+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 5, 1983 г.

Во что мы верим

И. В. Каргель

ДОГМАТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ И. В. КАРГЕЛЯ

БЕСЕДА ПЕРВАЯ

Начиная догматические беседы о нашем вероучении, я хочу прежде всего подчеркнуть, что мы не поймем ни одной библейской истины, не приблизившись к Богу. Он Альфа и Омега, начало и конец. Он — Автор Библии, Он наполняет Собой весь мир и небеса. На все наши вопросы — откуда, как и когда? — мы имеем один ответ: Бог. Первая начальная и фундаментальная истина — это Он, описанный в Библии, открывающий Себя в природе.

Священное Писание не дает нам полного описания о Боге, но мы встречаем Его на каждой странице Священной Книги, на каждом шагу в этом мире, если только наши глаза открыты. Бог открывается нам по мере света, проникающего в душу, по мере нашего желания познать Его, по мере нашей отдачи Ему.

Бог многоразлично открывался человеку: непосредственно, через свидетельство, через Свое Слово, через видимое и невидимое творение, через управление вселенной, через руководство народами и каждым отдельным человеком.

Больше и ближе мы можем познать Бога через собственное откровение, которым Он открывается нам в Сыне Его Иисусе Христе.

«В последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил» (Евр. 1:2). В образе Сына мы имеем живое, последнее Слово Бога, самое драгоценное. Высшее откровение мы получаем через Духа Святого, а поэтому человек должен быть в правильном отношении к Нему, чтобы Он говорил не извне, а в нас самих. «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит нас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам (Ин. 16:13).

Он, т. е. Дух Святой, наставляет нас на всякую истину. Он прославляет Христа, проницает все глубины Божий. Чтобы познать Бога, нужно посвятить Ему всю свою жизнь.

На сущность Бога самый яркий свет проливает Новый Завет. Новый Завет говорит о Боге в четырех направлениях: Бог есть Дух, Бог есть Свет, Бог есть Любовь и Бог есть Огонь пожирающий. Остановимся на этих определениях.

БОГ ЕСТЬ ДУХ. Это определение мы находим в Евангелии от Иоанна 4:24. Так сказал Христос. Как Дух, Он невидимое существо. Это в корне опровергает все попытки изображать Бога в каком бы то ни было виде. В Его существе нет материи, нет формы, «ибо дух плоти и костей не имеет» (Лк. 24:39). Так сказал воскресший Христос. Он невидим, неосязаем. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).

Мы не можем представить существо невидимое, без тела, оно растворяется как бы в ничто. Господь выше всяких представлений. Никакое существо не может Его представить и не должно. Но Бог дает Себя познавать и обнаруживать через Его творение и видимое действие. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1:20).

Бог при угодном Ему желании открывался в некоторых видах. Аврааму Он открылся в виде трех странников. Бог открывался также и Исааку. Дух Святой сходил на Христа в виде голубя (Мф. 3:16).

Бог — существо неограниченное никем и ничем. «Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца» (Мф. 11:27). «Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор. 2:11). Только Дух Божий может подвести нас к откровению божественной истины и Самого Бога. Ангелы — духи, они стоят выше всяких творений. Когда Иисус стал Человеком, Он был унижен даже пред ангелами.

Как жалок тот, кто думает, что он уже познал Бога и может судить о Нем. Как можно показать Бога, если мы не можем показать мыслей нашего друга, пока он не откроет их нам? Всем нужно божественное откровение.

Как радостно сознавать, что Бог желает открыть Себя людям, каждому человеку. Иначе апостол Павел не мог бы сказать: «Мы Им живем и существуем» (Деян. 17:28) Мир может искать Бога и не найти (если побуждения эгоистичные), а мы можем иметь общение с Отцом и Сыном через Духа Святого.

Божии свидетельства о Его любви и милосердии бесчисленны. В день Пятидесятницы все исполнились Духом Святым, и апостол Петр говорит: «Бог изольет Духа на всякую плоть» (Деян. 2:17). И в Ветхом Завете Бог говорил: «Ибо я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее» (Ис. 44:3).

