+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 1984 г.

О Боге, природе, душе и воскресении

П. Бондаренко

В наш век, век грубого материализма, стало модным отрицание Бога. Атеизм глубоко внедрился не только в умах малообразованных, но и у людей так называемых высокообразованных, которые, пользуясь своим дипломом, претендуют на абсолютную истину, которую, как они утверждают, нашли в материализме.

В этой маленькой брошюрке я хочу передать беседу с одним из таковых "ученых отрицателей Бога", которую я имел в вагоне поезда в 1928 году.

Когда поезд тронулся, то один из пассажиров, сидевший рядом со мной, снявши головной убор и привставши, кратко помолился. Сидевшие в нашем купе пассажиры подняли на смех этого человека, считая его темным, невежественным человеком.

Но я, вступившись за него, стал доказывать ошибочность их мнения, и что они не имеют нравственного права смеяться над верующим человеком. Тогда один из них, назвавши себя профессором и обратившись ко мне, сказал:

- Я удивляюсь, что вы, человек, кажется, довольно развитой, живя в XX веке, в век радио и электричества, в век науки и техники, верите еще в какого-то Бога, где-то за облаками находящегося, которого никто никогда не видел; ведь это же есть суеверие и фанатизм, которому могут верить только неграмотные старушки да малые дети; но как вы можете верить в подобную глупость? Зачем вам искать чудеса и приписывать их Богу, когда наука в наш век творит чудеса. Наука в наш век достигла таких успехов, что человек может говорить с человеком по радио на расстоянии нескольких тысяч километров и даже видеть лицо говорящего человека.

Эти слова он произнес с пафосом и даже привставши с места. По-видимому он был вполне уверен, что его слова будут приняты на веру всеми слушателями, которых было не менее двадцати человек. Выслушав его терпеливо, я неожиданно спросил:

- А скажите, пожалуйста, уважаемый профессор, во что вы лично верите?

Не ожидавши такого вопроса, он ответил:

- Я абсолютно не верю ни во что сверхъестественное.

- Таких людей, - говорю я, - которые бы ни во что не верили, на свете нет.

Тогда он сказал:

- Я не верю в Бога!

- Кто же, - говорю, - по-вашему, создал мир и человека?

- Все создала природа! - сказал он.

- Неужели вы верите, что все создала природа?

- Да, верю! - сказал он.

- Но вы же, - говорю, - только что заявили, что вы абсолютно ни во что не верите, а теперь говорите, что все создала природа и верите в природу. Таким образом, вы сами заявили, что вы человек верующий.

- Позвольте, позвольте, - говорит, - какой же я верующий?

- Да, - говорю, - если вы заявляете, что природа все создала, то ясно, что вы это принимаете на веру и даже сами сказали, что верите этому; поэтому я вас считаю человеком верующим. Мы оба верующие, но предмет веры у нас разный. Я верю в живую, разумную творческую силу, которую называют Богом, а вы верите в неодушевленную, не мыслящую материю, которую называют природой. Как вы ни отрицайте и как ни высмеивайте веру, а сами не можете обойтись без веры и верите в неодушевленную не мыслящую материю. Где же фанатизм и суеверие: у нас ли, верующих в Бога, или у вас, верующих в природу? Давайте разберемся!

Слово "верующий" не понравилось моему собеседнику, и он заметно начал нервничать и волноваться. Но я, продолжая беседу, задал ему такой вопрос:

- А верите ли вы в законы природы: в закон всемирного тяготения, в закон питания и размножения, в закон жизни и закон смерти?

- А кто же, - говорит, - в них не верит? В законы природы всякий верит!

- Как же вы, веря в законы природы, можете отрицать законодателя? Не могли же законы сами себя создать? А по-вашему выходит, что природа сама собою создалась и сами собой создались законы! Где же тут логика, чтобы предмет или целая совокупность предметов, могли сами собою создаться? Ведь всякому школьнику известно, что не бывает следствия без причины; прежде причина, а потом следствие, а вы утверждаете, что в создании природы и причин не требуется, а просто природа сама собой создалась, как будто она имела волю и решила сама себя создать. Могло ли это быть и можно ли этому поверить? Не будет ли такая вера суеверием и фанатизмом?

