+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 1986 г.

Пути познания

И. С. Проханов

Чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов. (Фил. 1:10).

Способность познавания есть чудный дар Того, Кто сотворил человека. Ученые всего мира и течение многих лет изучают эту способность и до сих пор еще не могут вполне объяснить, каким образом v человека создается познание.

Апостол Павел oчень часто говорит о знании, о познании, но естественно отдает предпочтения познанию, относящемуся к духовной жизни. В вышеприведенном стихе из Послания к филиппийцам апостол высказывает пожелание, чтобы они «познавали лучшее» и оказались чистыми и непреткновенными и день Христов.

В связи с этим пожеланием подразумеваются три возможности:

1) не познавание ни худшего, ни лучшего;

2) познавание худого и худшего,

3) познавание доброго и лучшего.

Рассмотрим эти три возможности:

I. Отсутствие стремления к какому-либо познанию.

Было время, когда первые просвещенные европейцы появлялись в Индии и Китае и приносили с собой различные знания: промышленные, технические, научные и т. д. Они старались содействовать китайцам в приобретении этих знаний, но китайцы, носившие длинные косы, уродовавшие ноги своих женщин и евшие собак - отказывались от таких знаний, заявляя, что они в них не нуждаются. Конечно, в этом случае китайцы совершали большую ошибку, которую они увидели только спустя несколько столетий.

К сожалению, в России некоторые ранние религиозные течения начались и развивались под флагом отрицания знания, науки, школ и т. д. Эти течении возглавлялись таким знаменитым писателем, как Лев Толстой, который, отрицая культуру, знал людей возвратиться к тому времени. когда не было никаких знаний.

Конечно, это было и есть ошибочное направление с христианской точки зрения.

Учение Христа призывает людей к познанию. Апостол пишет: «Все испытывайте» - (исследуйте, познавайте) (1Фес. 5:21).

В силу этого евангельское движение в России стало на точку зрения приобретения самых широких познаний относительно всею существующего. Оно поощряет своих последователей к умственному развитию, к образованию и просвещению.

Но христианство учит, что в области познания есть худшее и есть лучшее. Все худшее, это то, что ведет человека ко злу, ко греху. Все лучшее, это то, что отводит человека от зла и гpexa и приближает ею к добру.

II. Есть люди, предпочитающие познавать худое и худшее.

В притче о блудном сыне нам дан образец такого человека. Он жил в доме отца, где было только одно добро, и самое лучшее, но он не довольствовался этим и захотел познать худшее. Это была истинная причина его ухода из дома отца. Мы знаем, что он познал худшее, и это обошлось ему очень дорого.

В наше время есть очень много таких блудных сынов среди молодежи.

Они не довольствуются окружающей их средою добрых нравов и стремятся к познанию худшего. С ненасытимостью они бросаются на книги, описывающие разврат и различные пороки, с великим наслаждением отдаются разгулу и головокружительным удовольствиям, приносящим вред их здоровью и т. п.

Некоторые идут еще дальше

Здесь в Америке был один страшный случай. Два молодых человека начитались романов об убийствах и им захотелось испытать то чувство, которое испытывает человек, убивающий другого человека. Для этой цели они завлекли мальчика своего товарища и убили его.

Эти случаи повторяются там и тут.

Какое извращенное стремление к познанию Но можем ли мы сказать, что христианство запрещает человеку изучать худое и худшее. Значит ли это, что мы не должны изучать ни грех, ни зло.

Нет и нет.

Возьмем науку. Наука изучает все хорошее: цветы, звезды, свет и пр. Но она также изучает и вредных микробов, болезни, яды и пр. Хорошее наука изучает для того, чтобы облегчить человеку пользование им (усвоение его). Плохое - для того, чтобы обезвредить его для человека. Так и в отношении духовного познавания.

Слово Божие учит, что жизнь христианина есть сплошная духовная война со грехом и злом. Но если армия хочет победить, ей недостаточно иметь храбрость и мужество, но нужно еще знать характер Bpaга, количество вражьих сил и военные приемы враждебной армии. Если христианин хочет победить зло, грех, сатану, ему необходимо знать свойства этих вражьих сил.