Воскресший Иисус Христос вдунул Дух в Своих учеников, и они исполнились Святого Духа» (Деян. 2:4) «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1Кор. 6:17). Мы должны быть участниками Божеского естества (2Пет. 1:4), «исполниться всей полнотою Божиею» (Еф. 3:19). И только в личном общении с Ним мы можем познавать Его. Он — Иегова, Сущий, всегда был, есть и грядет, неизменный, в нем нет тени перемены (Иак. 1:17). Он — Единый без начала и конца: идем назад — Он был, идем вперед — не увидим конца (Пс. 89:3). Все времена пред Ним — одно мгновение.

БЕСЕДА ВТОРАЯ

Бог един, но в Своих откровениях Он открывает Себя в различных совершенствах, а также в трех личностях. Соответственно Его откровениям мы поклоняемся Ему, как триединому Богу: Отцу, Сыну и Духу Святому. Так учит нас Священное Писание.

Уже читая первую строку Священного Писания, Бог является нам во множественном числе. «Вначале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1), где глагол «сотворил» единственного числа, а слово Бог — «ЕЛОИМ» — стоит во множественном числе.

В Ветхом Завете имя Бога повторяется во множественном числе 250 раз. В Новом Завете мы видим Бога в трех лицах. Апостол Павел писал: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2Кор. 13:13).

Сын Божий тоже является Творцом: «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3). Он — Слово, через которое Бог все создал. Все создано Христом на небе и на земле, видимое и невидимое, все Им и для Него (Кол. 1:16; Евр. 1:2). Итак, мы везде видим триединого Бога. Здесь нельзя подразумевать, что это только оборот речи, но Бог так говорит только там, где Он желает выделить Святую Троицу.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему (Быт. 1:26). Как радостно, что вся Святая Троица принимает участие в творении человека, тогда как животные созданы совершенно иначе. Во 2-й главе Книги Бытие, в стихе 18-м, второй раз повторяется слово «сотворим». Боясь думать о Боге во множественном числе, еврейские раввины говорят, что для акта творения Бог приглашал ангелов. Но ведь ни один ангел никогда не создал ни одной пылинки. Сердце наше не может принять, что Бог в сотрудничестве с ангелами сотворил венец творения — человека. В таком случае мы были бы сотворены по образу Бога и ангелов. Тех, кого Бог приглашает, стоят на одной высоте с Богом, а ведь ни один ангел не равен Богу. И после акта творения Бог повторил снова, что Он сотворил мужчину и женщину по образу Божию. Здесь нет даже намека на какой-нибудь другой образ.

Раввины говорят, что человек был образован ангелами из глины, а Бог вдохнул в него дух Свой, но во 2-й главе Бытия, в 7-м стихе. Бог говорит, что и то, и другое Он создал Сам. Из Писания видим, что в акте творения человека участвовала Святая Троица. Уже после грехопадения человека Бог говорит в Библии во множественном числе: «Вот Адам стал как один из Нас» (Быт. 3:22). И в 11 главе Господь снова говорит: «Сойдем и смешаем язык их».

В Книге пророка Исаии мы видим Господа, сидящим на престоле, и края риз Его наполняли весь храм. Когда пророк был очищен, он услышал голос, зовущий добровольцев: «Кто пойдет для нас?» Опять Бог говорит во множественном числе. Новый Завет подтверждает видение Исаии о триедином Боге.

В Деяниях Апостолов мы читаем о том, как апостол Павел излагал евреям путь спасения, убеждал их, что Иисус Христос есть Сын Божий и говорил: «Хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию, что слухом услышите и не уразумеете» (Деян. 8:23–26). Исаия видел Бога Отца, Сына и Святого Духа, но видел не их сущность, ибо Бога никто не может увидеть и остаться жив, но видел Его символические очертания. «Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его (Ис. 8:16). Первый говорящий посылается Богом и Духом Его.

Представление о триедином Боге мы получаем уже из Ветхого Завета.

Пророк Исаия говорит о Христе, Сыне Человеческом, как о Боге крепком. Отце вечности, Князе мира. Советнике и т. д. Говоря о Вифлееме, Бог указывает, что из Вифлеема произойдет Тот, Кто есть от начала. А в Новом Завете свидетельство о Святой Троице мы имеем на каждой странице. Дух Святой сходит на Иисуса, и мы слышим говорящего Отца. Мы также имеем завещание Христа идти проповедовать и крестить во имя Отца, и Сына и Духа Святого.