Тогда мой собеседник сказал:

- Это все произошло на протяжении миллионов лет, путем различных сцеплений обстоятельств, слепых, случайных совпадений и т. п., и т. д.

- Да у вас, - говорю я, - огромная вера! Вы даже верите в сцепления обстоятельств и в слепые случаи! Такой веры я еще не встречал и среди верующих! И как Христос сказал одному язычнику, что Он и в Израиле не нашел такой веры, как у него (Мф. 8:10), так и вам скажу, что и я не находил еще такой веры и среди верующих людей. По вашим словам выходит, что вы абсолютно всему верите: и в природу, и в законы природы, и в сцепление обстоятельств, и даже в слепые случаи, кроме одного, что единственно заслуживает доверия - это библейское повествование о сотворении Богом природы с ее законами и человека. Теперь, говорю, разрешите подвергнуть критике вашу веру в природу. Вы сказали, что "все создала природа". Если так, то она создала и солнце! Остановимся на одной точке во вселенной. Солнце во много тысяч раз больше земли; оно удалено от земли на 145 млн. километров (как определяют астрономы). Но оно, солнце, дает нам свет, дает нам тепло, оно своими лучами создает движение атмосферы и своими лучами образует осадки, т. е. дождь и снег. Иными словами говоря, природа создала такую штуку, что она и светит, и греет, и поливает землю, и создает изменения в атмосфере, а от этих четырех факторов, т. е. от света, тепла, воды и воздуха, главным образом зависит наша жизнь на земле, и не только наша, но и жизнь всего органического мира. Если природа создала то, что как раз нам и Нужно, то она наверно знала, что нам нужно.

Следовательно, она мыслила - и не иначе! А если мыслила, то она есть существо мыслящее; а если она есть существо мыслящее, то она есть личность. Что она мыслила, видно из того, что она целесообразно создала солнце. В чем же его целесообразность? В том, чтобы оно светило, грело, поливало, создавало бы движение атмосферы и посредством света, тепла, воды и воздуха произращало бы пищу всему органическому миру на нашей огромной планете. Причем, чтобы полить землю, солнце своими лучами поднимает миллиарды тонн воды в сутки. Столько поднимает, сколько нужно, ни больше и не меньше, ибо если поднимет больше, то может произойти на земле потоп, и если меньше, то произойдет засуха и все сгорит на земле. Так же и тепла солнце дает столько, сколько нужно, ни больше и не меньше. Ибо если даст больше, все погибнет на земле от жары, а если меньше, то все погибнет от холода. С этой целью оно, солнце, удалено от земли на такое расстояние, какое нужно для развития жизни на земле; и если бы наша планета приблизилась к солнцу за указанные ей пределы движения, то она бы вспыхнула, как порошинка, или если бы она, наша планета, удалилась от солнца, вся жизнь на земле погибла бы от холода. По-видимому, великий зодчий, творец мира, так же пользовался математикой и физикой и дал нам способность числового измерения пространства, времени и веса.

Все эти факты говорят о разумности и целесообразности творчества, а разумно творить может только разум, и целесообразно может быть творчество тогда, когда творец знает, что ему нужно. В творчестве природы все предусмотрено, все распределено так, как этого требует жизнь. Возьмем для примера творчество человека. Человек ничего не делает ненужного, а только то, что ему нужно, например: топор для того, чтобы рубить, пилу для того, чтобы пилить, косу, чтобы косить, часы для того, чтобы измерять время и т. д.

Остановимся на часах. Человеку нужна машина для измерения времени - часы; и прежде чем появились часы, они появились в разуме человека, а руки привели в исполнение задуманную мысль.

Человек взял руду, выплавил металл, вылил колесики, пригнал их одно к другому, вставил и завел пружину, написал циферблат, сделал крышку; но все это сделал так, чтобы части были пропорциональны и чтобы часы не спешили и не отставали. Это может сделать человек, потому что у него есть творческая способность - разум.

А лошадь или верблюд не могут выдумать и создать часы, потому что они не имеют этой творческой способности, т. е. разума. Но не только человек творит разумно и целесообразно. "Природа" раньше человека изобрела и создала часы, это - солнце. Чем мы измеряем время: дни, недели, месяцы, годы, столетия и тысячелетия? Солнцем! Это часы, т. е. измеритель времени, и часы эти самые верные.

