+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 1983 г.

Когда мы унываем...

Чарльз Сперджен

«Ты сокрыл лице Твое, и я смутился».

Пс. 29:8

Господь Иисус никогда не перестанет любить избранных Своих: имена их начертаны на сердце Его, и благословенные Его руки непременно доведут их до предназначенного им блаженства, мимо всех скорбей и испытаний. Это не мешает тому, что по временам Он скрывает от них лицо Свое. Так бывает, когда люди оказываются непослушными Ему.

Благодати Своей Он от них не отнимает, но лишает их ощущения Своего присутствия. И тогда меркнет радость в душе человека, и все становится мрачным вокруг его. Это очень тяжелые минуты. Никакое наказание Божие не сравнится с ними, всякая болезнь — легче этого. «Кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него» (Иов. 2:4). Искренний ученик Христа готов все отдать, только бы опять ощутить в душе своей — присутствие Его. «О, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня, когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы!» (Иов. 29:2–3). Вот жалоба и стон человека, который ощупью идет во мраке, т. к. свет Божий в это время померк для него.

Когда Господь скрывает от христианина лик Свой, — хотя бы это было с целью испытать его — это повергает человека в смущение и ужас. Ничто его больше не привлекает и не радует: ни дом Божий, ни собственный его дом ни богатство, ни почести. Ничто не удовлетворяет. И если такое состояние длится долго, то человек начинает тяготиться жизнью и желает себе смерти.

Существует много причин, почему Господь отделяется от нас. Теперь же рассмотрим только пагубные последствия отсутствия Христа.

То, что будет теперь сказано, относится ко всем случаям удаления от нас Господа, каковы бы ни были причины этого удаления. Вообще же, как мы потом увидим, удаляется от нас Господь или из-за совершенных нами беззаконий, или чтобы нас испытать.

Когда мы оскорбляем Христа поступками своими, тогда Он скрывает от нас лицо Свое — и тьма воцаряется в нас и вокруг нас. Мы не видим ободряющей улыбки Его… Так было с Церковью, когда она перестала бодрствовать, и, отклонившись от правильного пути, пошла путями мирскими. Стремление к общению с Богом в ней осталось: но Он на малое время отдалился от нее, чтобы дать ей случай оплакать свое небрежное отношение к Нему. Таким же образом скрывает Он лицо Свое и от отдельных людей, если они не умеют ценить Его присутствие, чтобы они поняли свою неблагодарность и почувствовали, что они теряют, лишаясь общения с Ним.

Любовь Его остается тою же — и в этом наше счастье и наша безопасность.

Не думайте, что Бог скрывает Себя от наших взоров в наказание нам за грех: думать так, значит наложить пятно на правосудие Его. Бог покарал человека — в лице Христа и, если бы Он карал его еще и теперь, то это было бы несправедливо. Скрывает Себя Господь от нас, согрешивших, для того, чтобы исправить нас.

Грех избранных Божиих не может не иметь для них страшных последствий: «Только вас призвал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» (Ам. 3:2). Если мы идем против Бога, Он пойдет против нас. Обетования общения с Ним относятся только к тем, кто Ему покоряется:

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14:21). Если же мы живем недостойно христианина, если «сознавая свой грех», терпим его в себе — не удивительно, что Господь оставляет нас. Невозможно, чтобы у сознательно делающего дурное — свет и радость были в душе.

Путь многих христиан — тяжел! Пока дойдут они по конца, до желанного отдыха, много им терпеть приходится в земле пустой, иссохшей и безводной!» Часто, вместо того, чтобы воспевать радостную Песнь Песней, стонут они и плачут. Но есть и такие, которых вся жизнь есть сплошное радостное общение с Богом, общение, прерывающееся лишь изредка и ненадолго.

Слава Богу! Не всегда верующему приходится проходить «долинами плача». Много встречается ему на пути и «злачных пажитей» и «вод тихих», где Пастырь Добрый бережет его от всякого зла.

Когда вера человека начинает колебаться, он начинает сомневаться в своем спасении. Надежда блекнет. Любовь охладевает, утрачивает свою жизненность. Все дары Божии, раньше так скрашивавшие его путь, потускнели, лишенные света Христова; обетования Божии, не осиянные Его присутствием, подобны колосьям без зерен: утешения они не дают.

Обетования эти можно уподобить водопроводным трубам: по ним могут течь потоки «воды живой» только в том случае, если они имеют сообщение с «водоемом», который их питает. Так, без непосредственного общения с Подателем всех благ, дети Божии оказываются в безвыходном положении; их мучит страх, преследуют сомнения; обычные источники утешения иссякли, из них ничего почерпнуть нельзя.

Необходимо снова вступить в общение с Богом: тогда вернется уверенность в душу человека и бодрость, и радость.

Существуют на свете и такие христиане, которые сохраняют бодрое настроение, несмотря на то, что они лишены общения со Христом. Им, как будто, все равно, каково может быть к ним отношение Христа — осуждает ли Он их или одобряет.