«БОГ ЕСТЬ СВЕТ» (1Ин. 1:5).

Мы, люди, сидим во тьме и тени смертной, и сами по себе мы есть тьма. Бог — истинный свет, а не мерцание. Даже о просвещенных христианах апостол Павел пишет: «Мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» и только тогда узнаем Его, когда увидим лицом к лицу. Мы даже естественный свет, его природу не знаем, хотя живем в этом физическом свете. Но Бог есть свет истинный, как сказано: «Взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал. 4:2).

Какое море света излучает солнце, сотворенное Им. Оно освещает не только землю, но сотни тысяч других планет. Кто держит их? Мы не можем себе Его даже представить. А что же можем сказать о Первоисточнике света?! Естественный свет от спички разгоняет тьму, но как кончится спичка кончится и свет. Но не так с нашим Богом. Он бесконечный свет. Он свет в силе Его славы, свет во веки веков. А славу Бога мы видеть не можем.

Бог показал Моисею многое, кроме Своей славы (Исх. 33), иначе Моисей должен был бы сразу умереть. Маленький Божий луч ослепил Савла, а Иоанн упал, как мертвый. Он единый, обитающий в неприступном свете (1Тим. 6:16).

Где Бог, там свет, там неизменная красота. Дайте Господу вселиться в ваше сердце, и зло убежит, тьма скроется. Господний свет способствует духовному росту, растит духовные плоды. Даже в глубине земли, на дне океанов при известных условиях есть жизнь, производимая светом. Там, где нет этих условий, нет и жизни. На Луне нет жизни, потому что там нет влаги и нет атмосферы. Господний же свет всегда создает необходимые условия для жизни.

«БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ (1Ин. 4:8–16). Любовь не является одним из качеств или совершенств Бога. Он весь есть любовь. Но любовь требует объекта, на который она могла бы излиться. На кого же изливалась любовь, когда Бог был один? Любовь Отца изливалась на Сына и любовь Сына на Отца. А Дух Отца и Сына — любовь.

Из Своей необъятной любви Бог сотворил все создания, начиная от ангелов до последнего растения.

Прочувствовать Божию любовь и увидеть ее можно только тогда, когда человек откроет Ему свое сердце.

«Любовью вечною Я возлюбил тебя» (Иер. 31:3), — говорит Господь. Мы можем сказать, что тогда, когда еще ничего не существовало, сердце Бога уже билось любовью к человеку. В человеке нет любви, и любовь не дается, как отвлеченное от Бога качество, но только при слиянии с Ним человек может иметь эту любовь. Напрасно люди говорят о Боге, не имея Его любви в своем сердце. Миллионы религиозных людей остаются всю жизнь без Бога и умирают в таком состоянии только потому, что не имели Божьей любви в сердце, хотя знания о Боге у них могли быть.

Каждый христианин должен тщательно проверять свое состояние: если нет духа прощения, знай, что в сердце твоем нет Бога. Мы говорим, что Бог есть любовь, потому что Он прощает, а потому прощенный Богом обязан прощать других.

БОГ — ОГОНЬ ПОЯДАЮЩИЙ

Священное Писание свидетельствует: «Он — огонь поядающий» (Втор. 4:24; 9:3; Ис. 10:17; Евр. 12:29). Как понимать это определение?

Боги язычников — несовершенны, прах и пепел. Наш Бог свят. Кто устоит перед Ним? Никто. Все то, что против Его природы. Он сжигает, как «огонь поядающий». Любовь и свет привлекают, а огонь не допускает. «Устрашились грешники на Сионе» (Ис. 3:14). Господь — страх для грешников, противящихся Его воле и угроза для всех нечестивых.

Но как же может человек приблизиться к такому Богу? Бог не может стать на нашу почву, но мы можем и должны стать на Его почву чистоты и святости. Так Синай был огражден чертой, чтобы никто не прикасался, чтобы не умереть. Но наш Спаситель Иисус Христос принял человеческую плоть и был «поядаем» огнем Божьим, чтобы мы могли верою в Него очиститься и приблизиться к Нему. Не будучи очищенными благодатною кровью Иисуса Христа, мы не можем приблизиться к Богу.

Архив