+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 1986 г.

Догматические заметки

И. В. Каргель

С того момента, когда человек вкусил от запрещенного плода, Священное Писание больше ни слова не говорит о сотворении человека. Оно больше не говорит, как он вышел из рук Творца во славе и великолепии. Нигде в Писании нет взгляда назад на чудное прошлое, никакого напоминания об этом. Грехопадение как бы покрыло все предшествующее блаженное прошлое. Описание рая как бы закончено и отдано в архив. Почему? Может быть потому, чтобы мы, рассмотрев и узнав как там все было прекрасно, не носили в сердце грусть, печаль и тоску. Так что Господь не написал ни одной страницы о том, как было в раю.

Рассматривая человека, как он был создан, мы познаем Бога в Его любви. И так как Господь Бог не изменился до сего времени, несмотря на то, что человек стал иным, рассмотрение прошлого принесет нам неизреченное благословение. Поэтому рассмотрим сотворение человека.

Сотворение человека не было порывом или принужденным действием. Его сотворение было делом предшествующего совета Божия. Когда Господь подошел к сотворению человека, небо и земля были уже созданы, вся вселенная уже стояла пред Господом. На земле и в морях уже существовала жизнь. Животный мир был создан также словом Божиим. Ни перед одним из всех творений Господь ни на минуту не останавливается, чтобы рассуждать и говорить о том, что Он хочет создать. Но при сотворении человека Бог говорит: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему...» (Быт. 1:23-27). К кому Бог обращается с этим предложением, мы уже знаем. Абсурдно, когда говорят, что Он обратился к ангелам и твари, чтобы создать венец творения. Мы знаем - совет Господа состоялся между Отцом, Сыном и Духом Святым. Человек был сотворен посредством Святой Троицы. Это превосходит понятие нашего ума, поэтому не удивительно, если мы спрашиваем, какое же это существо - человек, что вся Святая Троица была занята этим дивным делом (Быт. 1:26) .

Мы видим из этих слов, что у Бога имеется определенный образец, по которому человек должен был быть сотворен. Что это был за образ? Напоминал ли он Божиих ангелов, серафимов и херувимов, тьмы тем, которые служили Ему? Служили ли они образцом для создания человека? Как бы многочисленны они не были, но ни один из них не был образцом, по которому Бог хотел сотворить человека. «По образу Нашему» - вот Божий план. Когда Бог дал Свои законы народу Израильскому на горе Синае, то первое Его запрещение было: «Не делай себе кумира и никакого изображения» (Исх. 20:4). А здесь Господь Сам творит существо по образу Его. Из этого мы можем заключить, что Господь хотел, чтобы мир в человеке видел образ Божий. Чтобы тот, кто встретит человека и будет иметь дело с ним, имел бы дело с существом, которое отражает Бога.

Это первое намерение Божие мы должны иметь в виду, а если же нет, то мы стоим в полном разрыве, в полном несогласии с Богом. Как много детей Божиих не знают этого! Хотя Бог предвидел, что через грехопадение человек уничтожит образ Божий (Деян. 15:18), однако Бог не отказался от Своей цели. «Его избрание непреложно».

То, чего нельзя достигнуть из-за грехопадения, Он непременно хочет достигнуть через искупление. Вес, кого Он предузнал, будут подобны Сыну Божию. Как заблуждаются и других ведут к заблуждению те лжеучителя, которые ставят сотворение человека на одну ступень с другими творениями. Есть люди, которые хотят доказать, что и в животных есть душа, как и в человеке. Они говорят, что душа животного и душа человека - одно и то же, так как та и другая не бессмертны, и подтверждают это местом Священного Писания (Иез. 18:20). Но мы знаем, что здесь говорится о душе, как о личности. Кто имеет духовные очи, тот может увидеть большую разницу между созданием животных и сотворением человека. При сотворении животных Бог повелевает (Быт. 1:24). Но так ли Бог создал человека? Перед сотворением человека Бог советуется (Быт. 1:26). Этот совет был исполнен (Быт. 1:27). Здесь мы видим те же слова, которые Он произнес перед сотворением. Но Он повторяет их для того, чтобы мы видели, что никакого изменения не последовало, как Он имел в Своем совете, так и совершилось. Если бы Бог после Своего совета не сотворил человека, потому что Херувим был сотворен раньше человека и отпал от Господа - это было бы не удивительно.

