Вера и Жизнь 4, 1983 г.
- Тучи над миром
- Идеалы
- Хлеб наш насущный
- "Отче, прости им!"
- Истина, которую надо понять
- Если думать о будущем
- "Не я ли, Господи..."
- Всем сердцем
- Раздумья
- "Творцы" просчитались!
- Благородные цели
- Когда-нибудь я это сделаю!
- Крупицы мудрости
- Солнцем даль согрета
- Зависть
- Слепой прозрел
- Рождение песни
- "От смерти в жизнь"
- Кто уврачует?
- Истинная свобода
- О гостеприимстве верующих
- О чём шепчут берёзы
- Когда мы унываем...
- Не стыдись!
- Прощание с рюмкой
- Для размышления
- Христос и подозрительность
- Спрашивайте - отвечаем
- Пуритане
- Время и песни
- Миниатюры с назиданием
- Болезнь века
- Библейские термины
- О новом человеке
- Сребролюбие - корень всех зол
- Христос и женщины
- Коротко о разном
- Вести отовсюду
- Наука и религия
- Три примера
- Из почты редактора
- Информационное приложение
О гостеприимстве верующих
Во многих исторических исследованиях и литературных трудах иностранцев и отечественных авторов отмечается и подчеркивается гостеприимство, радушие, широкая натура русского народа.
Гостеприимство — русская черта, Она для европейца непонятна. Дверь русского любому отперта, Пришедших к нам не гоним мы обратно, Пускай у нас на завтра — ни гроша, Сегодня мы гостей позвали сами. У русского распахнута душа, У европейца — под семью замками.
Многие знают о русском обычае приглашать на Пасхальные розговены нищих, толпящихся на паперти храмов. А как прекрасна была до недавнего времени готовность русских людей — приютить странника, прохожего, напоить, накормить его, снабдить продуктами на дорогу. О плате в таких случаях не могло быть и речи.
Однажды мне пришлось беседовать о гостеприимстве с ученейшим европейцем. Вот его точка зрения: чем примитивнее народ, тем он гостеприимнее. Русские гостеприимны потому, что отстали в умственном, культурном развитии от европейцев: англичан, французов, немцев. У европейца дом — это его крепость, а у русского — проходной двор. Как расценивают русское гостеприимство европейцы? Оно не умиляет их, а вызывает чувство жалостливого презрения: «Какие странные существа эти русские, они готовы оголодить себя, чтобы только порадовать случайного гостя… Нормально ли это? О, нет, это признак скудоумия, умственного убожества».
В этом очерке мне хотелось бы поговорить не вообще о гостеприимстве, а, главным образом, о гостеприимстве верующих. Практикуется ли оно и в каких размерах? Невольно приходят на память строки из Деяния апостолов: «Все же верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к церкви» (Деян. 2:44–47).
«Братолюбие между вами да пребывает. Страннолюбия не забывайте, ибо чрез него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам». (Евр. 13: 1–2). Если апостолы советуют не забывать страннолюбия, то есть внимания даже к чужому, мимо идущему страннику, то как же можно чувствовать себя чужим по отношению к брату по вере?
О, если бы и в наше время верующие везде, всегда и всюду показывали пример единодушия, взаимного внимания, гостеприимства.