Вера и Жизнь 5, 1986 г.
- И снова о любви
- Свобода и рабство
- Всем сердцем
- Для размышляющих
- Связь времён
- Догматические беседы
- От славы в славу
- Возрождение
- Великое множество
- Милосердие
- Голос из далека
- Четыре поэта
- Гори, огонь...
- Два рассказа
- Спрашивайте - отвечаем
- Уроки Иакова
- Мой путь к Христу
- Птичка-пленница
- Прощение
- Прописные истины
- Когда сгущаются сумерки...
- Два брата и золото
- Библейские термины
- Маленькие рассказы
- Миниатюры с назиданием
От славы в славу
И. С. Проханов
«Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа».
2Кор. 3:18
В нашем тексте говорится о «славе Господней» и о той славе, которую может иметь человек и в которой он может переходить от одной ступени к другой (от славы в славу).
Из текста видно, что слава, которую могут иметь люди и которая считается чем-то действительно высоким и желательным, является плодом «славы Господней».
Рассмотрим же наш текст с такой точки зрения, чтобы нам было вполне понятно выражение: «от славы в славу» и применим его к нашей жизни.
I. СЛАВА ГОСПОДНЯ
В юные годы мне пришлось быть в Лондоне, когда там праздновался Алмазный юбилей Английской королевы и Великобританской императрицы Виктории.
Я видел богатейшие украшения величайшего города в мире: флаги, знамена, всякого рода щиты, стандарты и т. п.
Я видел полки и отряды войск в разнообразной форме: пехоту, кавалерию, артиллерию и т. п. Я видел огромное количество делегаций от самых разнообразных слоев населения и народностей, входивших в состав Британской Империи: индусов и их раджей, малайцев, негров, кафров, готтентотов, арабов, эскимосов и т. п. в самых разноцветных одеждах и костюмах. Я видел бесконечный ряд фантастических экипажей, следовавших один за другим в стройном порядке, а во главе всего двигался чудный экипаж королевы и ее министров...
Это был неописуемый блеск, роскошь и величие. Огромные толпы народа, заполнявшие улицы, были охвачены восторгом, энтузиазмом.
Там и тут раздавалось многоголосое «Ура!», несшееся, как раскаты грома.
Это была слава повелительницы, воздававшаяся ей бесчисленными подданными.
Но насколько же слава Господня неизмеримо выше этой славы и всякой подобной ей на земле.
Количество Его подданных превосходит человеческую арифметику. Оно состоит не только из людей всех племен и народностей, но из всех живых организмов: из низших: растений, рыб, птиц, всякого рода животных и т.п., и высших: ангелов, архангелов, херувимов, серафимов, и т. п., которым нет числа.
Слава Господня есть слава Создателя от созданий, Творца от тварей, отдельных индивидуумов и неисчислимых миров...
Это такое великолепие, это такая пышность, такая красота, такое сияние, что херувимы и серафимы не могут взирать на лучи, исходящие от Славимого. Закрывая лица свои белоснежными крылами, они в беспредельном восторге взывают: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! полна земля славы Его!» (Ис. 6:3).
II. НО КАКОЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОТНОШЕНИЕ ТВАРЕЙ К СЛАВЕ ГОСПОДНЕЙ?
Отношение к славе Господней со стороны Его тварей должно быть троякое:
а) прежде всего все создания Его должны участвовать в Его славе, воздавать, приносить Ему славу.
Его должно хвалить все живущее на небесах, в вышних, все небеса небес, все ангелы Его, все воинства Его; солнце и луна, все звезды света, все светила; Его должно хвалить все живущее на земле: великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер; горы и все холмы, деревья плодоносные и все кедры; звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые; все цари и народы, князья и все судьи земные, юноши и девицы, старцы и отроки и т. д.
Так сказано в 148 Псалме.
Все живущее и существующее должно воздавать Ему славу, потому что оно получило свое бытие от Него; потому что на все созданное Им изливались в прошлом, изливаются в настоящем и будут изливаться в будущем бесчисленные благодеяния.
Слава должна воздаваться Творцу словами и делами, и всей жизнью. И, в известном смысле, эта слава воздается Творцу сознательно и бессознательно.
б) разумные создания должны созерцать, взирать на славу Господню.
Апостол Павел говорит: «Мы, взирая...»
«Взирать» обозначает прежде всего: «видеть».
Да, надо видеть «славу Господню».