Сатана, низверженный Богом с неба, не остановил Его в планах сотворения человека. От нас многое сокрыто, но мы знаем, что Бог все делал по благоволению Своего совета.

Судьба падшего ангела, сатаны, была решена в момент его восстания против Бога, но это нисколько не отразилось на Божьи планы приготовить человеку особое место и положение на земле. Сам Владыка дает человеку владычество, царское положение (Пс. 8). Человек является представителем Бога на земле. Все должно подчиниться ему, как Богу. Он должен управлять, как правит Бог.

Сам Бог приложил Свою руку в создании тела Адама. Но это была видимая часть человека. Мы видим совершенно иное создание, чем ангелы, ибо ангелы невидимы. Этот видимый мир должен иметь и видимого владыку, чтобы все могли видеть его и чтобы он до известной степени был родственный им. Поэтому Господь берет для сотворения его материю от составной части этого мира. Вот эта составная часть в руках Господа превратилась в плоть и кровь.

Все врачи мира как бы одними устами объявляют, что тело человека создано удивительно премудро и соразмерно, как ни у какой другой твари. Но было ли это тело во всей красоте образом Божиим, подобным Ему? Многие думают, что это был образ Божий. Ничего подобного. Образ Божий мог быть подобным Его характеру и свойствам. Его сущности, но никогда не материи. Бог не имеет ничего общего с этой наружной плотью. Апостол Павел называет тело наше хижиной (2Кор. 5:1). Это была только хижина для настоящего жителя, для настоящего человека. В ней настоящий человек обитает и делается видимым. Настоящий человек - это владыка над землей, подобный Богу. Он мог придти только лично от Бога. Поэтому мы не могли ожидать ничего другого, когда был готов этот дом из глины: «И стал человек душою живою».

Господь соединил в человеке земное и небесное - то, что представляет Бога и то, что принадлежит этому миру, но без греха. Все было «весьма хорошо...»

Человек в известной степени ниже ангелов, потому что был ограничен через тело и таким образом привязан к своим владениям, но все-таки в полном тесном общении с Богом своим через душу.

Что значит быть созданным по образу и подобию Божию?

При всем свете, который дает Господь, мы наверное никогда здесь не достигнем этого высокого назначения, а только тогда, когда настанет великий день, мы «будем подобны Ему». Это значит, что мы будем знать, как мы познаны, будем вникать в самые глубины Божии. Но одно должно быть нам ясно, что если Бог говорит (Быт. 1:26), то оно так и есть. Он на самом деле сотворил человека подобным Его существу.

Бог - дух, и человек непременно был создан как дух, и только через дыхание жизни он стал человеком живым. Совершилось нечто подобное первому дню воскресения. Христос явился ученикам и сказал: «Примите духа». Но то, что тогда совершилось с живыми учениками, в раю совершилось с безжизненным прахом: «И стал человек душою живою». Значит, до этого не было жизни в созданном теле.

Итак, мы можем сказать, что для человека жизнь является частью Самого Господа (Екк. 12:7). Тело человека начинает жизнь через водворение духа. Таким образом, это тело не есть образ Бога. Тело Он употребляет как орудие для настоящего человека. Дайте выйти духу человека, как всякое общение с человеком прекращается. Может быть, за 5 минут до того еще можно было общаться с этим существом, можно было от него услышать слово любви, но коль скоро дух его ушел, отрезана всякая связь и ничем уже нельзя ее восстановить, так как человека уже нет, а осталась только его хижина. Все стало пусто в только что обитаемой хижине.

