Вера и Жизнь 2, 1988 г.
- "Сторож! Сколько ночи?"
- Царь отверженный
- Чудо воскресения
- Радость и грусть земли
- Духовная зрелость
- Друг навечно
- О "первичности материи" и конечных результатах
- Псалмы Давида
- Молитва о пробуждении
- Смерть ветхому человеку
- Из поэтических тетрадей
- О чём пишут читатели
- А маяк всё же светит
- Для размышляющих
- Когда сгущаются тени
- Тихие воды
- Для размышляющих
- Время
- Препятствия на пути веры
- Мысли вслух
- Разумное полезно
- Крутой поворот
- Знамения нашего времени
- Наша мать
- На вопросы читателей отвечает
- Библия - книга книг
- Библейские термины
- Для больших и маленьких
Чудо воскресения
Нечто необычайное и великое рассказывают нам все четыре Евангелиста о воскресении Иисуса Христа. Мертвый, вдруг, Сам ожил, погребенный опять восстал из своего гроба. Тело, в котором явился Воскресший, имело все признаки действительного тела, а между тем оно не подчинялось уже естественным законам. Это тело, состоявшее из плоти и костей можно было еще видеть глазами, осязать руками и узнавать по голосу. Оно носило еще на себе последствия распятия: раны от копья и гвоздей. Тело Воскресшего вкушало пищу, как всякое другое тело. Однако, это было тело другого рода, какого никто не видел раньше. Этому телу ничто уже не препятствовало входить чрез запертые двери. Глаза учеников сначала не распознают его; оно неожиданно появляется и также внезапно и неожиданно исчезает. Наконец тело это выходит вместе с учениками за город, приподнимается видимым образом и возносится на небо, скрываясь за облаками.
К этому нужно добавить различные рассказы Евангелистов, которые частью, как будто противоречат друг другу. Евангелист Матфей передает нам, что две женщины - Мария, мать Иакова и Мария Магдалина - придя ко гробу, услышали от Ангела о воскресении Господа. Этот же Матфей говорит о явлениях Христа в Галилее. Евангелист Марк к приведенным выше двум женщинам прибавляет еще и Саломию. По словам Марка Мария Магдалина первая сообщает о том, что она видела явившегося Господа (Мк. 16:9). Марк упоминает также о явлении Спасителя двум ученикам, шедшим в селение, а потом всем «одиннадцати возлежавшим на вечери» (Мк. 16:14). Но Марк ничего не говорит о явлениях Господа в Галилее. По его рассказу представляется, что как будто все дальнейшие явления Христа и само вознесение (Мк. 16:19) произошло чуть ли не в первый же вечер и, притом, в Иерусалиме. По сказанию Евангелиста Луки можно предположить, что пять женщин идут ко гробу и видят там двух Ангелов (Лк. 24:4-10). О явлении Христа Марии Магдалине или другим женщинам Лука ничего не говорит. Но зато Лука подробно описывает беседу Христа с учениками на пути в Эммаус (Лк. 24:13-32) и кончает этот поразительный рассказ явлением Христа одиннадцати ученикам вечером первого дня недели. Заключая свое Евангелие, Лука рассказывает о вознесении Христа и нам как будто представляется, что вознесение Иисуса на небо совершилось в тот же самый день, или вечер.
Евангелист Матфей рассказывает подробно о явлениях Христа в Галилее, а Лука, по-видимому, совершенно их исключает. Наконец, Евангелист Иоанн ничего не упоминает о других женщинах и повествует только о Марии Магдалине (Иоан. 20:1). По словам Иоанна, все описанные им явления Христа, за исключением рассказанного в последней главе, произошли в Иерусалиме.
