Вера и Жизнь 2, 1988 г.
- "Сторож! Сколько ночи?"
- Царь отверженный
- Чудо воскресения
- Радость и грусть земли
- Духовная зрелость
- Друг навечно
- О "первичности материи" и конечных результатах
- Псалмы Давида
- Молитва о пробуждении
- Смерть ветхому человеку
- Из поэтических тетрадей
- О чём пишут читатели
- А маяк всё же светит
- Для размышляющих
- Когда сгущаются тени
- Тихие воды
- Для размышляющих
- Время
- Препятствия на пути веры
- Мысли вслух
- Разумное полезно
- Крутой поворот
- Знамения нашего времени
- Наша мать
- На вопросы читателей отвечает
- Библия - книга книг
- Библейские термины
- Для больших и маленьких
О "первичности материи" и конечных результатах
Тенгиз Гудава
(Окончание. Начало в предыдущем номере)
В вере или неверии - начало пути человеческого духа. Пойдет ли он путем истины или понесется по наклонной обмана? Будет собирать плоды смыслопознания или будет огрызать кору натурфиксации? Придет ли в Царство Вечного Блага или сорвется в бездонную пропасть перманентных смертных мук? Спасется или погибнет?
Церковь молится за душу каждого неверующего в свое спасение и свое благо. Люди на земле враждуют и, кажется, готовы причинить друг другу беспредельное зло. Но какой бы ни был у человека враг, и даже как бы ни желал человек его смерти, погибели! - разве может у кого-либо не содрогнуться сердце от невыразимого ужаса и жалости, представив своим духовным взором гибель души человеческой, растянутую в вечность! Нескончаемое умирание, несмолкаемый предсмертный крик, непрекращающаяся агония... Вечность!
Вера гнездится на бесконечно малой площадке рационального человеческого разума. Она поначалу легка, как пух, беззащитна, как новорожденный... Она в неуловимом, безотчетном и бездоказательном подчинении своему богосыновнему естеству, в наивном доверии в светлое, теплое, доброе, в изначальном таксисе к чему-то радостному, поэтическому, она в младенчестве, в детскости... Она в первом шаге к отчему, сыновнему, духовному... И она вырастает в кремниевую скалу, истинное мужество, истинную взрослость. Вера не тешится жизнью, как баловливый ребенок, пока родители отвернулись. Полная ответственность за каждый свой шаг и каждую мысль, готовность и знание! Вера не играет в жмурки со смертью; она видит смерть и знает смерть, и смотрит дальше смерти.
Вера начинается там, где кончаются (точнее, где еще не начинаются) доказательства и очевидное, знание и логическое, утверждение и усилия. Веру никто никогда не докажет, не утвердит, не обоснует. Она всегда будет в человеке водоразделом на его высшее и низшее.
Вера в Бога - еще не знание, но уже возможность знать Его, себя и смысл всего сущего. Неверие - еще не невежество, но уже невозможность знать ни Бога, ни себя, ни смысла того, что вокруг.
* * *
С отрицанием веры в Истину, в Сущего, в Вечную жизнь марксистско-ленинский атеизм делает решительную ставку на ложь, ход в не-сущее, шаг к погибели.
И дальше он «идет» (а точнее, ведет!) ложью по не-существующему напрямик к аду.
Его «путь» - это «путь» уходящей из-под ног пешехода дороги. Пешеход идет вперед, дорога «идет» назад. Марксистско-ленинская дорожка «уходит» в обратную от времени сторону, «отрицая» жизненную поступь сущего, «двигаясь» этим лжеотрицанием, паразитируя на сущем.
Промежуточные результаты марксистско-ленинского хода - зло, т. к. негативизируется, выворачивается наизнанку, разрушается любое жизнеявление и проявление духа добра - Духа Святого.
* * *
Коли вопрос стоит о первичности, постараемся углубиться в начала начал.
Начало Откровения, первые слова Книги Бытия таковы: «В начале сотворил Бог небо и землю» (1:1).
Смысл слов «небо» и «земля» здесь никак не раскрывается. То, что это не то «небо» и не та «земля», которые обычно подразумеваются в этих словах (т. е. не «земля - вещество нашей планеты или Земля-планета», и не «небо - воздух или атмосфера»), - становится ясным из того, что «называет», наименовывает Бог «небом» и «землей» сотворенные им «твердь» и «сушу» уже «по прошествии» соответственно одного и двух «дней» после первого акта творения, фиксированного в первом стихе.
Так что же сотворил Бог «в начале»?
Что означают эти первоупомянутые «небо» и «земля»?
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (2:7).
После грехопадения человека Бог говорит ему:
«Проклята земля за тебя» (2:17),
и, наконец:
«возвратишься в землю» (2:18).
То есть, то, из чего мы созданы, было сотворено в самом начале (до планеты Земля), было проклято за нас и ждет нашего «возвращения» в него. Очевидно, что это то, что принято называть словом «материя», если иметь в виду ткань, вещество, материал.
То, что мы созданы из материи и «возвратимся» в материю, - понятно. Но что значит проклятие материи?