Да, да, дорогой друг, мы должны знать хорошее и худое: грех и сатану... Но цель этого знания не есть усвоение гpexa или наслаждение им, а ознакомление с его свойствами, чтобы скорее и легче победить его. Если желая познать грех прелюбодеяния, человек совершит его - это извращенное понятие о таком познании. Но если человек приобретет познание о том, как искушение к прелюбодеянию легко подходит к сердцу и как лучше всего обезопасить себя от него - это будет истинное познавание хотя худого, но ведущее человека ко благу.

Так именно относился к вопросу апостол Павел. Желая, «чтобы сатана не сделал ущерба», он предпринял некоторую меру на основании своего знания характера сатаны: «нам не безизвестны eгo умыслы» (2Кор. 2:11). Из этих слов видно, что апостол Павел изучал не только худое, но и самого родоначальника «худого», сатану и знание эго помогало ему одерживать над ним победу.

Свое отношение к вопросу апостол выразил очень хорошо, когда писал: «Все испытывайте», т. е. познавайте все: дурное и хорошее, худшее и лучшее... Но с одним условием: «Хорошего держитесь» (1Фес. 5:21).

Если человек имеет это правило в своем сердце, то он будет изучать для себя: первое, потому, что ему будет лете избегать зла, а второе, потому что ему будет легче обогащаться хорошим и добрым.

Но в силу того, что христианство зовет человека к совершенствованию, он не должен удовлетворяться только хорошим. Он должен стремиться познавать лучшее.

Это относится ко всем областям познавания.

III. Нужно познавать лучшее среди окружающих нас предметов повседневной жизни.

В этом отношении мы имеем в Слове Божием много ценных указаний.

Нужно познать, что мир при самых неблагоприятных условиях лучше раздора при внешнем изобилии. «Лучше кусок сухого хлеба и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота с раздором» (Прит. 17:1).

Нужно убедиться, что доброе имя лучше большого богатства, а доброе, слово лучше серебра и золота (Прит. 22:1).

Нужно познать, что любовь лучше ненависти при всех условиях: «Лучше блюдо зелени и при нем любовь, нежели откормленный бык и при нем ненависть» (Прит. 15:17).

Нужно изведать, что правда при всех обстоятельствах лучше неправды. «Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою» (Прит. 16:8).

Нужно познать, что маленькая помощь вблизи лучше, нежели большая помощь вдали. Лучше сосед вблизи, нежели брат вдали» (Прит. 27:10).

Нужно усвоить себе, что общение с кроткими лучше, чем с гордыми. Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми (Прит. 16:19).

Нужно себе уяснить, что долготерпение и владение собою лучше завоевания города. (Прит. 16:32).

Нужно видеть ясно, что бедняк в непорочности лучше, нежели человек богатый при развращении. «Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат» (Прит. 28:6).

Нужно познать, что мудрость ценнее золота, а разум дороже серебра. «Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее серебра» (Прит. 16:16).

Познавание лучших предметов по сравнению с другими худшими Словом Божием поощряется и полезно для нашей практической жизни. Но есть особо важные предметы для познавания.

IV. Хорошо познавать природу и внешнюю жизнь, но лучше познавать себя самого и свою душу.

Наука, т. е. познание природы, не только не запрещается в Слове Божием, но наоборот, поощряется. «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание [изучение] творений видимы». (Рим. 1:20).

Цель этого познания великая: путем изучения природы человек познает величие и славу ее Творца. Здесь я не имею возможности коснуться того факта, что некоторые люди во имя науки отвергают Бога. Скажу только, что такие теории основаны не на науке чистой, но на превратных толкованиях ее. Истинная же наука, как рассматривание и изучение природы, ясно и недвусмысленно говорит о всемогущем Творце. Но у науки есть и другая цель: путем изучения природы помочь человеку овладеть силами ее, и таким образом облегчить его труд.