Возьмем например (для проверки их) запишем долготу дня и ночи, скажем 1-го августа. Через год 1-го августа снова запишем долготу дня и ночи и что мы увидим? Долгота дня и ночи будет та же, что и год тому назад. О чем это говорит? О том, что часы точные, не спешат и не отстают. Это подтверждает, что в природе все создано разумно и целесообразно. Например: для чего глаз, если нет света? Для чего желудок, если нет пищи? Для чего часы - солнце? Чтобы измерять время! Для чего свет солнца? Для того, чтобы мы могли видеть! Для чего воздух? Для того, чтобы мы могли дышать! Для чего солнце создает осадки? Для того, чтобы полить землю и для того, чтобы посредством воды, света и тепла произрастить пищу всему органическому миру.

Можно привести сотни и тысячи фактов, но и этих немногих достаточно, чтобы ясно видеть и неученому человеку целесообразность и разумность творчества, а это приводит всякого мыслящего человека к Богу. Ибо хотя мы Его не видели, но механика творчества очевидна для нас, как мы видим механизм часов, как механизм двигателя "Дизель".

Не видя мастера, мы верим и даже знаем, что эта машина есть творчество человека. Так и солнечная система, и движение земли вокруг своей оси есть мысль, и творчество высшего разума. Не будем же мы отрицать мастера "Дизеля" на том основании, что мы его не видели. Не разумно также отрицать и Творца солнца на том основании, что мы его не видели.

Итак, не слепые случаи создали мир и человека, а разумная творческая сила, которую мы называем Бог; и достижения науки и техники двадцатого века нас еще больше убеждают и укрепляют в вере.

Вы гордо заявили о достижениях человеческого ума, что человек сам творит чудеса техники, и это как будто уже исключает возможность чудес сверхъестественных. Наоборот, если человек со своими ограниченными органами познания, посредством открытых им законов природы может видеть и слышать на расстоянии нескольких тысяч километров, то Тот, кто создал эти законы, может видеть и слышать несравненно дальше и лучше, и если мы видим и слышим давно умерших людей, как например Л. Толстого (посредством кинопленки и граммофонной пластинки), то Он, Бог, давший законы природе, может ими пользоваться еще лучше, чем человек (созданным им радиоаппаратом) и, без сомнения, может видеть, как деяния давно умерших людей, так и все во всем мире происходящее.

Таким образом, достижения науки еще больше укрепляют нашу веру в существование Бога Творца. Мы верим, что Он, создавший нас, может слышать наши молитвы и может видеть нашу нужду, как и написано в Евангелии; что Он знает, в чем мы нуждаемся прежде нашего прошения (Мф. 6:8), а потому Он может нам и помочь в нашей нужде, как написано: просите и дано будет вам (Мф. 7:7).

Поэтому вера не есть суеверие и фанатизм, как вы выразились в начале нашей беседы, так как она основана на неопровержимых доводах разума, на фактах, малую долю которых я вам привел; она подтверждена и проверена как научным так и духовным опытом, а, самое главное, она основана на прямом Божественном откровении, написанном через пророков и апостолов.

А вера в природу ни на чем не основана, кроме нелепого предположения, что она - природа - сама себя создала, - утверждение, которое не выдерживает никакой критики, и которое хуже и вреднее всякого суеверия и фанатизма, потому что такая материалистическая вера ничего не может дать человеку при жизни, и не может утешить его в скорби и в минуту смерти.

Такая вера приносит один вред. Она разрушает нравственные устои семьи, общества и государства. Она создала безбожие - корень всех зол и бедствий. Отсюда проистекают различные преступления, а эти преступления влекут за собой увеличение тюрем, судов, надзирателей, полиции или милиции и т. п., а самое главное, она - вера в природу - отравляет сознание людей, как простых, так и образованных, ядом неверия в высшую справедливость.

Не находя в людях справедливости, человек разочаровывается в людях и начинает их ненавидеть, разочаровывается в жизни, делается пессимистом и часто оканчивает .жизнь самоубийством.

Мой собеседник не пытался меня остановить, а наоборот, внимательно вслушивался в мои доводы; вслушивались также и все присутствующие.

Когда я высказал все это, он сказал:

- Да! По-видимому есть какая-то неизвестная, непостижимая сила!

