+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 5, 1983 г.

Постижение истины

Д. Муди

Мы не предлагаем верить в Библию без предварительного исследования ее. Человек по природе своей не принимает учения Библии без критики. Чтобы быть готовым дать ответ всякому, кто спросит вас об источнике надежды, вы должны прежде серьезно исследовать все Писание. Но будьте искренни в вашем сомнении, не восставайте против очевидности только для того, чтобы прослыть «интеллигентным», не шумите о своих сомнениях. «Покажите нам свои убеждения, — сказал один немецкий писатель, — сомнений у нас и своих достаточно». Подражайте Фоме, который не внял приказанию Христа и не вложил перста в раны от гвоздей на руках Его и руки в Его пронзенный бок; он без этого поверил, ибо сердце его открылось для веры. «Вера, — сказал Джон Мак-Нейль, — не есть продукт осязания».

Будьте сами исполнены слова Божия, тогда у вас не будет места для сомнений. Одна моя знакомая спросила меня однажды:

— Разве у вас не бывает сомнений?

— Нет, мне некогда сомневаться, впереди слишком много работы, — ответил я. Некоторые христиане живут сомнениями, это, так сказать, их основной капитал. В Слове Божием они не признают своего наставника, обличителя и учителя, а потому и не чувствуют всей очевидности того, что только близкое общение с Библией дает обильную жатву благодати.

Часто слышишь такое желание: «Как бы я хотел, чтобы вы доказали истинность Библии». Сама книга докажет вам это, если вы только дадите ей возможность говорить, в ней самой есть живая сила. «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что приняв от нас слышанное Слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть пo истине, — которое и действует в вас, верующих» (1Фес. 2:13). Оно нe столько нуждается в защите, сколько в изучении, оно само может защитить себя. Это не болезненное дитя, нуждающееся в уходе.

Однажды христианин беседовал с человеком, не верующим в Библию. Христианин прочел ему несколько текстов, на что тот возразил.

— Я не верю ни одному слову из прочитанного вами!

Христианин продолжал чтение, пока не убедил неверующего, и тогда тот воскликнул:

— Раз я убедился в пригодности оружия, я продолжаю употреблять его!

Вот это-то и нужно нам в наше время! Не нам делать людей верующими — это действий Духа Святого.

Некто с женою начал по вечерам, в продолжение часа, читать Библию. Спустя несколько вечеров, он остановился среди чтения и сказал:

— Жена, если эта книга права, то мы не правы.

Он продолжал чтение, но вскоре опять прервал его словами:

— Жена, если эта книга права, то мы погибли.

Увлеченный книгой и глубоко озабоченный, он продолжал чтение и через несколько вечеров опять воскликнул:

— Жена, если эта книга права, мы еще можем спастись.

Вскоре после этого они оба обратились. Единственная высокая цель Библии — это возвещать человеку о великом божественном деле его спасения. Назовите мне другую книгу, которая могла бы так поднять наш упавший дух и воссоздать нас по образу Божию!

Обладающие такой книгой, но пренебрегающие ее предостережениями и отвергающие ее учение, берут на себя ужасную ответственность. Это или запах живительный, или запах смертоносный. Что, если бы Господь отнял от нас Библию и сказал бы: «Я более не потревожу вас Своей книгой?»

Вы спрашиваете, что вам делать, если вам встретится текст, который вы не можете себе объяснить. Я благодарю Бога, что в этой книге есть такая высота, до которой я не могу подняться, и такая глубина, до которой я не могу спуститься; это делает для меня Библию еще неотразимее. Если бы я мог взять и прочесть эту книгу, как всякую другую, и понять ее с одного раза, я бы давно изверился в ней. Одно из убедительнейших доказательств ее божественного происхождения заключается в том, что самые глубокомысленные люди, изучавшие ее в продолжение 50 лет, должны были сознаться, что в ней есть глубина, для нас непостижимая. «Ни один из текстов не исчерпывается одним только толкованием, — сказал Сперджен, — цветы в саду Господнем цветут не только два раза, но семь раз и всегда с новым благоуханием».

Бог ниспослал на нас Духа Святого, чтобы наставить нас во всякой истине, и Он всегда готов открыть очи нашего понимания. Мы знаем, как иногда в делах житейских у нас открывается особенно ясное понимание.

