Вера и Жизнь 2, 1988 г.
- "Сторож! Сколько ночи?"
- Царь отверженный
- Чудо воскресения
- Радость и грусть земли
- Духовная зрелость
- Друг навечно
- О "первичности материи" и конечных результатах
- Псалмы Давида
- Молитва о пробуждении
- Смерть ветхому человеку
- Из поэтических тетрадей
- О чём пишут читатели
- А маяк всё же светит
- Для размышляющих
- Когда сгущаются тени
- Тихие воды
- Для размышляющих
- Время
- Препятствия на пути веры
- Мысли вслух
- Разумное полезно
- Крутой поворот
- Знамения нашего времени
- Наша мать
- На вопросы читателей отвечает
- Библия - книга книг
- Библейские термины
- Для больших и маленьких
На вопросы читателей отвечает
Николай Водневский
...Я прочитал статью архиепископа Иоанна об умерших. Спрашивается, зачем вы вводите в заблуждение читателей, если не верите, что говорит Библия об умерших?
Библия не говорит, что нужно молиться об умерших, а если такое повеление есть, то укажите. И прошу вас, объясните, как вы понимаете слова Екклесиаста 9:5-6, что со смертью человека все кончается?
В. Ретидолов
Как и вы, мы не находим в Евангелии повеления молиться об умерших. Молиться нужно о живых и об этом Библия говорит многократно.
Но это вовсе не значит, что умершие исчезают из памяти Бога и не несут пред Ним никакой ответственности за свою земную жизнь, хотя стихи из Екклесиаста 9:5-6 как будто говорят об этом.
Вы просите объяснить это место Св. Писания. Прочитаем эти стихи, но для связи мы обязаны прочитать и предыдущий, 4-й стих:
«Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем».
Читая книгу Екклесиаста, мы прежде всего должны помнить, что в этой книге Соломон говорит о своих исканиях истины, о своих человеческих размышлениях о бренности земной жизни и только в заключении, в последних стихах последней главы он дает нам вывод из всех своих исканий. Вот этот вывод:
«Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13-14).
Вот теперь, прочитав эти слова: «сущность всего», нам будет легче разобраться, о чем же вел речь Екклесиаст в главе 9-й, стихах 4-6.
При беглом, поверхностном чтении кажется, что умершие преданы забвению и после смерти исчезают бесследно, а следовательно - не несут никакой ответственности перед Богом.
Но мы ведь только что прочитали о том, в чем заключается сущность всего, где тот же Екклесиаст v пишет по вдохновению Духа Святого: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, ибо всякое дело Бог приведет на суд».
Что означают эти слова? Остановитесь и поразмыслите о них. О чем они говорят?
Ясно, что эти слова говорят об ответственности человека перед Богом за свою земную жизнь, что умерший должен предстать на суд перед Богом.
Единственная возможность избежать Божьего осуждения - это принять верою искупительную жертву Иисуса Христа, как сказано:
«Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия» (Иоан. 3:18).
В книге Екклесиаста 9:4-5 говорится о преимуществе живущего на земле человека перед умершим. У живущего «есть еще надежда», и «живые знают, что умрут», но умерший лишается всякой надежды на изменение своего положения, на исправление жизни.
И далее читаем: «Память о них предана забвению». Поймите правильно: «Память о них», а не их память. Их память жива.
Кто вспоминает о тех, кто умер 100-200 лет назад? Уже через год-два после нашей смерти редко кто будет вспоминать о нас, кроме наших детей и близких. Но и они вскоре забудут о нас. И они будут забыты. Об этом и пишет Екклесиаст.
Следовательно, наша память не исчезнет навеки, как духовное проявление.
В 6-м стихе читаем: «И любовь их (умерших) и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более чести во веки ни в чем, что делается под солнцем».
Кто же с этими словами может не согласиться? Земным чувствам смерть кладет конец.
Но так называемые свидетели Иеговы оперируют этими словами Екклесиаста, пытаясь доказать, что после смерти от человека ничего не остается, как и атеисты говорят: «умер человек, зароют его в землю, и этим все кончается».
Да, любовь, ненависть, ревность и т. п. кончаются, но тот же Екклесиаст говорит: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7).
Что можно добавить к этим словам? Ничего! Здесь Дух Святой сказал все, что должен помнить человек.