+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 1983 г.

Зависть

Сорок дней в стане Израильском царит уныние и страх. Филистимляне глумятся и поносят войско Господне. Никто не отважится положить этому конец. Сам царь оробел и не хотел рисковать жизнью ради Бога.

Но вот один юноша сразил в единоборстве хулителя Голиафа и возвращался с победой. Народ ликовал, отовсюду слышалось пение. До слуха царя донеслось восклицание игравших на тимпанах женщин: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!» (1Цар. 18:7).

Эти слова как ножом пронзили Саула. Горькое чувство досады вскипело в его сердце. Его ранило пение, но никто этого не заметил.

Саул! Ведь во имя Бога Израилева Давид одержал победу, а не во имя свое! Слава принадлежит Тому, Кто ее дал, а не тебе и Давиду!

Но «Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово» (стих 8). Как могли о нем, царе, сказать хуже, чем о каком-то пастухе?! Внешне негодование Саула не проявилось никак, он даже не приказал прекратить такие песни. Нет, внешне он выглядел благополучно, а внутренний его человек, душа его, стала уже разлагаться.

Есть скверны плоти, их легко распознать. Это пьянство, блуд, ругательства и прочее. Человек, пораженный ими, жестоко страдает, и для окружающих его порок очевиден.

А вот скверны духа обнаружить куда сложнее, потому что внешне они часто не проявляются. Пороки эти уничтожают человека исподволь, незаметно, и, что самое страшное, — чаще всего сам человек не подозревает о том, что сердце его уже давно поражено этой опасной проказой греха.

Зависть, проникая в душу, усыпляет совесть. И если не противостать ей, то сначала она заставит считать сучки в глазах ближних, а потом, выделяя смертоносный яд, отравит душу подозрительностью и горечью ревнивых мыслей и обид. Как на дрожжах поднимется пухлое «я» и возьмет под контроль всю жизнь, жестоко притесняя все доброе в душе. Глаза станут кривыми стеклами, в которых искажается абсолютно все. Сердце наполнится возмущением, а язык станет произносить укоры, как это случилось с Аароном и Мариамью, которые упрекали кротчайшего на земле человека — Моисея.

Но ужасней всего, пожалуй, то, что эта, с первого взгляда незаметная, скверна доводит до предательства и убийства. Из зависти предан был Христос (Мф. 27:18), брошены в темницу Апостолы (Деян. 5:17).

Так случилось и с Саулом. Горький корень зависти возник в его сердце, но он не поспешил его вырвать. «С того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида» (стих 9). Чтобы рассеять мрачное настроение, он приглашает Давида играть на арфе. Давид поет, а Саул бросает в него копье. Давид два раза уклонился от него. Уязвленное самолюбие толкает Саула еще глубже в бездну, он стал гоняться за Давидом, чтобы уничтожить его, «потому что Господь был с ним, а от Саула отступил».

«Саул, что тебя гонит в поле? Почему ты оставил царские покои и спишь в пещере, как последний разбойник? Ты отказался от царского трона, колесниц, слуг. Зачем тебе такая жизнь?»

«О, я не могу быть спокоен до тех пор, пока жив тот, о котором говорят лучше, чем обо мне».

«Саул! Благодари Бога, что есть в твоем царстве такие бесстрашные юноши. Вспомни, как 40 дней бесчестилось имя Бога Израилева, и ни ты, ни один из воинов не возревновали о Боге и не вышли на поединок с великаном. Это сделал вот этот молодой человек, которого ты так ненавидишь. Ну, что с того, что о нем так пели женщины?»

Теперь, когда зависть переросла в ненависть и завладела сердцем царя, когда он столько усилий предпринял, чтобы поймать и убить Давида, нелегко Саулу остановиться и изменить свое отношение к Давиду.

А ведь когда-то все началось с огорчения и маленькой досады. Появился в сердце помазанника Божьего комочек зависти и стал расти и превратился постепенно в снежный ком, который, оторвавшись от скалы, покатился с головокружительной высоты и увлек за собой лавину, а она-то и снесла на своем пути все то доброе и святое, что было в душе некогда застенчивого Саула, и в итоге привела к гибели.

Грех легко победить, когда он только зарождается в мыслях, когда он еще не успел пустить корни в сердце. Путь к победе — осознать грех, назвать его своим именем, исповедать.

У Саула не было сознания вины и исповедания, поэтому скверна духа разрослась и уничтожила его.

«Зависть — гниль для костей» (Пр. 14:30), и коль она появилась и ее терпят, то она разрастется и погубит.

Как чувствуем себя мы, когда о наших друзьях говорят лучше, чем о нас? Какое у нас настроение, когда мы длительное время остаемся в тени и нас никто не замечает?

Бог взвешивает сердца на весах правосудия. Он видит тех, кто проповедует из зависти (Фил. 1:15), жертвует из тщеславия (Лк. 18:12). Бог один может дать действительную оценку нашего состояния. Не станем рассуждать, что есть люди и похуже нас… Верно, есть. Но даже малая скверна может постепенно подтачивать наши духовные силы, и горе придет неожиданно, погибнет душа от малой скверны. «Итак, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2Кор. 7:1).

Можно с уверенностью сказать, что Церковь Иисуса Христа страдает сегодня больше от зависти неутвержденных в истине христиан, нежели от атеистов. Зависть — это рак на теле церкви. Вот почему апостол Павел и призывает верующих очистить себя от скверны плоти и духа, чтобы совершать служение Богу в страхе Божьем, не допуская в сердце зависти к своему собрату.

Архив