+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 1984 г.

Философ-мученик

Философ Иустин, впоследствии - мученик, жил во 2 в. по Р. X., в так называемый "век апологетов", защитников христианства. Он принадлежал к блестящей плеяде учителей, апологетов и отцов церкви: Аристида, Квадрата, Татиана, Клавдия Аполлинария, Афинагора, Феофила Антиохийского, Мелитона Сардийского, Ермия, Тертуллиана и др.

Родился Иустин около 100 года, в палестинской греческой колонии около самарийского городка Сихаря (древнего Сихема). Родители его были люди зажиточные и могли дать сыну не только высшее образование, но специальные философские познания, к чему сын проявлял большой интерес. Отдавшись философским наукам, молодой Иустин с неудержимым стремлением старался отыскать "Единую всеобъемлющую Истину", "Правду и смысл жизни", разрешить во что бы то ни стало "проклятые вопросы" своего века, постигнуть "Сущность Божества", "Природу Космоса", постигнуть собственную душу и проникнуть в судьбы человечества.

К сожалению, все изучаемые Иустином науки не дали ему исчерпывающих ответов и не принесли внутреннего удовлетворения.

Находясь в Ефесе, гуляя и предаваясь обычным своим размышлениям, молодой философ повстречался как-то с почтенным на вид старцем и, познакомившись, разговорился с ним. После длительной беседы и спора незнакомец сказал на прощанье: "Молись, чтобы открылись тебе двери истинного света, так как вещей, искомых тобою, никому не дано видеть плотскими очами, а тем более - понять их, если Бог и Христос Его не дадут тебе нужного разумения".

Эта беседа произвела на пылкого юношу потрясающее впечатление.

"Если у моего любимого философа Платона нет полной, исчерпывающей истины, то у кого же другого я могу обрести ее?" - спрашивал себя Иустин.

"Молись!" - звучал ему в ответ голос странного старца.

Иустин начал весьма тщательно изучать Библию: "точно ли это так?", и не прошло много времени, как философ-язычник стал философом-христианином.

Познав Евангельскую Истину и убеждаясь в ее превосходстве над всеми философскими построениями, Иустин стал так же ревностно распространять Истину, как раньше страстно искал ее. Он пронес светоч Евангелия по Малой Азии и Египту, а в Риме основал первую богословскую школу.

Путешествуя, Иустин-христианин не расставался со своим прежним философским плащем-тогой, что привлекало толпы слушателей, придавая его словам гpoмадный авторитет.

В городе Ефесе, месте его обращения ко Христу, Иустин-философ позже развил сильную писательскую деятельность, защищая христианское учение от нападок его врагов: иудейства, язычества и гностицизма.

Новое христианское учение, являвшееся "безумием для эллинов", Иустин раскрывал пред всеми, как полное имманентное (доступное опытному познанию) откровение трансцендентной разумности (недоступной силам человеческого разума вне благодати). В своих апологиях Иустин пользовался популярным в его время учением о Логосе. Для того чтобы сделать христианские истины понятными и приемлемыми для своих просвещенных современников, Иустин переводил идеи христианства на язык популярной философии.

Смелый борец, апологет и философ-христианин, открыто и горячо призывавший людей к покаянию и обращению ко Христу, Иустин, поплатился за такую ревность по Богу собственной жизнью. По доносу известного циника Кресцента он был арестован и безбоязненно предстал на суд пред римским префектом Рустикой. Когда ему предложили принести жертву римским богам, Иустин ответил: "Никакой человек, обладающий здравым рассудком не оставит истинной религии ради заблуждения и безбожия".

"Если ты откажешься от жертвоприношения, ты будешь замучен без всякого милосердия!" - угрожал префект.

"Я ничего не желаю лучшего, как принять страдания за моего Господа Иисуса Христа!" - ответил неустрашимый Иустин.

Шесть друзей Иустина, арестованные и судимые вместе, также сказали: "Мы - христиане и не можем приносить жертвы языческим богам".

Увидя непреклонную волю подсудимых, префект произнес свой вердикт: "Всякий, кто отказывается принести жертву нашим богам и не повинуется императорским эдиктам, должен по закону сперва быть предан бичеванию, а потом смерти чрез обезглавление. "Смерть безбожникам!" Так почил в Риме в 165 году один из первых апологетов, приобретший неувядающий венец мученика. Так мудрец-христианин навсегда приобщился Вечной Премудрости Божией, к Полноте, наполняющей все и во всем.

Архив