+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 1986 г.

Дневник без дат

Ю. Марцинкавичюс

НИЖЕ мы печатаем несколько отрывков из записей литовского советского писателя, взятых из журнала «Наука и религия» (№ 2, 1986).

Мы не боимся это делать, как не боялся апостол Павел цитировать языческих поэтов, если они были не далеки от правды.

Не надо обожествлять человека - это его деморализует, парализует моральные и творческие усилия, иначе говоря, обесчеловечивает. А без таких усилий он мало чего стоит. Это уже не творец, а потребитель жизни. Бывает и хуже - обожествляя человека, мы вскармливаем в нем хищника, зверя, сверхчеловека, то есть поощряем разрушительные, деструктивные силы. И шагает себе по жизни человек-бог, хватая все, что попадает под руку, стараясь урвать все, что можно урвать, и оттолкнуть локтями каждого встречного-поперечного; схваченный за руку, он даже не понимает аморальности своего поведения, ибо, обожествив, мы сами вознесли его над конкретным временем, вырвали из конкретных обстоятельств.

Это преклонение перед абстрактным человеком почему-то именуется абстрактным гуманизмом. На самом же деле гуманизм - отношение требовательное. Человек обретает цену, только реализуя свою творческую и моральную суть; мы же, славословя, по существу, мешаем ему исполнить свой долг - услышав, что головой он касается чуть ли не небес, он и впрямь начинает думать, что выше и расти некуда.

Понять человека, помочь ему познать себя, освободить ту силу, которая таится под спудом, а главное, возбудить в нем любовь и уважение к себе подобным - такова в общих чертах наша задача.

Понять человека! Это бесконечно много, это почти недостижимо, ибо каждый понимает столько, сколько находит в себе, сколько имеет за душой. Итак, понять себя - это понять другого, понять другого - это понять себя.

Какие условия нужны для духовного роста молодого человека? В первую очередь - правда. Социальная и этическая. Правда - словно тот колышек, к которому мы привязываем молодое высаженное деревце, чтобы ветры его не сломали и чтобы оно не искривилось.

Большинство вопросов себе и миру мы задаем молча. А это основные вопросы человеческого существования: смысл жизни, цель, любовь, вера и т. п. Эти вопросы мы ставим уже самим своим существованием, своим бытием.

Архив