Неверующие критики воспользовались этими, кажущимися противоречиями для подкрепления своих нападок и отрицаний факта воскресения Христова. Мы же не думаем, чтобы именно это различие в повествовании Евангелистов способно было породить неверие в воскресение Господа. Самый факт Его воскресения так велик, и настолько выходит из круга человеческих опытов и знаний, что неверующие усомнились бы в нем и продолжали бы отвергать его даже и в том случае, если бы показания Евангелистов были идентичны или совершенно согласованы между собой. Гёте говорит: «Никакой голос с неба не убедил бы меня в том, что мертвый может воскреснуть. Такое убеждение я считаю скорей хулой против Бога и Его откровения в природе». Вольтер заявил: «Если бы на Парижской площади пред глазами тысячи человек и пред моими собственными очами совершилось какое-то чудо, то я скорее не доверил бы двум тысячам и двум глазам, чем поверил бы этому чуду». Из этого видно, что если бы Евангелисты ни на одну черту не расходились в описании одних и тех же событий, то и тогда они должны были бы выдержать со стороны неверия жестокие нападения.
Со дня воскресения Христова люди не переставали прибегать ко всевозможным средствам, чтобы устранить все то, что рассказывается в Евангелиях о воскресении Господа. Существовавший в прошедшем столетии рационализм утверждал, что Иисус был в летаргическом сне, и что в прохладной каменной пещере попечением Его друзей и сильными погребальными ароматами, Христос снова был приведен в чувство. Придя якобы в сознание, Христос показался в разных местах Своим ученикам, но изнемог в продолжавшихся томительных страданиях и умер где-нибудь в неизвестности. Это наивное «объяснение» давно уже опровергнуто. Подлинная смерть Христа установлена и доказана самым убедительным образом. Остроумный противник Евангелий, Штраус, положительно опровергает это мнение, говоря: «Вышедши из гроба полуживой человек, едва влачивший ноги, нуждавшийся в помощи врача, в перевязке, в уходе за собой, да еще изнемогающий от томительных страданий, никаким образом не мог произвести впечатления на учеников, как победитель смерти и гроба, как начальник жизни, - того впечатления, которое послужило основанием для всей их дальнейшей жизни и их деятельности».
Другой способ, к которому прибегали противники для опровержения воскресения Христова, состоял в попытке объяснить рассказы Евангелия самым обыкновенным вымыслом или выдумкою и даже обманом учеников. По мнению этих противников, ученики будто бы украли тело Иисуса из гроба и потом сочинили историю о Его воскресении. Такое объяснение настолько нелепо, что оно не может быть принято ни одним мало-мальски рассудительным человеком. Сам противник Штраус опровергает такое предположение следующими словами: «Это подозрение разбивается уже тем, что любая ложь, выдуманная самими учениками, никогда не могла бы воодушевить их к твердой и неослабной проповеди воскресения Христова, при наличии тех величайших опасностей, которым они сами себя явно подвергали, занимаясь этим. Совершенно справедливо то мнение, что трудно и невозможно было бы объяснить, как произошел тот огромный духовный перелом в сердцах учеников, тот необъяснимый переход их от глубочайшего уныния и совершенной безнадежности, которые наблюдались во время смерти Христа, к той могучей вере и тому воодушевлению, с которыми те же ученики провозгласили Его подлинным Мессией в следующую же Пятидесятницу. Вряд ли способны были бы ученики на все это, если бы в промежуток такого короткого времени не случилось чего-нибудь такого, что способно было бы произвести в них подобное одушевление и мужество, чего-нибудь такого, что несомненно убеждало бы их в факте воскресения из мертвых распятого Иисуса».
Эти обе попытки, которыми старались поколебать веру в воскресение Христа, оказались, как мы видим, абсолютно несостоятельными. Перейдем теперь к рассмотрению третьего способа, к которому прибегают неверующие нашего времени для разъяснения, каким образом возникла в учениках Иисуса вера в Его воскресение. Все явления воскресшего Христа люди объясняют иногда «внутренними явлениями», относящимися к человеческому возбужденному воображению, к области так называемых «видений». Они утверждают, что в представлении учеников Христос, как Мессия, никак не мог умереть, не завершив Своего дела; Он не мог окончить жизнь Свою, как побежденный, как приговоренный к смерти злодей или преступник, а между тем, то и другое произошло с Иисусом. Ученики не хотели совершенно отказаться от такой своей веры в Иисуса, и поэтому вынуждены были смотреть на Его смерть иными очами, объясняя ее вознесением Его к Богу и вступлением Христа в Мессианскую славу и в этом смысле о ней проповедовать. От подобного взгляда учеников до превращения этого же взгляда в видение - один только шаг. Первые видения имели, вероятно, некоторые женщины и в первую очередь - Мария Магдалина. Апостол Петр также был склонен к видениям, как это можно заключить из того, что Петр видел видения в случае с римским сотником Корнилием (Деян. 10). От апостолов, как электрическая искра, эти видения могли распространиться и на всю возбужденную и одинаково настроенную христианскую общину, пока наконец не образовалась во всех крепкая вера в воскресение Иисуса и не созданы были те повествования, которые они нам проповедуют. Так противники пытаются объяснить веру учеников в факт воскресения Христа из мертвых.