Когда он произнес эти слова, то я, продолжая, сказал:

- Мы, верующие, и не говорим, что эта сила постижима, наоборот, она действительно непостижима, как вы сказали; так и написано в Библии, что разум Его неизмерим (Пс. 146:5) и неисследим (Ис. 40:28).

Но не только Творец непостижим, непостижимы и Его творения, что я и постараюсь вам доказать. Вы отрицаете чудеса Божии, а скажите, пожалуйста, можете ли вы, ученые люди, измерить пространство и сказать: есть ли где ему начало и конец, или нет ему ни начала ни конца?

Вы не можете этого сделать при всей своей науке двадцатого века и не можете сказать ни того, ни другого, так как это выше всякой науки.

А обследовать вселенную вы можете? Можете ли вы сказать - есть ли там на отдаленных планетах (на многие миллионы километров) живые существа? Разумны ли они, или такие же глупые, как мы, люди? Нет, и это недоступно для познания вам, людям науки.

Да что и говорить, есть очень и очень много еще для людей науки непознаваемого и совершенно недоступного к познанию. Для примера мы возьмем такое малое из творений великого Творца, как маковое зерно. Оно так мало, что его легко химику разложить на составные части и определить, сколько оно содержит в себе жира, белка и т. д.

На первый взгляд кажется, что его легко можно изучить и создать. Но это только кажется так. На самом же деле оно так же недоступно для людей науки, как и для людей неученых; наука не может его создать, хотя и известно, из чего оно состоит.

Почему же нельзя его создать? Потому что, чтобы его создать, нужно вложить в него закон жизни (закон питания и размножения). Но так как этот закон не видим в зерне, то его нельзя ни познать, ни вложить в зерно.

Поэтому созданное наукой зерно будет мертво. Оно не будет расти и не принесет плода. Маковое зерно также есть чудо, потому что оно непознаваемо человеком.

Вот вам один из многих фактов, ясно доказывающий ограниченность человеческих познаний и ограниченность органов познания.

Так что не только вселенная есть чудо, но и самое малое из творений Творца есть чудо. А между тем естественное зерно, посаженное в землю, может принести плод в тысячу зерен и может покрыть всю землю в течение нескольких десятков лет.

Какая же жизненная сила вложена в такое крошечное зерно! А сколько таких чудес есть в природе, им нет числа, и как же можно их отрицать?

Не даром Кант говорит, что "вещь сама в себе непознаваема"!

А сколько экспериментов производят люди науки, чтобы искусственным путем создать клеточку, чтобы научным путем доказать происхождение жизни на земле и таким образом подвести фундамент под материалистическое миропонимание, что, дескать, жизнь сама собой появилась на земле, без вмешательства посторонней разумной силы. Но напрасный труд! До сих пор ни одного организма, даже самого простейшего, как амеба, искусственным путем наука не создала!

Итак, не только Творец непостижим, непостижимы также и Его творения, даже самые малые. Так и написано, что вы люди не можете и малейшего сделать, "одного волоса на голове вашей не можете сделать белым или черным" (Мф. 5:36), и "посмотрите на полевые лилии, как они растут, не трудятся, не прядут, но и сам царь Соломон не мог так красиво одеться, как каждая из них".

Если траву полевую Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры (Мф. 6:28).

Эти слова, сказанные около двух тысяч лет тому назад Христом, не утратили своего значения и в наш двадцатый век. Кто же создал маковое зерно и тысячи других зерен? Кто вложил в них закон жизни, дал цвет, форму и аромат лилии и всем цветам? Тот, кто "сам есть жизнь" (Ин 5:26). Он создал неорганический и органический мир (Быт. 1:1-11). Он вложил в свои творения закон жизни, чтобы они могли распространяться, каждое по роду своему, ст. 12. О Нем Христос говорит, что "Он повелевает солнцу своему светить, как добрым, так и злым, и посылает дождь, как для тех, так и для других" (Мф. 5:45). Ибо отец ваш благ и к неблагодарным и злым (Лк. 6:35).

Он, создавший мир, дал всему назначение и дал законы природе (Ис. 45:12).

Вот почему мы молимся Ему, ибо мы видим и чувствуем попечение о нас нашего Отца, который приготовил для нас все необходимое: свет, тепло, воду, воздух, соль, витамины и многое другое, без чего мы не могли бы существовать и самое малое время.