В одном рассказе говорится о мальчике, родители которого отвезли его на зиму во Флориду. Вернувшись оттуда в свой город, он с отвращением вспоминал об этой стране. По его словам, это была скучная, однообразная и неинтересная страна. В следующие месяцы мальчик был поручен преподавателю, страстному любителю ботаники, сумевшему возбудить в мальчике живейший интерес к своему любимому предмету. Мальчик узнал об орхидеях и их странной жизни. Преподаватель повел его в теплицу, чтобы показать, как они растут.

— Настоящие орхидеи можно видеть во Флориде, — сказал учитель, — там они гораздо роскошнее, но и эти все же дают понятие о них.

Мальчик с удивлением взглянул на него:

— Я был во Флориде, — воскликнул он, — но никогда не замечал их там.

— Наверное, ты не обратил внимания на них, — сказал учитель, — но теперь они, конечно, не ускользнут от тебя.

Дух Святой всегда готов наставлять нас. Иногда проповедь или какая-нибудь книга вдруг осветят нам какую-либо непонятную истину в Библии и открывают такое применение ее к жизни, о котором мы и не подозревали до сих пор.

Однажды пришел ко мне мой знакомый с непонятным ему текстом и сказал:

— Что вы делаете с этим местом?

— Я ничего не делаю, — ответил я.

— Как же вы его понимаете?»

— Я его не понимаю.

— Как же вы его объясняете?

— Я его не объясняю.

— Что же вы делаете с ним?

— Я ничего не делаю.

— Значит, вы в него не верите?

— Нет, вполне верю.

Есть масса вещей, которых я не понимаю, но все-таки верю в них. Я понятия не имею о высшей математике, однако, верю в нее. Я не понимаю астрономии, но я верю в существование ее. Можете ли вы мне объяснить тот процесс, посредством которого из совершенно однородной пищи вырабатывается мясо, рыба, волосы, перья, копыта, когти — смотря по тому, какое животное ее употребляет? Некто самоуверенно сказал мне, что он никогда не верит в то, чего он не видел. Я спросил его: «А вы, милый мой, когда-либо видели собственный мозг?»

Доктор Тальмедж рассказывает, как он однажды приставал к своему профессору богословия с разными вопросами о тайнах Библии, пока тот не ответил ему следующее: «Мистер Тальмедж, вам придется допустить, что Бог знает некоторые вещи, совершенно недоступные вашему уму».

Один человек сказал неверующему: «Непонятное в Библии не мучит меня. Я читаю Библию подобно тому, как ем рыбу: когда мне попадается кость, я не стараюсь проглотить ее, а просто откладываю ее в сторону, и когда при чтении Библии встречаю непонятное место, я говорю: «это кость» и читаю дальше; но я не выбрасываю рыбы из-за того, что в ней есть кости, и я не перестаю читать Библию из-за того, что в ней встречаются непонятные для меня места».

Паскаль говорит: «Земную науку надо понять, чтобы ее полюбить, а божественную надо любить, чтобы ее понять». И в этом лежит причина неуспеха большей части критиков Библии. Рассудок у них не подчиняется сердцу.

Заметили ли вы, что именно те самые подробности Библии, которые особенно критикуются людьми — суть места, на которые ссылается Христос. Люди говорят: «Вы, конечно, не верите в историю Ноя и потопа?» Но ведь если я отрекусь от нее, я должен отречься и от Евангелия, и от учения Христа. Христос верил в историю Ноя и находил в ней связь со Своим Вторым пришествием: «Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:37). Люди говорят: «Вы, конечно, не верите в историю Лота и Содома?» Верю столько же, сколько верю в учение Иисуса Христа: «Как было и во дни Лота, так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лк. 17:28–30). Люди говорят: «Вы, конечно, не верите в историю о жене Лота?» Христос верил ей: «Вспоминайте жену Лотову» (Лк. 17:32). «Вы не верите в историю о том, что Израиль спасался, взирая на медного змея?» Христос верил ей и видел в змее прообраз креста: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но мел жизнь вечную» (Ин. 3:14–15). «Вы, конечно, не верите, что дети Израиля питались манной в пустыне?». — «Истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес» (Ин. 6:32).