Однако и эту попытку можно назвать крайне неудачною. Нужно только прочитать то, что рассказывает апостол Павел в своем Послании к Коринфянам (15:5-8), чтобы убедиться в ложности такого предположения. Могли ли 500 «братий», о которых он говорит, иметь в одно и тоже время одно и то же видение? Это так невероятно, что каждому безпристрастному безбожнику должно показаться смешным. История не знает ни одного случая подобной «массовой галюцинации». К этому прибавим мы еще следующие основания, по которым выше упомянутое воззрение нужно считать совершенно несостоятельным.
Ученики никогда не имели и не могли иметь веры в воскресение своего Господа и Учителя. Как же они, утратившие вместе с распятием Учителя всякую надежду на царство Мессии и находясь в безотрадном и безутешном положении, могли найти веру, силу, бодрость и надежду в жалком продукте своего собственного больного воображения? Столь же мало могли они достичь и чрез изучение нескольких Ветхозаветных мест или выдумать что-нибудь такое, что им самим должно было казаться неслыханным и невозможным, так как вся их надежда на Мессианство, основанная на Ветхозаветных предсказаниях казалась им навеки погибшею.
Ученики вовсе не были тогда так возбуждены, чтобы могли иметь подобные видения. Взгляните только на то христианское общество, каким оно изображено в Деяниях Апостолов. Обратите особое внимание на обдуманность, трезвость и ясность взгляда всех апостолов и подумайте, могли бы они после предполагаемых фантастических видений, которые должны были продолжаться шесть недель, вдруг, на седьмой неделе явиться в таком спокойном и положительном настроении, в каком мы их находим в День Пятидесятницы.
Одно или несколько таких видений, если бы они и действительно были, никак не могут объяснить веры учеников в воскресение Иисуса. Ученики, как и все евреи, верили во всеобщее воскресение из мертвых, но они никак не могли себе представить частного, отдельного воскресения. Когда ученики видели Моисея и Илию на горе преображения, они никак не считали их воскресшими (Мф. 17:9). Если бы ученики действительно находились под влиянием какого-то видения, то как могли бы они представить себе то, что распятый, убитый и погребенный Спаситель воскресит вдруг свое мертвое тело и в этом живом теле будет являться людям и, таким путем, доказывать всем, что Он истинный Мессия.
Повествования четырех Евангелий единогласно свидетельствуют об упорном сомнении и недоверии учеников ко всему происшедшему. Ученики, возвратившиеся из Эммауса, не сомневались уже в том, что женщины могли встретить Христа воскресшим, ибо они и сами лично с Ним беседовали, но раньше, до этого, когда они слышали о «явлениях Христа» и о том, что Христос ожил, восстал из гроба, они не верили. Восстание из гроба казалось им невероятной сказкой. Фома не сомневался бы, если бы его соученики сказали ему, что они видели видение, но он не мог допустить того, что Христос явился им живым и, значит, восстал из гроба, - этому Фома никак не мог и не желал верить до тех пор, пока сам лично не встретил Воскресшего Учителя.
Все перечисленные нами характерные особенности и черты не выдуманы, но, напротив, совершенно и всецело соответствуют тогдашнему миросозерцанию учеников. Прислушайтесь теперь к единогласной и пламенной проповеди всех учеников о воскресении Иисуса, свидетелями Которого они именуют себя, и вы легко убедитесь в том, что их вера в воскресение Господа могла возникнуть не иначе, как на основании яркого, неоспоримого и неопровержимого факта.