Многие имеют очи, но не видят. А те, которые видят, не остаются равнодушными. Когда пред ними открывается картина неба со светилами (Пс. 8:4), они приходят в восторг и умиление от славы Господней; когда они смотрят на лилии в поле, то получают чудное поучение от славы Господней (Мф. 5:28-30).
Вот почему очень важно для человека изучение природы. В недрах земли и в глубине морей человеческий ум открывает такие предметы, которые действительно громко говорят о славе Божией. Апостол пишет: «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20).
в) все существа должны воспринимать славу Господню, должны сделаться причастниками ее.
Эта мысль и выражена апостолом Павлом в словах: «Преображаемся в тот же образ».
В нашем маленьком глазе отражается великое солнце. На подобие сего, если человек взирает на славу Господню, то в нем, в его человеческой природе отражается слава 1осподня, и он делается ее причастником и притом в возрастающей степени (от славы в славу).
На основании Слова Божия может быть слава и у людей, но эта слава двоякая: 1) одна исходит от людей; 2) другая исходит от Бога.
III. СЛАВА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ, ИСХОДЯЩАЯ ОТ ЛЮДЕЙ
Этот род славы не одобряется в Слове Божием. Но ее люди очень любят. Если рассмотреть хорошенько мотивы и побуждения всех известных нам великих людей мира, как Юлий Цезарь, Наполеон, Байрон, и др., то окажется, что в основе всех их стремлений и самых великих подвигов лежала любовь к славе от людей, от народа, от мира. Нет такого дела, которое человек не совершил бы, чтобы достигнуть славы. Не даром один художник представил всю жизнь человечества в виде столпа, на верхушке которого находится фигура славы, и огромную бесконечную человеческую массу, стремящуюся подняться и овладеть ею, при чем один калечит и топчет другого, лишь бы ему опередить конкурента... И в этой борьбе за славу гибнет великое множество жизней и талантов...
Известен древний фанатик Греции Герострат, который для того, чтобы прославиться, в 356 г. до н. э. сжег великолепный храм Дианы в Эфесе.
У большинства преступников, которые покушаются и убивают правителей государств, главным побуждением к их страшным преступлениям является желание прославиться.
К сожалению, любовь к славе человеческой проникает и в область религии.
Иногда славолюбие даже является главным основным побуждением у людей для всей их религиозной деятельности.
К числу таких людей принадлежали, например, фарисеи, саддукеи и все религиозные вожди народа Израильского.
Христос сказал им: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?» (Ин. 5:44). Духовное состояние этих людей было просто ужасное.
Милостыню они подавали не потому, что имели сострадание к нищим, а чтобы иметь славу у людей (Мф. 6:2-4).
Молитву они совершали не потому, что имели влечение к Богу, а для того, чтобы люди видели их и хвалили (Мф. 6:5-8).
Постились они, давали десятину и пр. также для той же цели.
Эти люди совершенно исказили самый смысл религии. Цель религии - слава Богу и служение человечеству. Они же оставили эту цель и заменили ее другою: служением своей личной выгоде в виде людской славы.
Если проследить всю историю общей христианской церкви, историю споров и разделений, то в основе их окажется славолюбие некоторых из деятелей.
Стремление к человеческой славе так велико у людей, что враг душ человеческих действует через эту слабость и на работников истины.
Если разобраться во всех недоразумениях, которые возникают в общинах, на бросающееся в глаза обособление разных групп в христианстве и их временную борьбу вместо согласной работы, то в основе всего этого откроется стремление разных личностей к человеческой славе.
Господь Иисус говорил о Себе: «Не принимаю славы от человеков» (Ин. 5:41).
Aпостол Павел, подражая Иисусу, писал: «Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других» (1Фес. 2:6).
Вместе с тем он писал: «Подражайте мне, как я Христу» (1Кор. 4:16).
Всем верующим, а особенно проповедникам, надо подражать Христу и апостолу Павлу в том, чтобы не иметь влечения к славе человеческой, не принимать ее и даже не любить...
Христос, внушая ученикам страх перед такою славою, говорил: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» (Лк. 6:26).
Правильное состояние христианина, когда он избегает похвал и когда он с любовью слушает критику, принимает ее к сердцу и исправляется. Это самое здоровое духовное состояние.
IV. СЛАВА ЛЮДЕЙ, ИСХОДЯЩАЯ ОТ БОГА
1) Слава на земле
а) Слава на земле
Эта слава бывает очень разнообразная.
В 1895 году мне пришлось вследствие преследований выехать из России через Финляндию за границу. На пути я был приглашен к одному очень знатному человеку, у которого был роскошный замок, много земель, и т. п.