Верующий человек уповает на Бога даже в те минуты, когда не испытывает утешения от Его обетований и не чувствует Его близости. Тщеславный же думает: «Мне дела нет до откровений и до «общения» или «разобщения» со Христом: Бог милосерд, и в этом — моя безопасность. Зачем добиваться какого-то особенного проявления благодати?.. Все благополучно«… и продолжает спокойно дремать.

Блажен человек, вера которого проникает и через густой мрак, душа которого сочна и свежа и в год засухи! Но плохой знак, если мы можем быть счастливы и спокойны, когда Господь покидает нас.

Духовная энергия, свойственная «наследникам неба», значительно ослабевает, когда отдаляется от нас Господь. Верующий человек обладает духовной способностью держаться на «поверхности» самых глубоких «вод» житейского моря, и никакие волны не страшны ему. При нормальном духовном состоянии он господствует над всеми невзгодами и испытаниями. Но тут, когда перестает он ощущать присутствие Христа, его тянет «на дно»; все, что было легким, давит его, как горы, и те волны, которые некогда подымали его на себе, теперь перекатываются через его голову и топят его.

Все затруднения житейские, обиды, страхи — все возлагал верующий человек на Христа; Он нес эти бремена, и легко было человеку! Теперь, когда Христос удалился, человеку одному приходится нести свои скорби, и они, как камни, пригибают его к земле! Часто, когда прекращается общение с Богом, мысли человека становятся низкими и земными. Человек начинает любить «мир» и всякую его тщету — материальные блага, почет, и т. п. В присутствии Господа все это теряет для нас свою привлекательность. Так что, встречая человека, который душою льнет ко всему земному, мы можем заключить, что Христос далек в эту минуту от него, а может быть, этот человек никогда не пережил рождения свыше.

Когда со света войдешь в темноту, темнота эта кажется особенно непроницаемой. Грешник, уже получивший прощение, больше чувствует всю мрачность греха, чем тот, кто не испытал на себе еще света прощения.

Покинутая Богом душа почти не имеет силы молиться. Если в это время человек и молится — по привычке или по чувству долга, то утешения он в молитве не находит. И во время молитвы дух его остается вялым и унылым, и после молитвы не чувствует он себя освеженным, благоволения нет в душе! Скорее попытка быть благочестивым, но не благочестие действительно.

Как птица со сломанным крылом — бьется душа человека, то чуть-чуть взлетит, то опять тяжело падает, беспомощно усиливаясь подняться вверх… Чувства близости к Богу нет, ощущения любви Его нет. «Лестница» Иакова существует, но «ангелов» нет, по ней «восходящих и нисходящих». Молитва, не связанная с ощущением Присутствия Господа, — то же, что лук без тетивы…

В эти мрачные дни и Библия не дает больше утешения человеку. Обетований в ней он не видит: видит только одни угрозы. Читает он святую книгу по привычке, но уже больше ею не наслаждается. Она утратила для него свое благоухание. Как бесполезно читать в темноте, так нельзя почерпнуть радости из Священного Писания, пока Христос не прольет свет Свой на каждую его страницу. Как плодородное поле не дает жатвы — без дождя, так великая Книга Откровения не приносит нам утешения — без росы, исходящей от Духа Божия.

Дай Бог, чтобы те из нас, которые в данную минуту находятся в таком состоянии, опомнились и спросили себя: да где же кроется причина этого?.. И надо отдать себе ясный ответ, что причина в отсутствии Христа в душе нашей. При Нем все горькое может стать сладким, из всякой вещи можно извлечь назидание.

Отломится ветвь от лозы и гибнет, и вянут на ней кисти винограда.

Помните, как страдал Саул: «Тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни через пророков, ни во сне» (1Цар. 28:15).

Великое для нас счастье, что не навсегда оставляет нас Бог, что Он вернется, чтобы мы не погибли!

Кончая это грустное исследование о безотрадном состоянии души человека, когда Бог отдалился от него и не дает ему ощущать Свое присутствие, перечислим все последствия этого.

Во-первых — тревога в сердце; затем — уныние, слабость веры, холодность в служении, небрежное выполнение долга, безжизненность молитвы, охлаждение интереса к духовным вопросам, светское направление мыслей, разлад с совестью; далее — легкость доступа сатане в душу человека в такие минуты, и неспособность этого человека давать отпор врагу.

Избавь нас Бог от всего этого! Сохрани нас Бог, чтобы когда-нибудь так опустела, так ослабела наша душа!

Милосердный Господь! Дай, чтобы никогда не нанес я такого оскорбления Твоему Святому Духу, — которое могло бы отдалить Тебя от меня! Но если и случится мне впасть в заблуждение, и лик Твой светлый скроется от меня, — дай, чтобы и тогда не утратил я надежды на благодать Твою и на заслуги Сына Твоего, через посредство Которого мы прибегаем к Тебе.

Архив