Вера и Жизнь 2, 1987 г.
- Прислушайся к чужой беде
- Есть ли это в нас?
- И мы будем жить...
- Дни и ночи
- Быть человеком!
- Незабываемое
- Труден путь
- Господь воистину воскрес!
- Ветхий Завет и Святой Дух
- Если бы...
- Это и есть жизнь...
- Догматические беседы
- В долгу неоплатном
- Нужно ли молиться?
- Время задуматься
- Путешествие в "завтра"
- Три предостережения
- Вера неверующих
- Ответ совопросникам
- Воробей
- Что даёт Библия?
- Мудрее мудрых
- "...И сделали себе имя..." Быт. 11:4
- Из книги "Хочу знать"
- Прежде всего - любовь
- Ювелир шлифует...
- По-разному
- Что ты замышляешь?
- Золотые колосья
- Библейские термины
- Интервью с животными
Ветхий Завет и Святой Дух
Ожидание Духа Святого в Ветхом Завете
Для понимания библейского откровения и свидетельства о спасении человека, большое значение имеет знание различия между Ветхим и Новым Заветами. Ключ к пониманию указан нам в Евангелии от Иоанна: «Ибо еще не было на них Духа Святого» (Ин. 7:39).
На третий день праздника Кущей Иисус Христос громко возгласил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:37-38). К этим словам Иисуса Христа апостол Иоанн добавляет пояснительные слова: «Это сказал Он о Духе Святом, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7:39).
Из этих свидетельств видно, что в Новом Завете присутствует Дух Святой, Которого Ветхий Завет не знал и знать не мог. Это присутствие Духа Святого стало возможным только через прославление Иисуса Христа. Согласно этого свидетельства апостола Иоанна, в Ветхом Завете Дух Святой «не мог присутствовать», потому что план спасения грешников не был закончен.
Рационалисты верят, что различие между Ветхим и Новым Заветами заключается в том, что у древних было ограниченное познание и, что на протяжении истории человек приобрел более правильное и ясное представление о Боге. При таком мышлении Бог остается пассивным, и пытливый ум человека изобретает сам себе «религию». Это как раз и есть противоположность тому, о чем говорит нам Библия. Библия свидетельствует нам, что живой Бог прогрессивно создает (творит) для нас новое положение. Конечно, наше мышление в этом процессе, или благодаря этому процессу, меняется и обновляется в силу действия Божия, ибо Бог действует и творит.
Если Дух Святой не мог пребывать в Ветхом Завете в таком положении, как в Новом Завете, то это было связано с непримиренным состоянием человека с Богом. На человеке тяготела еще непримиренная вина. Бог - святой Бог! Это говорит нам, что Он неприступен для греха и всего нечистого. (Сравните Исх. 19:12-13; Ис. 6:3-5). Следовательно, Дух Святой не мог обитать в сердце человека, потому что оно еще не было очищено Кровью Христа и не приготовлено для жилища Духа Святого. Но, в таком случае, разве не было в Ветхом Завете благодати для грешника, для прощения вины? Не говорят ли некоторые псалмы (Пс. 31 и 129) и пророки (Ис. 43:25; Мих. 7:18) о пережитой благодати Божией? Конечно, Ветхий Завет полон таких свидетельств, и все же эта благодать Божия разнится от дара в Новом Завете. Апостол Павел в Послании к римлянам 3:25-26 сказал ясно: «Бог предложил в жертву умилостивления Иисуса Христа в крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия.
Грех в Ветхом Завете был непримиренным, но находился под Божьим терпением. Это тоже была благодать. Божья благодать в Ветхом Завете подобна любезному терпению кредитора - заимодавца, который не определяет должнику срока и ожидает.
В Новом Завете «долговое обязательство» погашено и «перечеркнуто» (Кол. 2:14). Это не только существенно большее, что Бог сделал, но и принципиально иное, чем Ветхий Завет был в состоянии дать нам. В Ветхом Завете мы читаем несравненно больше и чаще, чем в Новом Завете, о прославлении терпения Божия: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс. 102:8). Новый же Завет свидетельствует о совершенном примирении, о совершенном спасении, уготованном Богом грешнику (Рим. 1:17; 3:24; 2Кор. 5:21; Еф. 1:7).
Назначением всего ветхозаветного законодательства было - снова и снова напоминать людям, что они должники перед Богом. Десятина, заповедь о субботе, законы о священниках и, в особенности, предписания о жертвоприношениях, были предназначены напоминать о неизглаженном грехе. Они были предписаны, т.е. даны, «до времени исправления» (Евр. 9:10), ибо жертвы только напоминали о грехе, потому что «кровь тельцов и козлов не могла уничтожить греха» (Евр. 10:3-7).
