Вера и Жизнь 4, 1983 г.
- Тучи над миром
- Идеалы
- Хлеб наш насущный
- "Отче, прости им!"
- Истина, которую надо понять
- Если думать о будущем
- "Не я ли, Господи..."
- Всем сердцем
- Раздумья
- "Творцы" просчитались!
- Благородные цели
- Когда-нибудь я это сделаю!
- Крупицы мудрости
- Солнцем даль согрета
- Зависть
- Слепой прозрел
- Рождение песни
- "От смерти в жизнь"
- Кто уврачует?
- Истинная свобода
- О гостеприимстве верующих
- О чём шепчут берёзы
- Когда мы унываем...
- Не стыдись!
- Прощание с рюмкой
- Для размышления
- Христос и подозрительность
- Спрашивайте - отвечаем
- Пуритане
- Время и песни
- Миниатюры с назиданием
- Болезнь века
- Библейские термины
- О новом человеке
- Сребролюбие - корень всех зол
- Христос и женщины
- Коротко о разном
- Вести отовсюду
- Наука и религия
- Три примера
- Из почты редактора
- Информационное приложение
Зависть
Сорок дней в стане Израильском царит уныние и страх. Филистимляне глумятся и поносят войско Господне. Никто не отважится положить этому конец. Сам царь оробел и не хотел рисковать жизнью ради Бога.
Но вот один юноша сразил в единоборстве хулителя Голиафа и возвращался с победой. Народ ликовал, отовсюду слышалось пение. До слуха царя донеслось восклицание игравших на тимпанах женщин: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!» (1Цар. 18:7).
Эти слова как ножом пронзили Саула. Горькое чувство досады вскипело в его сердце. Его ранило пение, но никто этого не заметил.
Саул! Ведь во имя Бога Израилева Давид одержал победу, а не во имя свое! Слава принадлежит Тому, Кто ее дал, а не тебе и Давиду!
Но «Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово» (стих 8). Как могли о нем, царе, сказать хуже, чем о каком-то пастухе?! Внешне негодование Саула не проявилось никак, он даже не приказал прекратить такие песни. Нет, внешне он выглядел благополучно, а внутренний его человек, душа его, стала уже разлагаться.
Есть скверны плоти, их легко распознать. Это пьянство, блуд, ругательства и прочее. Человек, пораженный ими, жестоко страдает, и для окружающих его порок очевиден.
А вот скверны духа обнаружить куда сложнее, потому что внешне они часто не проявляются. Пороки эти уничтожают человека исподволь, незаметно, и, что самое страшное, — чаще всего сам человек не подозревает о том, что сердце его уже давно поражено этой опасной проказой греха.
Зависть, проникая в душу, усыпляет совесть. И если не противостать ей, то сначала она заставит считать сучки в глазах ближних, а потом, выделяя смертоносный яд, отравит душу подозрительностью и горечью ревнивых мыслей и обид. Как на дрожжах поднимется пухлое «я» и возьмет под контроль всю жизнь, жестоко притесняя все доброе в душе. Глаза станут кривыми стеклами, в которых искажается абсолютно все. Сердце наполнится возмущением, а язык станет произносить укоры, как это случилось с Аароном и Мариамью, которые упрекали кротчайшего на земле человека — Моисея.
Но ужасней всего, пожалуй, то, что эта, с первого взгляда незаметная, скверна доводит до предательства и убийства. Из зависти предан был Христос (Мф. 27:18), брошены в темницу Апостолы (Деян. 5:17).
Так случилось и с Саулом. Горький корень зависти возник в его сердце, но он не поспешил его вырвать. «С того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида» (стих 9). Чтобы рассеять мрачное настроение, он приглашает Давида играть на арфе. Давид поет, а Саул бросает в него копье. Давид два раза уклонился от него. Уязвленное самолюбие толкает Саула еще глубже в бездну, он стал гоняться за Давидом, чтобы уничтожить его, «потому что Господь был с ним, а от Саула отступил».
«Саул, что тебя гонит в поле? Почему ты оставил царские покои и спишь в пещере, как последний разбойник? Ты отказался от царского трона, колесниц, слуг. Зачем тебе такая жизнь?»
«О, я не могу быть спокоен до тех пор, пока жив тот, о котором говорят лучше, чем обо мне».
«Саул! Благодари Бога, что есть в твоем царстве такие бесстрашные юноши. Вспомни, как 40 дней бесчестилось имя Бога Израилева, и ни ты, ни один из воинов не возревновали о Боге и не вышли на поединок с великаном. Это сделал вот этот молодой человек, которого ты так ненавидишь. Ну, что с того, что о нем так пели женщины?»
Теперь, когда зависть переросла в ненависть и завладела сердцем царя, когда он столько усилий предпринял, чтобы поймать и убить Давида, нелегко Саулу остановиться и изменить свое отношение к Давиду.
А ведь когда-то все началось с огорчения и маленькой досады. Появился в сердце помазанника Божьего комочек зависти и стал расти и превратился постепенно в снежный ком, который, оторвавшись от скалы, покатился с головокружительной высоты и увлек за собой лавину, а она-то и снесла на своем пути все то доброе и святое, что было в душе некогда застенчивого Саула, и в итоге привела к гибели.
Грех легко победить, когда он только зарождается в мыслях, когда он еще не успел пустить корни в сердце. Путь к победе — осознать грех, назвать его своим именем, исповедать.
У Саула не было сознания вины и исповедания, поэтому скверна духа разрослась и уничтожила его.
«Зависть — гниль для костей» (Пр. 14:30), и коль она появилась и ее терпят, то она разрастется и погубит.
Как чувствуем себя мы, когда о наших друзьях говорят лучше, чем о нас? Какое у нас настроение, когда мы длительное время остаемся в тени и нас никто не замечает?
Бог взвешивает сердца на весах правосудия. Он видит тех, кто проповедует из зависти (Фил. 1:15), жертвует из тщеславия (Лк. 18:12). Бог один может дать действительную оценку нашего состояния. Не станем рассуждать, что есть люди и похуже нас… Верно, есть. Но даже малая скверна может постепенно подтачивать наши духовные силы, и горе придет неожиданно, погибнет душа от малой скверны. «Итак, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2Кор. 7:1).
Можно с уверенностью сказать, что Церковь Иисуса Христа страдает сегодня больше от зависти неутвержденных в истине христиан, нежели от атеистов. Зависть — это рак на теле церкви. Вот почему апостол Павел и призывает верующих очистить себя от скверны плоти и духа, чтобы совершать служение Богу в страхе Божьем, не допуская в сердце зависти к своему собрату.