Проклятие - это отчуждение от себя, изгнание из всего своего. Проклятие Божие - это отрицание бытия сущего как такового. Но на что указывает предлог «за»? Материя проклята за - вместо человека как «души живой», т. е. низвержена в низшее состояние, чем то, в котором пребывает человек-живая душа.
Человек-живая душа существует во времени и пространстве. Этот феномен именно существует, а не «живет», т.к. никак никогда не возобновляется. Что же есть ниже существования?
Материя не существует, она исчезает. Называя движением это исчезновение, мы подменяем реальность нашим временным видением ее. Движение - представление сугубо временное. Движение материи - обратная «проекция» ее исчезновения на время-пространство, «временное» исчезновение.
Материя бесконечно элементаризуется в пустоту. То, что мы видим и улавливаем нашими приборами - лишь образ ее исчезновения, «фотография» несуществующего, «след» несуществующего, «слепок» с несуществующего. И этот «образ» и эта «фотография» и «след» и «слепок» - сущее лишь нашего сознания, нашего «Я». Наше сознание создает, творит себе свой «материальный мир» с его «объектами». В Бытии Бога существует только исчезающая материя (»проклятая материя»); исчезание - это бесконечное анти-сотворение.
Мы видим стол. Он «материален» постольку, поскольку видим, улавливаем нашими органами чувств (приборами). Но сказать, что мы видим материю, значит произнести бессмыслицу. Каждый кубический миллиметр его вещества бесконечно быстро исчезает во времени и пространстве в молекулах, атомах, элементарных частицах, энергии, волнах, поле... в неуловимом. Он существует только как наш образ о нем. Без этого нашего «образа» (т.е. вне нашего «Я»), он - ничто, даже не наложение волн. Наше сознание отражает не стол-материю, а стол-объект, стол-образ, вид его, т.е. видимое его, наше его, смысловой образ исчезающей материи его.
* * *
Что такое реальность?
Пожалуй, нет в истории человеческой мысли более сложного вопроса, чем этот самый простой вопрос. Нет ли в этом дьявольской усмешки: объяснять человеку что реально, а что нет? Не есть ли это абсолютно то же, что объяснять человеку что он видит, когда видит; что он слышит, когда слышит; что он чувствует, когда чувствует; что он думает, когда думает; что он хочет, когда хочет; что его интересует, когда интересует?
Реальность, действительность для каждого - это то, что он признает для себя самого реальным и действительным. Одинаково реальны для меня вещи, которые я вижу, чувства, которые я чувствую, мысли, которые я думаю, «идеи», которые я «рождаю», смысл, который я постигаю. Одинаково нереально для меня все, что лежит вне вселенной моего «Я»: вне досягаемости моего разума, мышления, чувств, ощущений, видения, понимания. Я не могу представить себе нереальность; потому что все, что я себе могу представить, - уже реально для меня. Реальность начинается и кончается там, где начинается и кончается постижимость человеческого разума.
Реальность - неотъемлемый атрибут Божиего духа в человеке, внутренняя, единичная причастность к Истине. Утверждать реальность вне себя - утверждать то, чего ты заведомо не знаешь и не ведаешь. То есть, это утверждение того, что как раз нереально, что именно не есть никакая реальность.
Мир вне сознания, который имеет в виду марксизм-ленинизм под словом «объективная реальность», - это непознанный, непостигнутый, трансцендентный мир. Это поле поиска реальности, но не сама реальность. Если марксизм-ленинизм сравнивает сознание с зеркалом, то вне сознания - это «Зазеркалье».
Как бы мы ни бегали и ни прыгали по земле, в космос от нее мы не выскочим. Точно так же, как бы мы ни пытались выскочить из своего сознания (своего «Я») во «вне Я реальность» - не получится! Будет только натягивание (расширение) своего «Я» на ложное «вне Я». Будет подмена реальности на кажимость.
Реальность - продукт познания. Познанное трансцендентное, ставшее реальностью и достоянием сознания, может «превратиться» в марксистско-ленинскую «объективную реальность, существующую вне сознания» только при обратном ходе от познания, при прокручивании «ленты» назад. Суть в том, что в этом «ретроспективном познании» нет места осмыслению. Смысл - понимание является при постижении трансцендентного «не я», т.е. именно когда нарождается новая реальность. Говоря о вне-реальности, марксизм-ленинизм отводит глаза, отвлекает от существеннейшего звена связи «Я» - «не Я» - от ОСМЫСЛЕНИЯ «не Я» как реальности, т.е. превращения нереального в реальное, в чем вся суть отношения человека и среды.
Наделение смыслом - наделение своим Божиим, «Я»-ским как Божиим, олицетворение себя единичного в Боге всеобщем. Это то, что делает, создает, сотворяет из бессмыслия - смысл, из хаоса - гармонию, из трансцендентного - реальность.
