+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 1988 г.

Разумное полезно

М. Дориани

Мы живем в эпоху великих научных достижений, свидетельствующих о могуществе человеческого разума. Зачастую мы сталкиваемся со взглядами, ставящими человеческий разум в роли противника Бога. Для того, чтобы уяснить роль человеческого разума по отношению к Богу и достижениям науки, мы обратимся к Священному Писанию, в свете которого мы поймем, как должную, так и извращенную деятельность разума. Мы хотим ясно утвердить, что не намерены умалять значение разума, как источника многих благ и средств обогащения жизни.

В книге Бытие 1:26-28 сказано, что Бог сотворил человека по Своему образу и дал ему власть покорить землю, и одно из важнейших орудий этого покорения есть человеческий разум. Если бы жизнь людей протекала по плану Божьему, все шло бы гладко и без страданий. В третьей главе мы читаем подробности соблазна и грехопадения, и мы видим. Бытие 3:5, что первое и главное покушение было направлено к разуму, предлагая ему расширение и власть сверх плана Бога для человека в его положении.

Сатана - лжец и отец лжи, но как искусный лгун он часто должен говорить правду, иначе ему никто ни в чем никогда не верил бы. В данном случае он солгал раз, Бытие 3:4, и сказал правду тоже раз, Бытие 3:5, ибо до грехопадения наши прародители жили в истине Божьей воли; воспротивясь же Ему, они познали зло и одновременно добро как противоположное злу.

Действие греха было настолько свирепым, что последующие главы Бытия носят характер протоколов уголовного розыска в большом и развращенном городе - мы находим убийства, изнасилования, предательства, обманы, торговлю людьми и т. п.

В настоящее время мы сталкиваемся с изумительными подобиями грехопадения, которые, в сущности, не столь изумительны, если мы напомним себе, что источник один и тот же - сатана. Молодежь, главным образом университетская, подвергается искушению приема вовнутрь разных химических средств, которые якобы расширяют сознание и дают понятия богов. Результаты известны из газет и журналов: временное, а зачастую и окончательное умопомешательство, убийства и самоубийства, возможность повреждения будущего зародыша.

Хотя знание расширено, одновременно наблюдается невозможность справиться с этим знанием. В области физики нам постоянно угрожают ее достижения, как например, ядерное оружие; в области химии - ядовитые газы; в области медицины - бактериологическая война. В области биологии мир на грани чудовищного ада на земле.

Казалось бы, при великих достижениях науки человечество должно радоваться; но даже среди не интересующихся Богом, Христом и Священным Писанием наблюдается страх перед человеческим разумом, могущим покорить природу, но сам не покоренный Богу.

В Послании к филиппийцам (Флп. 4:4-18) апостол Павел разбирает вопрос наследия разума, подчиненного греху, и его освобождения Христом. Стихи 4 по 6 указывают, что разум ветхого человека без радости и в заботах. Забота - это ужасное наказание мыслящего человека. В 7-ом стихе говорится, что мир Божий «соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». Это есть великое исцеление. Стихи 8 и 9 предлагаются как лекарство, как практические, легко исполнимые средства, дающие положительные результаты. Здесь же, 10-18, предлагается еще одно средство для духовного роста: исполняйте должное, как только возможно, ибо это есть действительное послушание Господу.

Мы все знаем истинных христиан, жизнь которых в Господе является светом, вдохновением и утешением многих, несмотря на то, что среди них есть люди малообразованные и даже малограмотные. Такие люди полагаются на свои духовные чувства. Удивительно? Нисколько. Прочтите Послание к евреям 5:14.

Восхваляем ли мы невежество? Нисколько. Мы в свете Священного Писания понимаем борьбу против Бога и Его Христа под предлогом науки и разума как повторение и проявление основного грехопадения. Мы также понимаем, что наука сама по себе не только не противоречит Священному Писанию, но и подтверждает его, о чем свидетельствуют многие выдающиеся ученые, которые являлись истинными христианами.

В Священном Писании Иисус Христос, Сын Божий, Искупитель и Спаситель поддается оценке разума, готового верить в Бога и Его откровение, искренно желающего познать истину. Слепая вера ни от кого не требуется, нужна только готовность верить на основании разумной оценки всех предложений в Священном Писании.

Истинная, положенная Творцом роль человеческого разума заключается в том, чтобы познавать Его, неисследимые богатства Христовы (Еф. 3:8) и покорять природу на земле.

Архив