Вера и Жизнь 4, 1983 г.
- Тучи над миром
- Идеалы
- Хлеб наш насущный
- "Отче, прости им!"
- Истина, которую надо понять
- Если думать о будущем
- "Не я ли, Господи..."
- Всем сердцем
- Раздумья
- "Творцы" просчитались!
- Благородные цели
- Когда-нибудь я это сделаю!
- Крупицы мудрости
- Солнцем даль согрета
- Зависть
- Слепой прозрел
- Рождение песни
- "От смерти в жизнь"
- Кто уврачует?
- Истинная свобода
- О гостеприимстве верующих
- О чём шепчут берёзы
- Когда мы унываем...
- Не стыдись!
- Прощание с рюмкой
- Для размышления
- Христос и подозрительность
- Спрашивайте - отвечаем
- Пуритане
- Время и песни
- Миниатюры с назиданием
- Болезнь века
- Библейские термины
- О новом человеке
- Сребролюбие - корень всех зол
- Христос и женщины
- Коротко о разном
- Вести отовсюду
- Наука и религия
- Три примера
- Из почты редактора
- Информационное приложение
Время и песни
Николай Водневский
«Да возвещают о делах Его с пением».
Пс. 106:22
Пение — великий Божий дар. В наше время компьютеров и межпланетных кораблей пение не утратило своего значения. Только поют теперь иначе. Бездарный певец выжимает в микрофон все, что он может дать, сотрясая аудиторию гортанным завыванием звукоусилителя. И это теперь называют искусством. Энциклопедический словарь определяет пение как гармоническое сочетание звуков человеческого голоса. Но о какой гармонии может быть речь, когда вы слушаете, например, песни «рок-н-ролла»? «Певец» кричит в микрофон, как будто ему прижали дверями пальцы, визжит и извивается перед публикой, ломает руки и делает невообразимые гримасы до изнеможения.
Совсем другое впечатление производят евангельские песни. Иногда эти песни называют церковными. Сколько духовной красоты в их приятных мелодиях и в их содержании!
Сегодня вспоминаю хоровую евангельскую песню, которую мне довелось слышать впервые на собрании ев. христиан-баптистов. Это было в Мюнхене, в 1948 году.
«О, Господь, Спаситель мой, Льну к Тебе я всей душой, Я хочу с Тобою жить, Я хочу в Тебе пребыть. О, пребудь со мной Ты Сам, По Своим веди путям, Будь мне Пастырем, Царем, Будь для сердца все во всем».
Эти слова проникали в мое сердце, как нежное дыхание весны, радовали меня, поднимали от земли, ободряли, вдохновляли, вливали в мое естество новые силы. В этих словах было мое желание.
И это понятно. Бог сказал через пророка Исаию: «Рабы Мои будут петь от сердечной радости» (65:4).
Есть рассказ о старинном опустевшем замке. Его хозяин уехал в длительное путешествие. Замок опустел. В одной комнате, на стене, висел запыленный, сломанный музыкальный инструмент. Слуги не знали, как его употреблять, никто не мог извлечь из него ни единого звука.
Однажды в замок пришел странник. Он увидел на стене этот инструмент, снял его со стены, бережно вытер пыль, поправил порванные струны, настроил. Многие годы молчавший инструмент зазвучал снова, и полились восхитительные звуки.
Странник оказался хозяином замка, вернувшимся домой после долгого отсутствия.
Душа человека подобна этой арфе. Она разбита, запылена и потому безмолвна до тех пор, пока до нее дотронется Хозяин.
Так было со мной. Молчали струны моей души, но пришел Христос, очистил эти струны от пыли, настроил их на песню хвалы и благодарения Богу, и я, от рождения не имевший ни музыкального слуха, ни хорошего голоса, запел песню о любви Божией, о Христе.
