Вера и Жизнь 2, 1987 г.
- Прислушайся к чужой беде
- Есть ли это в нас?
- И мы будем жить...
- Дни и ночи
- Быть человеком!
- Незабываемое
- Труден путь
- Господь воистину воскрес!
- Ветхий Завет и Святой Дух
- Если бы...
- Это и есть жизнь...
- Догматические беседы
- В долгу неоплатном
- Нужно ли молиться?
- Время задуматься
- Путешествие в "завтра"
- Три предостережения
- Вера неверующих
- Ответ совопросникам
- Воробей
- Что даёт Библия?
- Мудрее мудрых
- "...И сделали себе имя..." Быт. 11:4
- Из книги "Хочу знать"
- Прежде всего - любовь
- Ювелир шлифует...
- По-разному
- Что ты замышляешь?
- Золотые колосья
- Библейские термины
- Интервью с животными
Быть человеком!
«Cе, человек!»
Среди современного смешения церквей и всякого рода вероучений, толкований и идей, множество людей в душевном смятении и недоумении, хотели бы, подобно древним эллинам, «увидеть Иисуса!»
Хорошо бы, отложив все второстепенное и различные позднейшие наслоения, вернуться к самому основному и нужному - ко Христу Евангелия, ко Христу Божественного Откровения, чтобы видеть нам лишь Его Одного!
Вглядимся внимательно в ту среду, в какой находился в тот день Господь Иисус Христос, когда Его вывели к народу в терновом венце и в багрянице. И сказал народу Пилат: «Се, Человек!» (Ин. 19:5). Окружали Его толпа народа и иудейские духовные начальники, отражавшие все оттенки их религиозных взглядов.
Были среди них иродиане, враждебная Господу религиозно-политическая партия сторонников «дома Ирода». Они искушали Господа вопросами отчасти политического характера: «Как Тебе кажется, позволительно ли давать подать кесарю?»
Были и фарисеи, язвительно спрашивавшие о многом в Законе. Но Иисус, видевший их лукавство, пожелал направить их мышление по другому руслу, на самое важное, а именно: «что вы думаете о Христе?» т. е. дело совсем не в подати и не в фарисейском умствовании о заповедях, а только в одном - в личности Мессии-Христа, в личности Единородного Сына Божия! Если бы у них было правильное отношение ко Христу, то, тем самым, стало бы оно правильным и ко всему остальному...
«Се, Человек!» - Что видели во Христе находившиеся во дворе Пилата свидетели суда?
Когда выставлена картина или иное художественное произведение, то почти каждый человек видит нечто иное, чем другие; и лишь немногие обращают внимание на все: перспективу, освещение, тени, содержание и пр. То же бывает, когда люди выражают мнение свое о Личности Христа и обнаруживают свое отношение к Нему.
На суде у Пилата можно было встретить самый различный подход к личности Христа. Были во дворе римского правителя разные люди, которые по-разному выражали свои суждения или свое отношение к Господу. В числе свидетелей видим ханжу, прикрывшегося внешней религиозностью. Для них Иисус был вредным Учителем, в проповеди Которого не было места для их преданий. Не искал Он одобрения священников и им не подражал. Они имели Святое Писание, ясно говорившее, каким будет грядущий Мессия-Христос. А когда Он явился и был среди них, то не поддерживал священников в их лицемерной праведности и вскрывал их неправды. Священники отвергли явившийся Израилю «Истинный свет мира», возненавидели Его и пожелали от Него избавиться. Зависть и злоба наполняли их сердца, и они хулили Его, говоря, что Он действовал силой дьявола.
Был другой свидетель - римский правитель Пилат, возлюбивший славу мира сего и больше всего дороживший ею. Для Пилата Иисус был непонятным узником, ровно ничего не делавшим для Своего освобождения. Пилат поражался внутреннему миру, с каким Иисус относился к злобной толпе, яростно вопившей: «Распни, распни Его!» Но эти впечатления правителя подавлялись угрозой начальников иудейских: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю!» И Пилат предал Иисуса на смерть, опасаясь мести священников и более дорожа своим высоким служебным положением, чем правым судом или одобрением Того, Кто сказал ему: «Царство Мое не от мира сего!»
