Вера и Жизнь 5, 1983 г.
- "Я есмь дверь"
- "Я есмь Пастырь добрый"
- С чего начинается
- Тема неисчерпаемая
- Хождение пред Богом
- Философия времени
- Природа под угрозой
- "Берегись этого..."
- Бог есть дух
- Доброй памяти Ф. И. Чехмистерова
- Лицом к свету
- Взывай, не молчи!
- Застарелая болезнь
- Удивление
- Духовное богатство
- Постижение истины
- "Не судите, да не судимы будете"
- Муравьиная дорога
- Хочу знать
- Мораль и право
- Уверенность в прощении
- Во что мы верим
- Греховность человеческая
- Дорогу молодым!
- Полнота радости
- Божий дар для человека
- Рождественская ёлка
- Здравствуйте!
- Школа жизни
- Вы - свет миру
- Миниатюры с назиданием
- Для больших и маленьких
- Для размышления
- Информационное приложение
- Письма
- Настоящие люди
- Радость встреч
Греховность человеческая
Павел Рогозин
Когда Адам, не устояв перед искушениями, пал, дверь его души широко распахнулась для греха. Адам только сумел распахнуть дверь, но закрыть ее уже не смог ни он сам, ни миллиарды других людей, пришедших ему на смену.
Со дней Адама, вплоть до наших дней, грех нераздельно властвует над поколениями человечества. Грех так вошел в жизнь человека, что стал неотъемлемой частью его человеческой сущности. Люди один за другим приходили в мир и рождались «со грехом» так же, как рождались они с головою, ногами и руками. Грех, внедрившийся в душу человека, можно сравнить с ветвистым фруктовым деревом. Ветви дерева разнятся друг от друга по длине, толщине и формам, но плод, приносимый каждой ветвью — один и тот же. Самая тонкая и короткая ветвь по своей внутренней сущности тождественна с ветвью самой толстой и длинной. Самая крошечная ветвь и самая гигантская, если они растут на одном и том же стволе греха, обе одинаково обречены на смерть и сожжение. Неумолимый Божий закон гласит: «Возмездие за грех — смерть», — безразлично — растет ли этот плод греха на малой или на большой ветви, является ли этим грехом пьянство, убийство и разврат иди только лицемерие, сквернословие и ложь.
Древние стоики говорили, что человек, способный украсть в саду яблоко, в той же самой мере повинен в воровстве, как и тот, кто угнал вола или лошадь, хотя похищенные предметы и разнятся между собою по их ценности и объему. Стоики утверждали, что след, оставленный на совести укравшего лошадь или яблоко — один и тот же. Никакой поступок человека не может быть наполовину греховным и наполовину святым. Совершенно чистый и ничем незапятнанный человек, если примет на себя самое ничтожное пятнышко, не сможет уже именоваться чистым.
И странное дело: грех может показаться человеку неотразимым по своей привлекательности, но результаты подчинения этому греху одни и те же Они суть — моральная пытка, угрызения совести и самоосуждение. Отрезвившийся пьяница испытывает отвращение к самому себе. Он клянется никогда уже не пить, никогда больше не притрагиваться к бутылке. Картежник-игрок дает зарок не играть и не встречаться с картежными игроками. Людям кажется иногда, что для радикального избавления от порока такой клятвы вполне достаточно, но с горечью и отчаяньем в душе им приходится убеждаться в своем полном бессилии. Грех оказывается сильнее человека. Он берет верх над здравым смыслом человека, над его совестью и волей. Клятвы и зароки могут чередоваться с новыми падениями и разочарованиями. И это может длиться до бесконечности, без малейших, видимых признаков улучшения.
Вы, вероятно, спросите: почему, если человек искренен в этой борьбе, он не достигает должной победы и избавления? Ответ может быть только один: потому, что человек силится освободиться от порока сам лично, без посторонней помощи и, притом, своими человеческими средствами. Он забывает, что человек бессилен перед грехом и что грех подстерегает нас, людей, на каждом шагу. Как лютый зверь в засаде, грех, притаившись, выжидает подходящего момента и нежданно поражает свою жертву в самое сердце. Один миг — и человек, обольстившийся приманкой греха, пойман и обезоружен. Он не верит даже своим глазам, как иногда воля его, всегда такая стойкая и сильная, вдруг отказывается сопротивляться греху, а все его клятвы и зароки, на которые он уповал, разлетаются прахом.
Такова мощь греха, живущего в человеческой натуре! Такова немощь пред грехом самого человека. Становится понятным, почему Христос, говоря о спасении, сказал: «Человеку это невозможно».
И, действительно, если Христос не сразится и не победит за нас, мы сами никогда не освободимся от греха и никогда не испытаем радости избавления. Запомним же твердо, запомним раз и навсегда, что только Христос может закрыть дверь нашего сердца для греха и что только Он может постоянно ограждать нас от лукавого. Только Христос, вселившись в сердце и обитая в нем через Духа Святого, может даровать нам желанную победу. Для новой жизни человеку нужно стать «новой тварью», родиться от Духа Святого, а «где Дух Господень, там свобода», там духовная сила, там любовь, чистота и святость.
П. И. Р.