+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 1984 г.

В сердцах людей

- Боже мой!..

Как часто мы слышим это восклицание, в сколь различных случаях и сколь противоположными чувствами произносится оно!.. Оно живет в сердцах людей.

Не удивительно это восклицание в устах человека праведного, у которого постоянно в душе мысль о Боге, который всю надежду возлагает на Него, от Него ждет помощи и вразумления. Но мы замечаем, что все люди, и по замечанию историка Тертуллиана даже язычники, поклоняющиеся многим божествам, при каком-либо сильном душевном потрясении восклицают: "Боже мой!" или "Боже великий!"

Взгляните на человека, которого взор поражен чудной картиной природы или даже необыкновенным произведением рук человеческих. Что говорит он в эту минуту? Восторг и удивление объемлют душу его, и для выражения этих чувств, он как бы не находит более подходящих слов, как: "Боже мой!"

Посмотрите на того же самого человека, когда болезнь изнуряет тело его или скорбь сжимает сердце его. Прислушайтесь внимательнее к стонам его, несчастного. Какой вопль чаще всего вырывается из растерзанной груди его, среди его стонов и мучений? - "Боже мой!"

Заметьте и человека, внезапно получившего какое-либо неожиданное счастье. Когда радость вдруг расширяет его сердце, какими словами выражает он ее? Язык его как бы невольно повторяет: "Боже мой!"

Тот же самый человек, сильно пораженный несчастием, когда лютая скорбь овладевает им и ослабляет дух его, - жалобу и горесть свою выражает теми же словами: "Боже мой!"

Как часто, когда недоумение смущает дух человека, когда страх внезапно поражает его, когда совесть укоряет его, уста его невольно повторяют: "Боже мой!"

Отчего же в столь различных случаях, для выражения столь противоположных чувств, душа повторяет одно и тоже восклицание?

В этом есть проявление истинной природы души нашей. Всякий, кто бы он не был, христианин или язычник, носит в душе своей идею о Боге - Творце своем. Это есть печать, которую Творец положил на совершеннейшем из Своих творений - душе человека. Когда же внутренний духовный огонь воспламеняется в человеке при возвышенных чувствах, то куда же ему устремляться, как не к Первообразу души!"

К кому обращается взор младенца, кому поведает он свои детские радости и печали, если не матери, от которой получил жизнь? Так естественно и душе нашей, получившей бытие от Бога, поддерживаемой постоянно Его благодатью и милосердием, обращаться к Нему при всех радостях и печалях.

Восхищаемся ли мы природой? Он есть ее Творец. Любуемся ли превосходным делом рук человеческих - без Его благодати и помощи человек не может ничего сделать. Болезнь ли, скорбь ли овладевает нами? Он наш Всемогущий Помощник и Врач. Счастье ли радует нас? Он и в радостях с нами. Несчастье ли смиряет нас? Это Он допускает для нашего воспитания или в наказание за наши грехи. Недоумение ли смущает нас? Он наш Наставник и руководитель. Страх ли поражает нас? Он упование наше. Грех ли томит душу нашу? Он наш Искупитель и Спаситель от власти греха.

Он всегда и во всем для нашей души Первый и Последний, Начало и Конец. "Я есмь Альфа и Омега", - говорит Господь, Который есть и был, и грядет, Вседержитель (Отк. 1:8).

К несчастью, восклицание "Боже мой!" сделалось у людей слишком обыкновенным. Люди произносят его часто без всякого сознания его важности, без всякого внимания и уважения к великому Имени, без благоговения. Если при сильных душевных потрясениях, язычник забывает на минуту, что он язычник и взывает: "Боже мой!" (а не мои боги), то в потрясениях суетных как часто забывают христиане, что они - христиане и восклицают "Боже мой!" без всякого благоговения!

"Не произноси имя Господа Бога твоего всуе [напрасно]". Такова Его заповедь.

Архив