и духовную убогость? Надо признать, что мы все мало любим и не всегда готовы прощать. Вот почему мы прежде всего должны сами придти к Иисусу и признать Свой недостаток любви и готовности прощать. Когда мы будем это иметь, только тогда мы можем по-настоящему пережить радость помилования.

Есть еще одна истина — простая, но великая: Божья милость распространяется и на меня, радость прощения может преобразовать и меня и сделать способным прощать.

Кому много прощено, тот много любит! Помните что Христос желает из вас сделать человека, способного прощать безоговорочно, без условий. Если в этом и ваше желание — скажите Ему в молите

Архив