Люди говорят: «Вы не верите, что люди пили воду, извлеченную из скалы?». Христос верил и учил этому. Люди говорят: «Вы не верите в историю Илии, которого кормила вдова?» Конечно, верю. Христос сказал: «Много вдов было в Израиле во дни Илии… и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лк. 4:25–26). Христос Сам ссылался на это и подтвердил это Своими словами. Сын Божий верил в это, а «слуга не выше господина своего» (Мф. 10:24).

Люди спрашивают: «Вы, конечно, не верите в историю Ионы и кита?» Я верю вполне. Несколько лет тому назад я знал человека, которого многие считали не здравым в вере и не позволяли ему проповедовать с кафедры. Я сказал им, что скоро узнаю, здрав ли он в вере или нет, и спросил его: «Верите ли вы, что кит проглотил Иону?» — «Да, верю»,- ответил он. — «Хорошо, — сказал я, — в таком случае взойдите на кафедру и говорите». Он взошел и проповедовал нам об Ионе.

В Евангелии от Матфея сказано, что люди два раза просили Иисуса показать им знамение, и Он сказал: «Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Лк. 11:29). Он сопоставил это событие с фактом Своего воскресения, и я искренно верю, что если мы отвергнем одно, то должны отвергнуть и другое.

По мере того как вы подвигаетесь по пути жизни, вы, может быть, имеете более друзей по ту сторону реки, чем по эту. Вы почерпнете не менее утешения из веры в воскресение мертвых, чем из всякой другой библейской истины. Христос не сомневался в подлинности этого повествования. Он говорил, что Его воскресение будет знамением, подобным тому, которое было послано ниневитянам. Воскресший Иона ходил по улицам Ниневии. Нужно предположить, что ниневитяне слышали о том, что Иона был брошен в море и поглощен китом. Я думаю, что сатана старается поселить в нас сомнение в этом событии для того, чтобы заставить нас сомневаться и в воскресении. Но современные философы сделали новое открытие. Они говорят, что глотка кита не шире кулака, и поэтому для кита представляется физической невозможностью проглотить человека. Но в книге Ионы говорится, что Господь повелел большому киту, чтобы он мог проглотить пророка. Разве Господь не мог сотворить достаточно большого кита, который мог бы проглотить его? Если Господь сотворил мир, то Он мог сотворить большого кита, способного проглотить миллион людей. Одна старушка сказала: «Разве Он не мог бы, если бы захотел, создать человека, способного поглотить кита?»

Недавно на одном и том же пароходе ехали в Европу несколько таких современных философов и один из моих шотландских друзей, хорошо знавший Библию. Они говорили о Библии, и один из них сказал:

— Я человек науки и поэтому сделал некоторые исследования над этой книгой; я выбрал некоторые из ее рассказов, рассмотрел их и признаю их неверными. Есть в Библии рассказ о том, что говорила Валаамова ослица. Я немало трудился, исследуя осла, и нашел, что устройство его рта не позволяет ему говорить.

Мой друг поднялся во весь рост и сказал:

— Ну, отлично, сударь, вы сотворите осла, а я уже научу его говорить.

Странная мысль, что Господь не может заставить говорить осла!

Но есть и другой разряд людей. Между ними очень модным считается говорить: «Да, я верю в Библию, но не в сверхъестественное в ней. Я верю в то, что согласуется с моим разумом». Они читают Библию с перочинным ножом, вырезывая то одно, то другое место, которое им не нравится. Если я имею право вырезать какую-нибудь часть Библии, то я не могу противиться тому, если кто из моих друзей вырежет другую часть, а еще кто-нибудь — третью и т. д. У вас получилась бы странная Библия, если бы каждый вырезал из нее то, что ему хочется. Всякий прелюбодей вырезал бы все места о прелюбодеянии, всякий лжец вырезал бы все места о лжи, пьяница вырезал бы то, что говорит против пьянства и т. д.

Один господин принес своему проповеднику Библию и сказал:

— Вот ваша Библия!

— Почему вы называете ее моею? — спросил проповедник.

— Я слушал ваши проповеди пять лет, и когда вы говорили о каком-нибудь месте в Библии, что оно недостоверно, я его вырезал.