Обратите внимание также и на то, что во всех рассказах учеников видна одна общая для них черта, а именно: что сперва никто из учеников не узнавал Воскресшего, что все они принимают Его за какое-то другое лицо: Мария - за садовника, ученики - за спутника. Все это противоречит понятию о жизни. Вместе с воскресшим Христом нам уже не страшно в «стране и тени смертной». Умирая, мы можем чувствовать на себе свежее веяние небесной жизни и вместе с первым свидетелем воскресения Христова, апостолом Петром, с радостью исповедать: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых, к упованию живому, к наследству нетленному, непорочному, неувядаемому, хранящемуся на небесах» (1Пет. 1:34).
Мы можем и с последним апостолом и свидетелем Его воскресения, апостолом Павлом, торжественно воскликнуть: «Поглощена смерть победою. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа? Благодарение Богу даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1Кор. 15:55-57).
Земная жизнь Господа заключается вознесением Его на небо. Нам полезно рассмотреть также и это чудесное событие. Само собой разумеется, что враги Христовы и здесь нашли причины к сомнению. Они выставляют на вид то, что ни Матфей, ни Иоанн ничего не упоминают о вознесении, и только Марк и Лука повествуют об этом.
Апостолы видели славу Христа в Его воскресении. Вместо малодушия и неверия воскресение Христово возбудило в сердцах апостолов радостное мужество и живую веру. Вполне понятно, если в глазах апостолов и свидетелей воскресения Христа из мертвых этот не менее чудесный факт вознесения Его на небо не вызывал уже особого потрясения. Тем более, что об этом Христос говорил им, «являясь в продолжении сорока дней». В факте Его чудесного вознесения ученики видят конец преображенной жизни Иисуса Христа на земле. Вознесение Христа на небо было для них только логическим переходом Спасителя к новому, но ни как не к последнему периоду Его чудесной истории. Они уже знали, что Господь вознесся, чтобы снова придти. В этой надежде они смотрели на Его вознесение, и в этом уповании с нетерпением ожидали Его возвращения. Они отлично знали, что между их преображенным Господом и землею не все было кончено. Это убеждение апостолов было подтверждено явившимися при Его вознесении ангелами (Деян. 1:11). Не зная точно на какой период времени Спаситель вознесся от них, они не имели ни нужды, ни основания изображать вознесение Его с такими же подробностями, как и Его воскресение.
С другой стороны, мы должны решительно отвергнуть ту мысль, что будто бы только Марк и Лука говорят о Его вознесении и никто другой. Конец Евангелия у Матфея предполагает вознесение Христово, Которому «дана всякая власть на небе и на земле». Евангелие Иоанна также содержит в себе несомненные упоминания о Его вознесении. Вспомните, хотя бы следующие слова нашего Господа: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Иоан. 3:13); «чтож, если увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был прежде?» (Иоан. 6:62) - «Куда Я иду, туда вы не можете придти» (8:21), и: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим, и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (20:17). Апостол Петр также свидетельствует в своем послании о вознесении Христа, следующими словами: «Иисус Христос, восшедши на небо, пребывает одесную Бога» (1 Петр. 3:22). Кроме того, Петр упоминает об этом неоднократно в его устной проповеди (Деян. 3:23 и 5:31). Апостол Павел говорит о вознесении Христа в своих посланиях и говорит об этом, как о факте, не подлежащем никакому решительно сомнению (Еф. 4:8-10, 1Тим. 3:16 и Рим. 10:6). В других местах его посланий Павел говорит о том, что Христос сидит одесную Бога.
Но враги Евангелия не унимаются, они представляют нам новое возражение. Они заявляют, что с научной точки зрения то небо, о котором мы говорим - ничто иное, как беспредельное пространство, усеянное бесчисленными звездными мирами. Следовательно, о каком-либо вознесении на небо не может быть и речи.
