Вера и Жизнь 4, 1986 г.
- Верный друг
- О самом главном
- Пути познания
- Кто они, эти лисенята?
- Говорят небесные светила
- Предел и надежда
- Благоденствие праведника
- Так бывает...
- Ключевой вопрос
- Дневник без дат
- Догматические заметки
- Информационное приложение
- Вести отовсюду
- Письма читателей
- Утренняя песня
- Первые шаги
- Шёлковый платочек
- Плавающий топор
- Для размышляющих
- Христиане
- Наш век
- Откровенный разговор
- Старая стена
- Внутренние враги
- Библейские термины
- Забавные истории
Предел и надежда
Ю. В. Бондарев
ПРЕДЕЛ И НАДЕЖДА
Я долго пытался найти слово, а оно было связано с чем-то грустным, прощальным, с каким-то роковым значением, завершающим некий смысл, некое состояние, движение, радость, любовь, целую жизнь.
Неужели это слово - «последнее»? Последний час? Последний вечер? Последний житель земли? Последняя любовь? Последняя страница?
В этом слове ощущается сухой ветреный осенний день, желтое поле по косогору, шум осин в насквозь продутом перелеске, шорох шевелящейся огненной листвы в обочине, дальняя на бугре полуразрушенная церквушка, пронзающая душу одинокостью среди пустых нолей и холодных лучей солнца, предзимний крик галок над заросшими бурьяном куполами, холодная синяя темнота пруда возле плотины...
В этом слове прощание, утрата надежды, затихающие шаги, крик боли в ночи, обрыв следа в бездну неизвестного и такое безысходное одиночество человека, вдруг узнавшего последний срок, неизбежный день, такая открытая пустота наедине с самим собою, с своей судьбой, что это одно только чувство последнего ощущения несравнимо со всеми муками неразделенной любви, желаниями неудовлетворенной славы, страданиями ревности и всеми другими страстями краткой человеческой жизни.
Но вместе с тем «последнее» - это предел, за которым неизбежность неведомого нам начала - новой земли, новой надежды, новой страницы.
СОСЕДИ
Два старичка пенсионера получили двухкомнатную квартиру в новом доме. Въехали в совпавший час, познакомились прямо на лестничной площадке, очень довольные: родных и близких нет, вдвоем не так скучно будет доживать закатные дни.
И решили после расстановки мебели отпраздновать по-стариковски новоселье: в ближнем гастрономе купили бутылку «красненького», минеральной воды, нехитрой закуски. Сели на кухне, еще пахнущей масляной краской, выпили по первой рюмке, по второй, пристальней вгляделись друг в друга, некоторое время помолчали онемело и вдруг оба заплакали.
Один был когда-то следователем, другой подследственным, затем осужденным на длительный срок.