Он был одинокий вдовец, у него не было детей. Но у него был наследник, юноша лет 18-19. Это был усыновленный сын, который происходил из очень бедного состояния. Благодаря усыновлению, он приобрел права на наследство своего нового отца и всю славу имени его.
Но Отец Небесный также усыновляет. «Он предопределил усыновить нас Себе» (Еф. 1:5) и мы «приняли духа усыновления, которым взываем «Авва, Отче!» «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии; а если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу» (Рим. 8:15-17).
Через рождение свыше от Духа мы сделались детьми Божиими, а вместе с тем Его наследниками. Этим самым мы приобрели такую славу, о которой никто не может даже помышлять на земле. Перед славой детей Божиих меркнут «все титулы мира: графские, княжеские и царские... Он дал нам Свои титулы, не только детей, но и «царей и священников Богу всевышнему», и эти титулы не от земли, но от небес и неизмеримо выше всего земного. Слава Ему за эту славу!
б) Слава победы в борьбе
Мы знаем, как высоко ценится слава победы на земле.
Когда Помпей после побед в Африке возвратился в Рим, то было устроено триумфальное шествие из войск и пленных, которое, как говорят, длилось несколько дней.
Была музыка и неописуемое ликование многих тысяч народа.
За победителем на особых колесницах везли золотые венки от завоеванных областей. Во время триумфа Юлия Цезаря за ним везли 3000 золотых венков из Галлии, им завоеванной.
Когда Давид победил Голиафа, какое великое торжество было во всем Израиле.
Но и в духовной жизни Господь дает славу победы верующим в Него:
Во-первых, прежде всего победу над самим собою.
Давно известно, что первым врагом человеку является он сам. По уму или под влиянием божественных сил человек может хотеть достичь высшего состояния, но в себе самом он находит врага в своем личном «я», которое сопротивляется так, что он бессилен достигнуть чего-либо (Рим. 7:15-25). «Но закон духа жизни во Христе Иисусе освобождает нас от закона греха и смерти», т. е. от господства его личного «я» - его плоти (Рим. 8:2). Такой победитель себя самого, такой, овладевший собою, лучше завоевателя города (Прит. 16:32).
Во-вторых, победу над грехом.
Грех царствовал и царствует в мире. Несчастные миллионы людей погибли жертвами греха. Но тот, кто верует во Христа, как Своего Спасителя и в искупительную силу Его смерти, тот умирает для греха, освобождается от него и делается его победителем.
«Освободившись от греха, вы стали рабами праведности» (Рим. 6:18).
В-третьих, победу над сатаной.
Враг человеческий, враг Божий, имеет известную силу. Он искусил первого человека и залил всю землю океаном нечестия и страданий. Он разливал свои искушения и соблазны в мире в течение многих, многих веков. Он искушал даже Сына Божия и тем как бы делал дерзкую попытку овладеть Им...
Что значит сила человека перед его силой?
Однако, для верующего есть возможность победить и его.
«Противостаньте диаволу, и он убежит», - говорит Иаков (4:7). Aпостол Павел описывает, как противостать и какое оружие дли сего взять (Еф. 6:12-17).
Эта троякая победа человека над собой, грехом и диаволом совершается не одною силою человека, а при участии силы Божией. Прежде всего она имеет место во время покаяния и обращения человека. Затем она должна продолжаться всю жизнь человека на земле (осуществление освящения), так что в конце концов он является участником в славе достигаемых побед.
в) Слава победы в добром соревновании на ристалище
В древнее время, как и в наше, были состязания в бегах и т. п. Каждый из участников старался превзойти другого, прибежать первым к цели. «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду?» (1Кор. 9:24), говорит апостол Павел.
Но то же должно совершаться в духовной жизни. Верующим надо бежать и притом так, чтобы получить награду. Это значит, надо иметь соревнование в добром деле. Каждый из верующих должен стремиться сделать больше доброго, чем другой. Но это он должен делать без чувства зависти или недоброжелательства к сопернику, а сохраняя чувство любви к брату и преданности к Господу. Чем больше он сделает добрых дел, тем больше его награда и тем больше будет слава его на небесах. Тем больше будет и слава Господу. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (Мф. 5:16).
г) Слава спасания душ
В 1931 году в Вашингтон в Белый Дом Гувер Президент Соединенных Штатов пригласил одного бедного мальчика из внутри страны, который гостил у него несколько дней. Конечно, это была для него великая честь... Но почему?