На это мы ответим, что звездное небо принадлежит к видимому миру. Если бы мир этот со всеми своими звездными системами и плеядами простирался вдвое дальше; то и тогда бы это не имело никакого отношения к разбираемому нами вопросу. Над всеми пространствами Божьего мирозданья есть место, где Вездесущий Бог непосредственно раскрывает всю полноту Своей славы, где находится дом Отца Небесного со многими «обителями» (Иоан. 14:2), где обитают ангелы и «духи праведников достигших совершенства» (Евр. 12:23). Это место и есть то, именно, место, где Иисус Христос был прежде, до воплощения, откуда Он сошел потом на землю и куда Он опять вознесся, или как говорит Ап. Павел «восшел превыше всех небес» (Еф. 4:10). Закон тяготения не препятствует птице летать. Столь же мало и преображенной плоти Иисуса, уже свободной от этого закона, он мог воспрепятствовать оставить землю и возвратиться в «небеса небес». Не говорит ли наука, что там, где действуют высшие законы, там низшие теряют свою силу?
Конец земной жизни Иисуса Христа соответствует ее началу. Не в вознесении Христа на небо, но в Его сошествии с неба на землю, заключается главное чудо. Тот, Кто сошел с неба, Тот имел право и силу возвратиться туда. Земля, оскверненная грехом и обагренная кровью, не могла держать более воскресшего и прославленного Искупителя. Сын Божий вознесся и снова сидит одесную Бога Отца. Он снова участвует с Ним в той славе, которую Он имел у Него от вечности и от которой Он на время отказался из любви к грешникам. Надо только понять, что не какой-то смертный человек возвел Его на престол Божий; но Сам «Бог превознес Его, и дал Ему имя выше всякого имени; дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:8-11). И нужно добавить, что никакой безбожник и сам сатана не сможет снизвести Его с этого престола. Христос воскресший живет и царствует вечно. Христос, как «Сын Человеческий» - представитель искупленных, ходатайствующий за них, как милостивый Первосвященник, могущий всегда «спасать всех приходящих чрез Него к Богу» (Рим. 8:34; Евр. 7:25 и Иоан. 2:1). Христос, как «Сын Божий» - Царь и Господь, Которому «дана всякая власть на небе и на земле».
Этой Его Царской властью и силой «Он действует и покоряет Себе все» (Мф. 28:18; Фил. 3:21). Вознесение Иисуса Христа на небо было завершением Его пророческого служения, продолжением Его служения первосвященнического и началом Его царского владычества. В полном величии и славе Христос восседает теперь на Своем Престоле. Вознесшийся Христос взошел туда, чтобы «приготовить нам место» (Иоан. 14:2).
Таковы наши надежды, наша непоколебимая уверенность. Живой Христос - нерушимый «краеугольный камень Своей Церкви» (1 Петр. 2:6), и основание нашей твердой и радостной веры. Все сомнения мира и возражения приверженцев неверия никогда не смогут ни на одну минуту поколебать нашего блаженного упования. Христос - наша скала, «Камень, отвергнутый строителями», но о Котором сказано: «Тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого Он упадет, того раздавит» (Мф. 21:44). «Он для нас верующих, драгоценность» (1Петр. 2:7), «Камень краеугольный драгоценный» (1Петр. 2:6 и Ис. 28:16). Итак, мы «утверждены на основании Апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем»; на Нем мы решили устрояться «в жилище Божие Духом» (Еф. 2:10-22); в Нем желаем мы быть «укоренены и утверждены, и укреплены в вере, преуспевая в ней с благодарением» (Кол. 2:7).
Оставим неверующих сомневаться и спорить, глумиться, насмехаться и кощунствовать. Мы же присоединимся к торжественному заявлению великого апостола: «И безпрекословно, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим. 3:16).
ЦИТЕ
(Перевод с немецкого священника А. Тачалова)
Блажен тот пастырь, который не разочаровывается в членах своей церкви, а члены его церкви, в свою очередь, не разочаровываются в нем.
Блажен тот христианин, который ставит интересы своей церкви выше своих личных интересов.