Имея в виду эти цели науки, христиане должны напрячь все силы к тому, чтобы самим получить наивысшее по возможности научное образование и содействовать развитию научных достижений и распространению научных знаний. То же самое мы должны сказать о знаниях по искусству и т. п.

Но христианин должен стремиться еще к более лучшему познанию.

Все научные познания, как бы они ни были высоки, касаются только внешней природы: небесных тел, земли, животных, растений и пр. В частности они обслуживают только внешнюю жизнь человека, его тело.

Но душа человека не больше ли тела? - говорит Христос.

Поэтому, как ни важно изучение внешней жизни (наука), но еще лучше познавать внутренний мир человека и незримый мир духовной жизни.

Поэтому-то величайший мудрец Греции Сократ и учил «познай себя!», а апостол Павел писал: «Испытывайте самих себя, исследуйте!» (2Кор. 13:5).

Это значит, что при всех научных познаниях для человека есть нечто лучшее: познавать его внутренний мир: душу, ее отношение к Богу, Творца и Его свойства и т. п.

Но как может человек лучше всего познать себя и свою душу?

Через изучение науки о душе, т. е. Библии, Евангелия. «Кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1Кор. 8:3), и это знание есть прежде то, которое принес в мир Христос, т. е. Его учение.

V. Лучшее среди хорошего в Библии, в Евангелии

Есть знания в Библии и есть знания о Библии. Знания второго рода также важны. Они суть таковы: история книг Библии, время их написания, разные версии, их характер и т. а п.

Эти знания несомненно полезны, и есть люди, которые, получив их, дальше не идут и ограничиваются ими.

Но это не верно.

Надо познавать лучшее, и это лучшее есть не что иное, как знания в самой Библии.

Какие это знания?

1) Прежде всего это знания о Боге и Его свойствах, о том, что Бог не есть только правосудный Творец, но Отец всего живущего, что Бог есть любовь, что Его надо искать не в буре, не в огне, не в землетрясении, но в веянии тихого ветра; - что Его находит не гордый праведностью своего, а сокрушенный сердцем грешник, приходящий к Голгофскому кресту.

2) Знание о жизни.

Прежде всего знание о цели жизни, о большей ценности духовной жизни над материальной, о новой жизни чрез духовное возрождение и т. д.

3) Знание основного закона духовной жизни.

Не гора Кармил, не закон справедливости и суда (Лк. 9:54-55; 3Цар. 18:40-41); не гора Фавор, не наслаждение себялюбивой эгоистичной духовной жизнью, а борьба и труд для других (Мф. 17:1-21); а гора Голгофа, как проявление безграничной любви Божией и как пример жертвенной любви для каждого верующего.

4) Познание жизни во Святом Духе. Познание водительства Духа (Рим. 8:14); помазания от Него (1Ин. 2:27). Его ходатайственного служения (Рим. 8:26); освящения в Нем (2Фес. 2:13; 1Пет. 1:2); познание даров Духа (1Кор. 12:8-11) и плодов Духа (Гал. 5:22-23).

5) Познавание лучшего в смысле достижения высших ступеней духовной жизни.

Познание покоя (Мф. 11:28-29) не в одинокой клети, не в смысле застоя или отсутствия труда, не в забвеньи, не в смерти, а покоя в труде и духовной борьбе и войне во имя Бога.

Познание блаженств, в нищете, в слезах в алкании, в жажде, в гонении (Мф. 5:1-11) познание, как сочетать звание царя и священника Богу всевышнему (Отк. 5:10) с положением слуги ближним (Мф. 20:26), познание силы в немощи (2Кор. 12:10), возвышения в уничижении и власти в служении (Мф. 23:12), познание тайны совершенства (Мф. 5:48; Евр. 6:1), познание таинственной области чудотворной веры, для которой нет ничего невозможною (Мф. 17:20; Евр. 11 г.), познание того, что любовь больше веры и надежды (1Кор. 13:13).

Архив