Мы должны научиться читать Ветхий Завет в свете Нового Завета. Псалмы и пророки, говорящие о прощении в Иисусе Христе, приобретают для нас особенную глубину. Пророчества и обетования, исполнившиеся в Иисусе Христе, сегодня содержат в себе несравненно больше, чем в дни их написания. Тогда требовалась вера в эти обетования. Бог ожидал с терпением того дня, когда Его праведность (святость) будет удовлетворена. Благочестивые Ветхого Завета ожидали «утешения Израилева» (Лк. 2:25).В те дни не могло быть и речи об уничтожении греха, потому что Агнец Божий еще не взял на Себя грех мира (Ин. 1:29).
Так как грех еще не был уничтожен, то и не было уверенности в спасении. «Ибо еще не было на них Духа Святого», а потому не было еще рожденных свыше людей, не было усыновления, которое производит Дух Святой, устраняя рабский дух (Рим. 8:15).
Слова Иисуса Христа: «Меньший в Царстве Небесном больше его» действительны даже по отношению к Иоанну Крестителю, несмотря на то, что Иисус Христос засвидетельствовал о нем: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Ибо сам Иоанн Креститель жил надеждою и должен был сказать: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11).
Все же Ветхий Завет не умалчивает о Духе Святом, ибо где Бог, там также и Его Святой Дух. Дух Божий носился над водою, прежде чем Творец сотворил из хаоса космос, т. е. порядок, красоту (Быт. 1:2). Дух Божий был дан первому человеку при сотворении его, когда Бог вдунул в него дыхание жизни (Быт. 2:7; Иов 33:4). Но этот Дух Божий оставил человека после грехопадения, когда Бог изгнал Адама и Еву из рая. Чем глубже человек погружается в грех, тем более это слово относится к нему: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6:3).
Итак, после грехопадения человека и до «прославления» Иисуса Христа не было рождения свыше через действие Духа Святого. Но Бог не отверг падшего человека. Чтобы люди понимали Его и услышали призыв к покаянию. Бог должен был приблизиться к человеку через Свое Слово. Слово же Божие тесно связано с Духом Святым (Ин. 6:63). Чтобы человек мог стать носителем Слова Божия, провозвестником спасения Божия, Бог должен дать человеку для этого Дух Свой Святой. Бог приготовил Себе орудия Своего откровения, которые должны были возвестить и, так сказать, приготовить грядущее спасение. Этими орудиями были: священники, цари и пророки в Ветхом Завете.
Священники поставлялись по Закону Моисея, как посредники между неприступным святым Богом и грешным народом. Для этого они принимали помазание елеем. Они не становились священниками в силу собственного совершенства или других добрых качеств и природных способностей или образования. Они были такими же грешными людьми, как и все остальные. «Только по благодати» должны были они иметь доступ к святилищу Божьему, чтобы совершать служение примирения, которое подогревало тоску у народа о прощении и усыновлении. Для этого служения над ними должно было совершиться помазание елеем по ветхозаветному обычаю, как символ исполнения Святым Духом (Исх. 28:41; 29:7; Лев. 8:12).
Также и цари Израиля рассматривались не только как политические величины, но они считались вассалами Божьими, воплощавшими в себя обетования о Царстве грядущего Царя. Мы знаем из Библии, как нелегко было пророку Самуилу пойти на уступки народу и поставить над ним царя, потому что Самуил знал, что народ Божий может иметь только одного Царя - Бога (1Цар. 8:5-6). Не через свои заслуги Саул стал царем. Он также воспротивился и запротестовал, как и Моисей в свое время, в страхе перед предстоящим ему служением (1Цар. 10:22; Исх. 3:11). Давид был избран царем будучи еще юношей, прежде чем он мог показать свои способности для этого служения. Через помазание елеем сошел на него Дух Святой по обетованию Самуила (1Цар. 10:16): «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почил Дух Господен на Давиде с того дня и после» (1Цар. 16:13).
О Сауле даже сказано: «Бог дал ему иное сердце» (1Цар. 10:9). Только как царь, пророк Давид мог молиться в своем Псалме покаяния: «И Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс. 50:13). «А от Саула отступил Дух Господен, и возмущал его злой дух от Господа» (1Цар. 16:14). Может быть, мы должны понимать в этом смысле и просьбу псалмопевца: «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс. 142:10).
То, что нравственная жизнь этих царей ни в какой мере не отличалась от жизни их современников, Библия не отрицает. Порядки и обычаи при царском дворе Давида в нравственном отношении нисколько не отличались от обычаев при дворах языческих монархов. Дух Святой не был дан им, как гарантия присутствия Божия в их жизни. И когда Саул, несмотря на то, что он через Духа Святого получил «иное сердце», постоянно противился воле Божией, Дух Божий оставил его, и злой дух начал его возмущать (1Цар. 16:14). Таким образом ясно, что Дух Божий в Ветхом Завете не действовал нравственно обновляюще. Даже о необузданном Самсоне и его предшественниках в период судей в Израиле, живших в страшное время и тоже творивших страшные дела. Библия свидетельствует, что на них сходил Дух Божий (Суд. 3:10; 6:34). Их дела были далеко не благочестивыми, не в духе Нагорной проповеди. Но то, что они делали, делали они по поручению карающего Бога, Который и через эти страшные события приготовлял явление в этот мир Иисуса Христа.