Около трети Библии у него было вырезано: весь Иов, весь Екклесиаст, все Откровение и еще многое другое. Проповедник просил его оставить у него эту Библию, ибо он не желал, чтобы другие христиане видели ее, но господин сказал:

— О нет, я буду продолжать резать, пока не останется один переплет!

Он ушел и резал, пока не остался один переплет. Так будет и с вами, если вы поверите всему, что некоторые проповедуют, — у вас через несколько месяцев останется один лишь переплет.

Я часто говорил, что если я брошу Библию в огонь, то брошу ее всю сразу. Нечего пять лет ожидать того, что вы можете сделать в один раз. Никогда я не встречал такого человека, который, начиная отбрасывать Библию по частям, не отверг бы ее, наконец, всю. Я недавно говорил с проповедником, который сказал мне: «Я перестал говорить проповеди на другие тексты, кроме текстов из четырех Евангелий. Я бросил все послания и Ветхий Завет. Я не понимаю, почему бы и мне не обратиться к первоисточнику и проповедовать, как Павел. Я верю лишь в достоверность Евангелия». Спустя немного времени, он отверг все четыре Евангелия и вскоре совсем перестал проповедовать. Он отверг Библию, я Господь отверг его. Один пророк из Иудея был послан в город, чтобы предупредить там грешников. Ему было повелено не есть хлеб в стенах этого города. Он был введен в заблуждение одним старым пророком и не послушался повеления Божия. Старец сказал ему: «Ангел явился мне и приказал передать тебе, что ты можешь вернуться и есть со мною хлеб». Пророк, вопреки запрещению Божию, сделал это и был разорван львом (3Цар. 13 гл.). Если бы вам явился ангел и говорил не то, что написано в Библии, не верьте ему, ибо написано: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Думаете ли вы, что мы, более просвещенные, чем тот пророк, можем безнаказанно ослушаться слова Божия?

Чрезвычайно нелепо, если человек говорит, что он не желает иметь дела с сверхъестественным, что не хочет верить в непонятное Если вы будете отбрасывать сверхъестественное, вам лучше сразу сжечь всю Библию. Если вы отбросите сверхъестественное, вы откинете и Иисуса Христа, то есть вы откинете лучшую часть книги. Нет ни одной части в Библии, которая не учила бы о сверхъестественном.

В книге Бытия мы читаем, что Авраам пал на лицо свое, и Господь говорил с ним. Это сверхъестественно. Если этого не было, человек, написавший Бытие, написал ложь, и тогда надо отбросить книгу Бытия. В Исходе вы находите десять казней, постигших египтян. Если это неверно, то человек, написавший. Исход, лжец. В Левите сказано, что огонь истребил обоих сыновей Аарона. Это было сверхъестественное событие, а если его не было, то надо отбросить всю книгу.

В книге Чисел записан рассказ о медном змее. И так с каждой книгой Ветхого Завета; нег в нем ни одной части, в которой вы не нашли бы чего-нибудь сверхъестественного. В Евангелии больше, чем где-либо говорится о сверхъестественном в жизни Иисуса Христа, а человек только после всех книг отрекается и от Евангелия. За 500 лет до Р. X. архангел Гавриил возвестил Даниилу о рождении Спасителя. «Когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы» (Дан. 9:21).

Затем Гавриил является в Назарете к деве и объявляет ей, что она будет матерью Спасителя. «И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1:31).

Мы видим также, что ангел явился Захарии в храме и объявил ему, что он будет отцом Иоанна Крестителя, предтечи Мессии. Захария был поражен немотою на 9 месяцев за свое неверие.

После рождения Спасителя мы видим явление ангелов Вифлеемским пастухам. «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11).

Тот факт, что мудрецы видели звезду на востоке и последовали за ней, принадлежит тоже к области сверхъестественного. Сюда же надо отнести повеление бежать в Египет, которое Иосиф получил во сне, а также и тот факт, что Господь, двенадцати лет от роду, беседовал с учеными и был выше их по уму. Сверхъестественны также и обстоятельства, сопровождавшие Его крещение, когда раздался голос Божий с неба, говоривший: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф. 3:17).