Мы видим - человек есть дух, он может мыслями перенестись во все области видимого и невидимого мира, даже теперь после грехопадения. Если теперь Господь обновляет или оживляет дух человека. Он начинает возвращать потерянное. Поэтому Господь и призывает нас ходить перед Ним, иметь наше жительство на небесах. И чадо Божие может этого достигнуть. Господь призывает нас быть победителями этой силы тьмы, этих ужасных духов злобы, господствовать над телом своим, над страстями и похотями посредством соединения нашего духа с Духом Святым. То, что теперь не свято, несовершенно, тогда было в великой силе.

Только Дух Божий может проникать в Самого Бога (1Кор. 2:11). Все люди, одаренные таким же духом, не могут вникать в тайны даже своего ближнего друга. Только когда тот добровольно откроется, то другой человек может заглянуть в глубины его сердца. И наш дух в нас самих только приблизительно может вникать в наши глубины, цели, побуждения и т. д. От нас сокрыто так много того, что находится в нас самих. Только тогда, когда Дух Святой озаряет нас, то мы видим, что было в нас. Но когда Бог сотворил человека, он был не доступен для другого существа, но он мог знать себя и Бога. Бог есть любовь, и непременно, когда Бог сотворил человека для Своей цели, он тоже был одна любовь. Как же теперь нам так мало понятно, что такое любовь Божия! Только когда Дух Святой озаряет нас, тогда начинает нам мерцать луч этой дивной любви Божией. Но человек, созданный по образу Божию, был наполнен этим чудным огнем. Мы и теперь видим, как душа приходящего к Господу (когда Дух Святой рождает ее и приводит к Господу), полна этой любовью. И Господь доволен ее первой любовью.

Любовь Господа есть Его жизнь. Так должно быть и у человека. Только возрожденные христиане могут гореть первой любовью. Каковы же были люди до грехопадения? Там не было греха, не было своего «я», все было образом и подобием Божиим. Вот так можно себе представить человека, созданного Господом.

Кроме того, человек был свят. Господь превознесен, отделен в небеса небес, которые недоступны для того, что не свято, Святым был и человек, вышедший из рук Творца. Святость - риза нашего Господа, это Его слава. Эта слава облекла и человека в раю, его одеяние не было омрачено, оно было невинность и красота Божия. Иначе у него не было бы почвы, где он мог встретиться с Господом. Кто бы мог встретиться с Господом иначе, как не на почве святости? Господь приводит всех животных к человеку, как к Своему другу, посещает его, беседует. Все это должно вернуться человеку через искупление Иисуса Христа, через святость. Контакт должен быть восстановлен. Образ Божий - святость, и во святости мы увидим Его (Евр. 12:14).

Мы знаем, что Господь премудр. Все области и владения Его - премудрость Его, что заставляет нас благоговеть пред Ним. Премудрость Его видна во всем, начиная с херувима и до малейшей песчинки, о чем свидетельствуют небесные тела и образ каждого отдельного человека. Дивная премудрость - Его советы и определения и Его действия в повседневной нашей жизни. Поэтому апостол Павел говорит: «О, бездна богатства и премудрости, и ведения Божия!» (Рим. 11:33). Нельзя допустить, чтобы Господь все дела рук Своих мог доверить каждому. Нет, Он доверяет тому, кто будет управлять как Он Сам, и поэтому человек должен был быть одарен чудной премудростью. Слава Господа требовала, чтобы созданное премудростью премудро управлялось и было приведено к назначенной цели. Человек должен был быть создан с великой премудростью, что видно в Адаме.

Бог самодержавен. Его воля свободна от всякого влияния. Если Господь сказал: «Сотворим по образу Нашему», то и созданное существо должно быть с неограниченной волей. В противном случае это был бы автомат, но не владыка всей вселенной. Высокое положение человека требовало полной свободы его воли.

Архив