Потому что этот мальчик с риском для жизни спас несколько человек, тонувших в реке.
Президент хотел отметить и наградить этот подвиг спасания.
Все газеты Соединенных Штатов разнесли весть по стране об этом юном герое. Он достиг высокой славы.
Но тем более Господь вознаграждает подвиг спасания душ человеческих.
«Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:20).
Есть много добрых дел, но нет больше подвига, как содействовать спасению погибших душ.
Это самый высший и самый славный труд. Это есть участие в великом спасающем подвиге Христа.
Верующие должны чувствовать себя, как бы в спасательной лодке и постоянно быть готовыми к спасению погибающих и спасать их. Этот труд будет увеличивать славу их звезды на небесах.
д) Слава завоеваний
Слава Александра Македонского была велика, потому что он завоевал множество стран. Но есть духовные завоевания. Они связаны с распространением Евангелия. «Идите по всему миру. Проповедуйте Евангелие всей твари!» - говорил Христос, когда расставался со Своими учениками.
Иначе говоря: завоевывайте весь мир для Евангелия, для Меня!
Ученики так и поняли своего Учителя и потому разошлись по всему миру и разнесли Благую Весть.
Особенно много завоевал для Христа апостол Павел. Он прошел все известные в то время культурные страны и везде проповедовал и насаждал церкви Христовы.
С тех пор было много таких завоевателей.
И в наше время в России не мало таких завоевателей. У нас есть братья в России, которые насадили группы и общины в обширных областях Европейской России и Сибири.
Если верующий горит духом апостольской ревности, он и теперь может совершать духовные завоевания для Христа. Есть еще много уголков на свете, где еще никогда люди не слышали чистого Евангелия.
Пойдите в эти уголки и завоюйте их для Христа. «Побеждающему (а, значит, и завоевывающему) дам сесть со Мною на престоле» (Отк. 3:21). Есть ли слава больше этой?
е) Слава мудрого управления или служения
Соломон имел дар мудрости в управлении народом. Слава о его мудрости распространилась по всему миру. Царица Савская приезжала из дальней стороны, чтобы посмотреть на его мудрое управление и поучиться от него.
Эта слава нужна проповедникам, пресвитерам и всем руководителям групп и общин. Они должны мудро управлять вверенными им группами душ. Если они не умеют, то они должны просить о даре управления (1Кор. 12:28).
Если же они будут иметь этот дар, то они должны будут управление понимать не в смысле проявления власти, а в смысле служения любви. Тогда от их управления будет слава Богу, в которой они будут участниками.
ж) Слава уподобления Богу
Эту славу пережил Моисей.
Апостол пишет: «Служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что Израильтяне не могли смотреть на лице Моисееве по причине славы лица его преходящей» (2Кор. 3:7).
А в Исходе 34:29-30 мы читаем: «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и, вот, лицо его сияет, и боялись подойти к нему».
Почему сияло лицо Моисея? Потому что оно преобразилось. Преобразилось же потому, что Моисей провел в общении с Богом сорок дней и сорок ночей. Слава Бога отразилась на Моисее. Он приобрел частицу славы Божией. Это выразилось в том, что лицо его и весь вид его сделался подобен лицу и виду Бога...
Нечто еще более славное в этом смысле произошло с Иисусом на горе Преображения (Мф. 17:2).
Это образец того, что должно совершиться со всяким верующим.
Всякий верующий должен быть светилом мира (Фил. 2:15).
Это значит, что от каждого верующего должен исходить свет, как от лица Моисеева, как от лица Божия. Для сего они должны иметь подобие Господу. Это вполне естественно, так как дети подобны Отцу.
В чем же должно проявляться подобие Отцу, сияние подобное Ему?
Во-первых, в святости.
Написано: «Будьте святы, потому что Я свят» (1Пет. 1:15-16).
Ничто так не удаляет человека от Бога, как грех; ничто так не уподобляет человека Богу, как святость.
Во-вторых, подобие Христу в кротости.
«Научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:28-29).
Слава Господня имеет два проявления.
Одно проявление величия и силы в беспредельном великолепии на небесах.
Другое проявление славы Господней в бесславии самовольного уничижения. Всемогущий, всеведующий и вездесущий в образе раба - это высшая слава Божия.
Кротость и смирение величайшего и необъятного - распятый Сын Божий - есть высшее чудо, о котором человек может мыслить...
Если в кротости есть слава Сына Божия, то тем более в ней есть слава человека.