В Ветхом Завете Дух Божий действовал прежде всего в пророках, поэтому они могли выступить перед народом и смело заявить: «Так говорит Господь» (Ам. 3:8). Дух Божий сходил на них с такой силой, что пророк Амос должен был сказать: «Лев начал рыкать, - кто не содрогнется? Господь Бог сказал, - кто не будет пророчествовать?» (Ам. 3:8).
Пророк Иеремия жалуется: «И подумал я: не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и - не мог» (Иер. 20:9). Иеремия хотел сохранить пророческое слово только для себя, но не мог. Все пророки испытали в разнообразной форме истину слова Божия: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать...» (Ис. 61:1-3). С удивлением произносит пророк Амос: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим пророкам» (Ам. 3:7 ср. Зах. 7:12).
Дух Божий пребывал в Ветхом Завете только на отдельных личностях, иначе до Иисуса Христа вообще не было бы слова Божия, и в Новом Завете не были бы написаны такие слова: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках...» (Евр. 1:1-2). Но все эти орудия Божий в Его руках; приготовленные Духом Святым священники, пророки и цари, остались в конечном счете с «каменными» сердцами. «...И возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36:26). Лично они остались непримиренными: и строптивыми людьми. Пророк Иона старается бежать от поручения Божия и до последнего противится Богу. (Ион. 1:3; 4:1 и 8-9). Пророк Иеремия проклинает день своего рождения (Иер. 20:14) и все время противится быть орудием Божиим в Его руках. Отсюда понятно, что в наши дни многие соблазняются и претыкаются в этих личностях, ибо в нравственной жизни они далеко не примеры, да и не могли быть ими, ибо «Духа Святого еще не было на них»
То, что пророк Иезекииль обещает как обновление - это относится еще к будущему: «И окроплю вас чистою водою, - и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36:25-27). Дух Божий еще не свидетельствовал им, что они дети Божии (Рим. 8:16). Это не был еще Дух Божий, пребывающий в них, Который запечатлевал великие слова Божии в их сердцах, но Дух Божий, Который, так сказать, дарил им слово Божие. Их проблема заключалась вот в чем: они были носителями Духа Святого, не будучи примиренными и омытыми Кровью Иисуса Христа.
Решающим для понимания совершенно иного действия Духа Святого в Ветхом Завете является следующее: священники, пророки и цари не находились в тесном общении с Духом Святым. Дух Святой сходил на них, но Он и оставлял их. Дух Святой годами молчал в Ветхом Завете. Бог посылал им Духа Святого только для определенного поручения в определенное время. Не во власти пророка было призывать Духа Святого. Конечно, пророки молились о Духе Святом, даже при помощи музыки. «Теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея» (4Цар. 3:15). Дух Святой не сходил на пророков как естественная сила, но как нравственная сила. Пророк мог уклониться от Духа Божия и быть непослушным Ему. В таких случаях он подвергался большой опасности как пророк Иона и безымянный пророк в 3Цар. 13 гл. Дух Святой ожидает от пророка добровольного послушания, такого, как у пророка Михея, когда его склоняли исказить слово Божие: «И сказал Михей: жив Господь! я изреку то, что скажет мне Господь» (3Цар. 22:14). Патриархи и пророки страстно желали познать обетованного Мессию-Спасителя и Духа Святого, что и было предусмотрено в программе Божией. Это было открыто Иоилю, которого называют «пророком Пятидесятницы»: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения...» (Иоил. 2:28-32).
Во дни исполнения этого обетования уже не будет больше «духовенства» и «мирян» в Церкви Христовой. Эти различия и многое другое, что мы унаследовали от так называемых исторических церквей - часть Ветхого Завета. В народе Божьем не должно быть активных и пассивных членов. Там, где членство основано на принятии Духа Святого и запечатлении Духом Святым в день искупления (Еф. гл. 1), там кровное родство не играет большой роли.
Не только Иоиль пророчествовал о Духе Святом. У пророка Исаии мы читаем обетование о Пятидесятнице: «Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; изолью Дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (Ис. 44:3-5). Пророк Иезекииль имел также славное видение: «И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное» (Иез. 11:19). Это же обетование мы читаем в 36 главе Иезекииля. Это обетование о Духе Святом.
Через пророка Захария Бог говорит: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью Дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают о единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12:10).
Ветхий Завет находился в состоянии ожидания, которое прекратилось с излиянием Духа Святого в день Пятидесятницы, т. е. с рождением Церкви Нового Завета.
(Перевод с немецкого И. Н. К.)