Мы, люди, все иждивенцы, так как, придя в мир, мы ничего не принесли, а всем пользуемся. Мы живем в Его доме, пользуемся Его дарами: освещением, отоплением, водой, пищей и многим другим, и вся наша жизнь зависит от Него.

Отними Он от нас одно из своих благ и мы не сможем существовать и самое малое время. И когда мы отправляемся в дальнюю дорогу, то также молимся Ему, чтобы Он сохранил нас от опасности и дал бы нам возможность благополучно совершить путь.

Поэтому человек этот, который помолился, отправляясь в путь, ближе к истине, чем вы, человек ученый, а посему он ближе и к Богу.

Вас наука не приблизила к Богу, а удалила от Него. Но верующий человек душой своей чувствует и ощущает Бога в сердце своем, как малое дитя, не имея еще ясного сознания, находясь на руках матери и питаясь ее грудью, оно чувствует заботу и попечение своей матери.

Что же касается знания и наук, то разница будет невелика между ученым и неученым человеком, так как знания их обоих ограничены, и они оба больше не знают, чем знают.

Как для того, так и для другого есть много непознаваемого. Вот почему я и сказал в начале нашей беседы, что вы не имеете нравственного права смеяться над верующим человеком.

Когда я окончил свою речь, то мой собеседник сказал:

- Ну, предположим, что все это так, но вот в существование души я абсолютно не верю. Будучи хирургом и изучив анатомию и физиологию, я не обнаружил в организме человека никакой души и еще больше убедился в этом, изучая экспериментальную медицину и производя различные эксперименты как над живыми, так и над мертвыми людьми.

Таким образом, наша беседа перешла к вопросу о душе, и я должен был доказывать ученому человеку, что у него есть душа. Но прежде чем приступить к доводам, доказывающим существование души, я позволил себе такую шутку:

- На востоке существует такое учение, которое не разрешает людям употребление мяса. Это браманизм. Однажды к брамину приехал ученый европеец. Брамин начал высмеивать этого европейца, когда узнал, что он ест мясную пищу, такими словами: "Вот вы европейцы пожираете быков, овец и всякую птицу и из своего желудка сделали кладбище и называете себя культурными и цивилизованными людьми, а нас называете дикарями, отсталым и некультурным народом, а на самом деле мы культурнее вас. Скажи мне, уважаемый профессор, сколько ты съел за свою жизнь быков, овец, телят и курей? Если бы все они вышли из твоего желудка, то получилось бы большое стадо, которое бы бекало, мекало и кукарекало". Тогда европеец спросил у брамина: "А разве вы ничего не употребляете в пищу из живых организмов?" Тот ответил: "Нет, нам Брама запретил. Мы можем питаться только растительной пищей, а лишать жизни живые существа мы не имеем права". Тогда европеец спросил: "А воду вы пьете?" - "Конечно, пьем", - ответил брамин. - "А ну, принеси мне воды, которую вы пьете". Брамин почерпнул воды из ближайшего ручья и, принеся, поставил ее на стол. Профессор, достав из своего чемодана микроскоп, сказал: "А ну, посмотри, что вы пьете". Брамин посмотрел и ужаснулся: "Неужели мы поглощаем такую массу головастиков и всяких живых существ?" - "Да, - ответил профессор, - вы их живьем поглощаете миллионами". Брамин поверил, потому что увидел своими глазами. Но ведь то был дикарь и его нельзя было убедить без микроскопа, а как же я могу убедить ученого человека без микроскопа? Ведь вы сказали, что, изучая организм человека, вы не обнаружили никакой души, т. е. не видели ее своими плотскими очами.

Мой собеседник понял шутку и сказал:

- Значит, вы меня считаете дикарем?

Но я сказал ему:

- Часто ученые люди уподобляются дикарям, которые верят только тому, что видят. Но я постараюсь доказать вам, что у вас есть душа, хотя она и недоступна вашему зрению, да и микроскопа еще не изобрели, в который можно было бы видеть душу. Скажите, уважаемый профессор, что вы называете в себе "я"? "Я знаю", - говорите вы, - а что такое "я"?

Он ударил себя в грудь и сказал:

- Вот я!

- Но это же грудная клетка, а не "я".

Тогда он, указывая на свою фигуру, сказал:

- Все это есть я!

- А сколько же весит ваше "я"? - был мой вопрос.