С той поры пропито 34 года, а эта песня то громче, то тише все еще звучит в моем сердце. И верю, будет звучать до встречи с Искупителем, когда эта песня перейдет в сплошное и бесконечное ликование. На трудном жизненном пути нам нужна песня надежды, песня веры, песня благодарения. Сладкий певец Израиля, Давид, в 149-м Псалме восклицает: «Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых». Псалтирь заканчивается призывом хвалить Бога «со звуком трубным, на псалтири и гуслях, на струнах и органе, на звучных кимвалах» (Пс.150). И конец псалма призывает: «Все дышащее да хвалит Господа!»
Человек — венец Божьего творения — утратил способность сердечно славить Господа до тех пор, пока не обратится к Нему всем сердцем.
Недавно я читал рассказ об одной молодой женщине, больной раком. Еще со школьной скамьи учителя ее убедили, что Бога нет, и она отвергала все призывы обратиться к Богу. В больнице ее посетил христианин, но его беседа о любви Божьей не рассеяла ее неверие. Она повернулась лицом к стене, не желая ничего слушать о Боге.
— Люся, — сказал христианин. — Я не пришел, чтобы навязывать Вам то, чего Вы не желаете, но прежде, чем Вы отправитесь в вечность, я хочу спеть Вам один гимн.
И он спел: «Таков, как есть, во имя крови, за нас пролитой на кресте… Господь, я прихожу к Тебе».
Больная осталась равнодушной и ничего не ответила. Христианин ушел, но несколько дней спустя, когда узнал, что время ее отшествия в вечность настало, он посетил больную еще раз. Больная его узнала, с трудом повернула к нему голову, открыла глаза, слегка виновато улыбнулась, а потом, собрав последние силы, запела едва слышным голосом: «Такова, как есть, во имя крови, за нас пролитой на кресте… Господь, я прихожу к Тебе».
Вскоре она отошла к своему Спасителю.
* * *
ПЕНИЕ — неотъемлемая часть христианских богослужений, источник радостных чувств и духовного подъема. Пение возносит наш дух к Творцу, если оно не замирает у бренного уха, а достигает сердца. Гармония таит в себе духовную силу, преображающую человека. Апостол Павел писал: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3:16).
В этом апостольском совете нужно особо подчеркнуть слова: «воспевая в сердцах».
Для того, чтобы не уподобляться «меди звенящей и кимвалу звучащему» (1Кор. 13:1), христианское пение должно исходить от любящего сердца и не расходиться с практической жизнью.
Здесь придется многим проглотить горькую пилюлю. Не всегда и не все поют в евангельских собраниях от души, искренне и сердечно. Когда слова песни расходятся с сердечными чувствами, лучше не петь, а молиться, чтобы Бог дал эти чувства.
Зачастую поют песни о радости, а на лицах некоторых поющих такое выражение, будто они проглотили уксус. На лицах туча уныния, а бывает и хуже — гнев и озлобление. К примеру, в песне звучат слова: «Моя душа нашла покой, его мне дал Спаситель мой», а сердце наполнено заботами дня и это отражено на лице, как в зеркале.
Холодное бездушное пение не нужно ни Богу, ни человеку. Такое пение только усугубляет виновность перед Богом и по сути дела является лицемерием.
Говорят: «Из песни слова не выбросишь». Это верно.
Пение должно выражать действительные чувства и сердечные желания. Тогда оно, исходящее от сердца, имеет исключительное влияние на людей, доходит до сердец.
В каждой песне выражена частица души автора слов и композитора, и если эта песня исполняется «с душой», она захватывает слушателя и служит ему великим благословением.
Но как петь, если христианин имеет тяжелые переживания? Священное Писание говорит, что верующему Бог может дать «песни в ночи» (Иов. 35:10). Ночью мы видим яркие звезды, и это облегчает наши переживания. И для таких случаев мы имеем особые песни.
«Если в бурях жизни путь твой омрачен, Тучами унынья дух твой удручен, — Вспомни, сколько милостей Господь явил, Удивляться будешь, что Он совершил».
Николай Водневский