В-третьих, в любви.
Бог есть любовь, но Его любовь не имеет в себе плотского элемента. Его любовь возвышенна и всеобъемлюща. Она не делает никаких различий и исключений.
«Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45).
Мы будем подобны Ему, если мы будем «любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим, молиться за обижающих» (Мф. 5:44).
Человеческая любовь направляется только к ближним и друзьям и останавливается перед врагами. Люди любят только любящих их.
Если же в сердцах верующих есть любовь к врагам, это значит, что у них есть подобие Богу, есть частица Его славы.
з) Слава жертвы.
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13), а Христос положил душу Свою за врагов Своих. Он умер за грешников, за нечестивых, за преступников Его воли. Слава этой жертвы Сына Божия превышает славу Его небесного владычества и великолепия.
Если верующий совершает самоотречение, самопожертвование для ближних, и тем паче, если он полагает за них душу, он совершает подвиг истинной славы.
Тем более, если он приносит жертву в борьбе за истину, за дело Божие.
Высшая слава принадлежит не тем, которые были знаменитыми проповедниками и профессорами богословия, а тем, которые «были замучены, не принявши освобождения, которые испытали поругания и побои, а также узы и темницы, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умерли от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир был недостоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:34-38).
Их слава была велика, потому что они в своих страданиях и жертвенном служении уподобились Сыну Божию.
Последняя ступень славы для человека есть
2) слава на небесах.
Слово Божие ясно говорит, что все верующие будут иметь славу от Господа на небесах (Мф. 25:34; Ин. 17:22).
Это будет такая слава, которую не видел глаз, не слышало ухо, которая не приходила на сердце человеку (1Кор. 2:9).
Но относительно этой славы надо сказать, что она может совпадать или не совпадать со славою человека на земле.
В рассказе о богаче и бедном Лазаре эта истина разъяснена очень хорошо (Лк. 16:19-31).
Богатый человек имел на земле великую славу, на небе же он оказался в области бесславия. Нищий Лазарь на земле был в крайнем бесславии, на небе оказался в великой славе.
Может быть случай, что человек, бывший на земле в бесславии, будет и на небе в бесславии, как, например, второй разбойник на кресте, смеявшийся над Христом.
Но может быть и еще случай.
Имевший славу на земле будет иметь славу и на небе. Таковы Иосиф, Даниил, апостол Павел и другие.
Затем надо помнить, что слава на небесах будет разною для разных душ.
«Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» (1Кор. 15:41).
Почему будет слава верующих разная?
«Каждый получит свою награду по своему труду» (1Кор. 3:8).
V. ЧТО ЖЕ НУЖНО, ЧТОБЫ ПРЕОБРАЖАТЬСЯ «ОТ СЛАВЫ В СЛАВУ»?
1) Нужно «взирать на славу Господню»
Моисей взирал на славу Господню 40 дней и 40 ночей и получил свет этой славы. Взирать на славу Господню для нас означает рассматривать славные. Его великие слова, дела и чудеса и размышлять об их величии.
Такое «взирание» возбуждает в нас восхищение, восторженное преклонение перед красотою благословенного образа, за которым следует непреодолимое желание уподобиться Ему, что и достигается неосознанным подражанием Ему и сиянием Его света на нашем лице и в жизни.
2) Нужна в нас самих перемена.
Серебряная драхма имеет изображение царя, но от времени это изображение изнашивается, стирается и совершенно блекнет.
Так и душа наша. Она носит образ Царя Небесного, но этот образ обезображен, обесславлен. Свет божественный исчез...
Серебряную изношенную драхму отдают переплавщику.
Души, в которых поблек образ Божий, должны вверить себя божественному Переплавщику, и Он сделает две вещи:
а) переплавит:
«И сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия» (Мал. 3:3).
Серебряная драхма после такой переплавки сделается новой и будет иметь приятный блеск.
Душа, после духовной переплавки вновь приобретает Его свет.
б) Восстановит Свой образ.
Плавильщик будет плавить металл, пока в его блещущей зеркальной поверхности Он не увидит Своего изображения. Но Он не остановится и на этом. Он будет плавить и расплавлять и далее, чтобы Его образ становился все яснее и ярче.
Апостол Павел переживал великие муки, желая, чтобы в верующих изобразился Христос (Гал. 4:19). И это он понимал не в смысле мгновенной перемены, а в виде длительного духовного процесса. Верующие в этом случае преображаются в образ славы Господней, переходя «от славы в славу».