- Да я вешу всего четыре пуда.

- Ну, а если вашему "я" ампутировать руки и ноги, сколько оно тогда будет весить?

Он подумал с минуту и сказал:

- Наверно пуда три.

- Но тогда вы уже будете не целым "я", а только три четверти "я".

Он засмеялся и сказал:

- Да нет, мое "я" будет целым "я", хотя оно будет без рук и без ног.

- Вот видите, - говорю, - вы сами уже доказали, что материя не есть "я" и что ваше "я" не обусловлено весом. Вы весили когда-то один пуд и называли себя "я", а теперь весите четыре пуда и тоже называете себя "я" и если похудеете на один пуд, ваше "я" не уменьшится. Это значит, что материя не есть "я". "Я" - есть духовное существо. Вернее сказать: человек состоит из души и тела. Тело наше есть материя, а душа наша есть дух. Но не тело управляет духом, а дух управляет телом, т. е. материей. Тело имеет свои чувства, а душа имеет свои. Материальными чувствами мы познаем явления материального мира, а духовными чувствами мы познаем явления духовного мира, например, осязанием мы познаем твердые и мягкие предметы, обонянием мы различаем благовоние и зловоние. Зрением мы различаем белое и черное. А чем мы различаем добро и зло? Добро и зло мы различаем не нашими пятью внешними чувствами, а духовными чувствами, например, мы говорим: "это темное дело" или: "это темная личность, а это светлая личность". Это уже духовные понятия. Не материя темная, а дело темное и личность темная. Может быть эта личность одета в самый лучший костюм, но она темная личность, и наоборот, другая личность может быть одета в плохой костюм, но сама личность светлая.

Переходя к духовным понятиям, которые определяются нашими духовными чувствами, я приведу такой пример: представим себе человека, которому угрожает голодная смерть. Не имея ни средств к жизни, ни питания, ни топлива, этот человек, придя голодным домой и, ложась в холодную постель, в темноте, закрывши глаза, начинает думать о своем положении: "Что мне делать? Неужели умирать голодной смертью?" Он сам с собой советуется. В его душе происходит совещание. Одновременно он видит своего соседа - богатого, упитанного, видит его богатое имущество, хотя глаза его закрыты. Каким же он зрением видит? Конечно, не материальным, но он знает, что этот сосед не только не поможет ему, но и во двор его не пустит. И вот, его "я - разум" говорит: "Пойду убью соседа и возьму, что нужно, чтобы не умереть с голоду", но другое чувство души - совесть протестует: "Не делай убийства, не ходи к соседу". И вот, "я" человека раздвоилось, стало два "я". Одно "я" говорит: "убей соседа", а другое говорит: "не убивай". Скажите, бывает так или не бывает? Наконец, третий голос - воля человека - говорит: "Да, пойдем, убьем, заберем, не умирать же с голоду". Таким образом, вопрос решен большинством, т. е. разумом и волей, а совесть подчиняется большинству. Голос совести не принят. Так что вопрос решен вопреки совести. Приговор вынесен: убить соседа. Разум и воля действую" заодно! Но как осуществляется этот план, составленный в душе человека? Разум дает распоряжения ногам, чтобы они шли, рукам, чтобы они взяли револьвер, глазам, чтобы они подсмотрели соседа, а ушам, чтобы они подслушали. Наконец, улучив удобный момент, "я" человека дает распоряжение указательному пальцу, чтобы он нажал курок. Палец нажал курок, грянул выстрел и сосед убит. Спрашивается: кто убил человека - рука? Нет. Револьвер? Нет. Ваше "я" убило человека. Разум и воля, приговорившие к смерти человека, заставили участвовать в убийстве и руки, и ноги, и даже внешние чувства: осязание, зрение, слух. Таким образом, не тело, а душа, состоящая из трех свойств: разум, воля и совесть - она убила человека, а поэтому вся деятельность человека - есть деятельность его души. Если ваше "я" наполнено добром, то оно заставит руки - делать добро людям; если же "я" человека наполнено злом, то оно заставит руки грабить, ломать кости людям и убивать, что мы и наблюдаем вокруг себя.