Три с половиной года Христос ходил по улицам дорогам Палестины. Подумайте, как много чудес сотворил Он в эти годы! Раз Он говорит с прокаженным, и тот исцеляется. Другой раз Он приказывает морю, и оно Ему повинуется. Когда Он испустил дух, солнце не захотело в тот день освещать землю. Вековечная земля признала Его, сотряслась и заколебалась. Он порвал узы смерти и вышел из гробницы Иосифа, — это тоже сверхъестественно.

Кристмас Ивенс, знаменитый Валлийский проповедник, говорит: «Многие реформы умирают вместе со своим реформатором, но этот Реформатор живет вечно и проводит Свои реформы». Слава Богу, мы не поклоняемся умершему еврею! Если бы мы такому поклонялись, мы бы не оживотворились и не получили бы новой вечной жизни для души. Я благодарю Бога, что наш Спаситель — Спаситель сверхъестественный, и что Библия — сверхъестественная книга. Благодарю также за то, что живу в такой свободной стране, где все люди могут читать эту книгу.

Иные думают, что мы заблуждаемся, что вся наша вера — одно лишь воображение. В таком случае — это благотворное заблуждение, не правда ли? Оно продолжается у меня уже 30 или 40 лет, и я думаю, что оно будет длиться, пока я живу и пока не перейду в другой мир. Кто-то, читая о Павле, сказал, что он был сумасшедший. «В таком случае, — возразили ему, — у него был хороший хранитель на его пути и хороший приют под конец его жизни». Как бы мне хотелось, чтобы было побольше таких безумных людей, каким был Павел.

Когда Павел писал Тимофею, что все Писание было написано по вдохновению Божию и нам душеспасительно, он как бы говорит: «Верите ли вы, что все Писание написано по вдохновению?» — «Да, каждое слово, но я не верю в то, что все слова и действия, упоминаемые в нем, богодухновенны. Например, когда дьявол говорил ложь, он не был к этому вдохновлен; и злой человек, подобный Ахаву, тоже не был вдохновлен к своим словам, но был некто, кто по повелению Божию писал об этом, и таким образом все Писание стало богодухновенным и спасительным для нас».

«Высшее доказательство неопровержимости Писания, — сказал доктор А. Гордон, — это практическое применение его в жизни, где мы убеждаемся в его истинности. Как государственная монета всегда стоит столько, сколько на ней обозначено, так и пророчества и обещания Священного Писания всегда доказывали свою истинность тем людям, которые искали ее. Если это и не всегда наблюдалось, то, вероятно, потому, что они еще не исполнились».

Один человек спросил новообращенного:

— Как можете вы доказать, что Библия богодухновенна?

Он ответил:

— Потому что она меня вдохновляет.

Я думаю, это довольно убедительное доказательство. Дайте доступ слову Божию в ваше сердце, и оно несомненно вдохновит вас, ибо на то оно и послано.

Д. Муди

ОТ РЕДАКЦИИ

Статья «Постижение Истины» принадлежит перу знаменитого проповедника Д. Муди. Я не собираюсь дополнять статью новыми подтверждениями истинности Божественного откровения, но мне вспомнился эпизод из моей очень короткой педагогической практики, который подтверждает слова Христа: «Ищущий находит и стучащему отворят».

В моем классе был ученик, которого все называли всезнайкой. Его излюбленным выражением было: «Это я знаю...» Он был способным учеником, но его самомнение и всезнайство к концу учебного года испортили его репутацию, и он оказался в числе отстающих учеников. И тут же я вспомнил одну ученицу, которая по болезни пропустила несколько месяцев занятий. Как она старалась наверстать упущенное! С большой радостью я старался помочь этой ученице усвоить пропущенный материал. К концу года она была отличницей.

Так бывает и в постижении истины. Тот, кто говорит, что он уже достиг, он все знает — на самом деле не знает самого главного: постижение Божественной истины бесконечно», как бесконечен в Своей сущности и Своей любви Бог.

Где есть желание знать больше, понимать глубже и шире, там Господь идет навстречу, и сокрытое становится открытым. И самое важное: применяй свои знания в жизни, делись своими познаниями с другими. В этом наш духовный рост.

Архив