* * *
Попав в проклятую (материальную) среду - «землю» - душа человека стала вопреки среде: Божье в не-Божьем, свет во тьме, жизнь в неживом. Отличие от среды - знак Высшего в земном, мирском. Являться наперекор недуховной материи - это «условие выживания», «способ существования» духа. Явление духа - и есть жизнь, дыхание. Отсутствие его, бездуховность - бездыханность, безжизние. Выделение, само-явление, само-реализация, вылупление, восставание, восхождение, вознесение из среды, из одно-образия - в этом дух Божий - душа человеческая, жизнетворность всего. «Я», самость сущего, смысл единичного - бытие (эссенция) духа в Боге, жизнь в родо-человеке, существование (экзистенция) в личности. Божие во мне - отличие моего «Я» от недуховной окружающей среды, абсолютная уникальность, самость, смысл «Я», непохожесть, особость, кардинальное отрицание материального; полная власть над недуховным, не-живым, подчинение, покорение любой формы Смыслу. Покорить - значит понять, по-знать, приобщить знанию. Там Бог во мне, где явлен Дух Его наперекор материальному миру со всеми его законами.
Земля притягивает тело, но не дух! Время и пространство довлеют над телом, но не над духом! Дух - сама свобода, дыхание, ветер. Никакая внешняя «объективность» ему не указ, ничто материальное - не закон. Богу - Богово, духу - духовное!
Воля к познанию и познание - далеко не одно и то же.
Познание - понимание, осмысление - открытие (откровение) истины, постижение Божьего, как частного в целом, как явления в природном (в широком смысле слова «природа»), единичного во всеобщем. Это - соотнесение бессмысленного со Смыслом, сверка со смыслом, поверка любовью. Познание не только расчет, лишенный любого участия «чувств». Положительное знание - это не только свет, но и тепло, не только тепло, но и полнота, не только полнота, но и легкость, и не только легкость. Это - всеобъемлющее в себе движение всего человеческого «Я», а не отдельных его участков. Это шаг ступенькой выше всего, что составляет личность, а не только одной «ноги».
«Данные», снятые с выбранного нами объекта - пока лишь футляр знаний, от них пока «не холодно» и «не жарко». Индифферентное знание - добыча воли «Я», пока никак не соотнесенная с духом Божиим в человеке - с его душой; бессмысленное, неразумное, «бесчувственное», «материальное», пока «вне Бога», «вне всеобщего» - это фактическое незнание, ложное знание - недостоверное, недействительное, «неподтвержденное». Смысл «объективных данных» - т.е. объект истинного познания - никак не зависит от воли человеческого «Я». Он раскрывается только в духе, он будет «дан» нам постольку, поскольку явится в нас дух Божий. Смысл любого «объекта», выбираемого нашей «независимой, свободной волей», смысл всего сущего - это одухотворенное лицо «объекта», это явление духа в сущем. Ветер невидим; мы узнаем о нем по изменениям видимых объектов: колебанию ветвей, шелесту листвы... Так и дух. Смысл существует в нас, его нет «вне» нашего «Я» - он то лицо, тот лик, облик, тот образ, которым разворачивается пред нами выбранный нашей волей трансцендентный «объект». Наша воля совершает опыт, эксперимент, испытание, исследование, изыскание и получает «данные» объекта - «объективные данные». Наш разум постигает смысл «объекта» в той мере, в какой в этом «объекте», в этих «данных» мы обретаем Святой Дух Божий - Дух Истины. Мы понимаем - это значит, мы встречаемся в себе с Духом.
* * *
Дух - оживляет все, по-знает, сознает, понимает, осмысливает, любит. Дух Божий во мне и мое «Я» - вот момент воплощения Слова (мысли, смысла).
Человек часто говорит сам с собой. Причем «разговор» этот (спор) бывает намного плодотворнее, познавательнее разговора с другим человеком. Это - диалог, беседа, молитва-обращение и часто - постижение, открытие, откровение. Так кто с кем разговаривает? А что такое совесть? «угрызения совести»? Что судит и оценивает в нас? Что такое интуиция? А разве мы не ищем в себе - и не находим? Мы молим Бога, а Бог молит нас: помогите спасти вас! Помогите построить вашу Жизнь, ваше Счастье! Не убивайте Меня в вас!
* * *
Духом человек пребытствует в Боге, живет в роде-человеке от Адама. Дух Божий существует в нас, но существование (экзистенциирование) и явление (проявление) - еще не одно и то же. Святой Дух несовместим даже с мгновением греха, в то время как жизнь земного человека - грех от начала и до конца и суть лишь в том, чтобы устоять против него.
Явление духа в нас - всегда чудо, всегда Богоявление, всегда Откровение. Осмысление, любовь, понимание, постижение - никак не зависят от нашего волевого «Я», но возможны только при отсутствии такового.
В расслаблении (или сосредоточении) - в преодолении своего волевого «Я», отказе, отходе от своего «Эго» к нам приходит знание, смысл, истина. Условие: без какого-либо усилия, отказ от «Я», «сложить все оружие» своей воли перед дверью во Всеобщее - обезволенное «Я» сливается с Единым - луч гаснет, уходя в солнце, волна возвращается океану... Обезволенное «Я» - Дух Святой, Бог, Смысл познанного «объекта» не зависит от воли.