Душою человек радуется и душою скорбит. Душевные страдания могут привести человека к самоубийству. Разве мало случаев описано нашими классиками, когда человек не перенес душевных мук, или страданий своей души и покончил с собой? Я лично знал человека лет сорока, в расцвете сил и здоровья, но когда у него отобрали большую паровую мельницу, он затосковал и через неделю умер. Знаю также человека, которому сказали, что его дочь умерла (он оставил ее больной месяц тому назад). Этот человек сразу осунулся и начал тяжело вздыхать и плакать. Но когда выяснилось, что дочь его жива, он ожил и сказал: "Уф, сто пудов свалилось с души". У него спросили: "Когда вы узнали о смерти дочери, что у вас заболело - голова или грудь, или что-нибудь еще?" Он сказал: "Мой организм совершенно здоровый, у меня ничего не болело, но что-то придавило меня к земле. А когда я узнал, что дочь жива, то моментально эта тяжесть с души моей свалилась".

Оказывается, что душою мы чувствуем тяжесть. Слова: "Ах, как тяжело на душе" - не пустой звук, а реальные переживания, которые мы называем тяжелыми душевными переживаниями.

Слушая мои доводы, мой собеседник сказал:

- Ну, предположим, что и душа есть в человеке, но вот в загробную жизнь я никак не могу верить. Знаю, что человек не воскреснет. Умер. Сгнил. И конец.

Слушатели, переглянувшись, стали улыбаться. Я тоже улыбнулся и сказал ему:

- Вы ведь самый верующий человек, а потому вы должны верить и в воскресение. И я докажу вам, что вы уже верите этому.

На это он с усмешкой ответил:

- Ну, положим!.. Этого-то уж вы мне не докажете.

Тогда я задал ему такой вопрос:

- Скажите, уважаемый профессор: было такое время, когда человека не было во всей вселенной даже в зародыше, ну, скажем, десять миллионов лет тому назад?

Немного подумав, он сказал:

- Конечно, такое время было, когда на земле не было ничего живого, в том числе и человека,

- Ну, а теперь есть человек? Есть миллионы людей.

- Неужели вы верите, что уже есть человек? Значит, вы верите в воскресение. Вы уже однажды воскресли. Вас не было и не могло быть, но нашлась такая сила, которая вас выдумала и создала и вы не можете отрицать того, что вы существуете. Как же вы говорите, что не верите в воскресение? А на самом деле, вы признали сейчас, что вы уже однажды воскресли. Ведь воскресение есть появление жизни там, где ее не было.

Тогда он, смеясь, сказал:

- Ловко вы меня объехали.

Но я сказал:

- Ничего подобного! Ничем я вас не объехал, а только привел вам факты, которых вы никак не можете опровергнуть, и привел я эти факты с целью, чтоб вы глубже вникли в них и серьезно задумались бы над своим бытием. Будем логичны: ведь тот факт, что мы с вами существуем, заставляет нас признать и причину, вызвавшую нас к бытию, т. е. воскресившую нас и вложившую в нас закон жизни. Эта причина или, вернее сказать, первопричина, есть Разумное Начало, чрез которое все начало быть, как написано в Евангелии. Ведь не по своему же желанию пришли мы в этот мир и не по своему желанию мы уходим из него.

Ясно, что в нашем существовании есть какой-то план (т. е. смысл), предначертанный Тем, Кто создал нас. Но по своей ограниченности мы не можем проникнуть в этот план и уразуметь его, несмотря на всю совокупность наших наук; и не понимая его, многие по своему легкомыслию приходят к заключению, что ничего нет выше человеческого разума. Отсюда происходит преклонение пред наукой, как пред коллективным разумом. В этом и есть основная ошибка современного образованного общества и лично ваша, как человека образованного. Но Творец человека не оставил блуждать во тьме неведения. Он дал ему свое Откровение для познания себя и своего назначения в этом мире и особенно для познания Самого Творца. Это Откровение свыше, данное людям, есть Библия, которая дает исчерпывающие ответы на все запросы человеческого духа.

Я еще не закончил своего слова, как поезд замедлил ход, подходя к месту своего назначения. Мы все стали прощаться, и все слушавшие нашу беседу, горячо благодарили меня, пожимая руку. Профессор также поблагодарил меня за беседу и сказал:

- Вы много оригинального сказали нам, и беседу нашу я считаю полезной.

Выразив друг другу наши лучшие пожелания, мы расстались друзьями.

Архив