Третьим свидетелем было - неведение. Его представляла невежественная толпа, непостоянная, изменчивая, увлекающаяся мгновенными и скоропреходящими настроениями. Сегодня она могла ликовать: «Осанна», а назавтра гневно требовать: «Распни Его!» Для толпы Иисус теперь был злодеем. Ведь Он молчал и ничего не говорил в Свое оправдание. Народ действовал заодно со священниками.
Присутствовал в толпе и предатель Иисуса, Иуда Искариот. Для него преданный им Учитель был неповинным Агнцем Божиим, и каждый взгляд на Него заставлял Иуду содрогаться, вызывал тяжкие угрызения нещадно обличавшей совести: «Ты предал кровь невинную!»
Невдалеке был и неверный ученик. Взгляд Господа (еще предыдущей ночью) сокрушил сердце отрекшегося Петра. Иисус был для него Тем, о Ком он так дерзновенно свидетельствовал: «Ты - Христос, Сын Бога Живого!» И все же, именно Петр трижды от Него отрекся!.. И это наполняло сердце Петра нестерпимым стыдом и горячим раскаянием.
И, наконец, сквозь душившие его слезы, затуманивавшие взор, смотрел на своего Господа Его любимый ученик, Иоанн, познавший в Этом одиноком и всеми оставленном, но столь несравненно славном Муже Самого Бога воплощенного.
«Се, Человек!» Что же вообще можно видеть в Господе Иисусе? Мы видим следующее:
- человечество Его, - потому что Он на опыте Своей земной жизни познал, что значит «преуспевать в премудрости и возрасте, и в любви у Бога и у человеков», а также переносить голод и жажду, плакать и молиться, утомляться и страдать;
- невинность Его, о которой ясно говорила вся жизнь «Сына Человеческого». Даже судивший Иисуса Пилат вынес такой же приговор: «Вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины!»
- любовь Его, - ибо в каждое мгновение Его жизни и при всех ее обстоятельствах, отношение Его ко всем людям было образцом любви и великого долготерпения. Несмотря на поношение, клевету и ненависть начальников Израиля и на предательство и отречение в сердце учеников, любовь Его говорила лишь одно: «Отче, прости им, ибо они не ведают, что творят!»
- Божество Его, - потому что каждое чудо Его, каждое слово и все остальное возвещают только одно: «Бога, явившегося во плоти». Только Один Он мог говорить так, «как никогда человек не говорил!» Один Он мог, несмотря на злословие людей, совершать служение Свое с таким Божественным покоем, миром и святым дерзновением. Один Он мог с таким царственным достоинством нести на голове Своей позорный, и причиняющий мучение, терновый венец. Один Он мог с Божественным величием сказать: «Ныне Царство Мое не отсюда!»
Передают, что один из самых крупных в мире самородков золота, найденных в недрах земли, долгое время служил людям в качестве простого камня, прежде чем они узнали истинную ценность его.
Так вот, взирая на Христа, видите ли вы в Нем чистейшее «золото» Его Божества или же взгляд ваш не проникает глубже поверхности, накинутой воинами на Иисуса, багряницы? Видите ли вы Его таким, каким Он был, когда учил народ, являл Божественную любовь Свою, умирал за грешников? Видите ли вы в Нем Того, Кто несколькими хлебами мог напитать тысячи людей; Кто воскрешал мертвых, исцелял больных, учил пути жизни, прощал грехи? Видите ли вы в Нем совершеннейший образ терпения Божия и своего Господа и Бога, «без Которого ничто не начало быть, что начало быть»? Или видите вы в Нем только одного из многих «рядовых» узников, распятых римской властью в Палестине, или же Того - в свете Истины Божией - «ранами Которого мы исцелились», - как говорит Слово Божие, и «ранами Которого и вы еще можете быть исцелены», читатель? Видите ли вы в Нем лишь Того, Кого поносили и отвергли грешники, или Того, Кто принял на Себя вину и позор греха, чтобы и вы могли быть облечены в Его небесную праведность?
Если вы, читатель, жаждете познания этой тайны Любви Божией, - воззрите с верою на Христа Распятого и Воскресшего! «Се, Человек!» И в нашей жизни истинный человек начинается там, где Христу отведено первое место в сердце. Истинный человек любит своего собрата, а не воюет с ним.
Быть человеком - великое благо.
Б. Р.