+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 5, 1983 г.

Застарелая болезнь

В. Ф. Марцинковский

Неблагодарность — застарелая болезнь, которой подвержено все человечество. И еще печальнее то, что эта застарелая болезнь проникает и в среду верующих.

«Блаженнее давать, чем брать», ибо в первом мы уподобляемся Богу, «дающему всем просто и без упреков». Благороднее благодарить, чем просить и получать. Не велико дело просить и смиряться перед человеком, когда мы в нужде. Но вот, когда мы получили просимое и уже больше не нуждаемся в помощи данного человека, тогда, оказывая ему благодарность, мы обнаруживаем благородство духа и этим бескорыстным поступком мы воспитываем в себе возвышенный характер. В свое время я был потрясен, когда читал о том, как дикари Африки отблагодарили Ливингстона за его евангельское служение в их стране: после его смерти они на руках несли тысячи верст его смертные останки, чтобы погрузить их на пароход, который должен был отвести их на его родину, в Англию (где они и покоятся в Вестминстерском аббатстве). Просящий искренно от Бога получает. И все мы имеем этот радостный опыт. Но много ли мы благодарили? И если благодарим, то как? Лишь устами, в храме, на собрании, как фарисей: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие... пощусь два раза в неделю, даю десятую часть…» Собственно, он восторгался не Богом, а собой, и, в сущности, не благодарил, а предъявлял счет своих заслуг и расходов, по-видимому, ожидая благодарности от самого Неба за свои добродетели. Неблагодарность — признак корыстной, низменной души. Как неприятно видеть человека, который вчера кланялся и унижался перед кем-либо, а сегодня, получив просимое и уже не заинтересованный в его помощи, даже не подаст ему руку! Как больно бывает нам, когда мы в ответ на сделанное нами добро не встречаем признательности!

Христос испытал и эту горечь со стороны человека. Вспомним хотя бы историю исцеления прокаженных. Как тяжко страдали эти несчастные, пораженные неизлечимой болезнью, отверженные! В 1930 году случилось мне жить в Иерусалиме при доме прокаженных более месяца. Там я мог ежедневно видеть эти получеловеческие существа с лицами, обезображенными страшными ранами. От разъедающей злокачественной язвы у человека отпадают части тела — нос, пальцы, целые руки. Еще не нашли средства для излечения этой ужасной болезни. Их остается лишь изолировать в особые дома, чтобы облегчить их плачевную жизнь и помешать болезни распространяться. В Париже я видел в знаменитом музее (Лувр) картину художника Граса: «Наполеон в Яффе». Перед нами великий завоеватель, властелин Европы. К нему бросаются прокаженные в лохмотьях, с отчаянием на искаженных лицах. Наполеон смотрит на этих жалких людей с благородным участием в лице — но, — увы! помочь им он не в силах.

Десять таких неизлечимых больных обратились некогда в одном селении, между Самарией и Галилеей, ко Христу с воплем: «Иисус Наставник, помилуй нас!» И Он повелел им пойти показаться священникам, согласно Моисееву закону. «И когда они пошли, очистились». Подумайте, какое счастье наполнило их сердце! Они здоровы! Они, как все люди! От этой ненавистной, противной болезни нет и следа. И что же? Это счастье так опьянило их, что они и не подумали воздать благодарение Тому, Кто исцелил их. Лишь один из них, «видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его; и это был самарянин». Это вызвало слова Христа: «Не десять ли очистились? Где же девять? Как же они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» И вот как Он награждает самарянина за его благородство. Он ободряет его и свидетельствует ему не только об исцелении, но и о полном спасении: «Вера твоя спасла тебя». Те же, кто воспользовался лишь телесным исцелением, остались еще не спасенными грешниками, свободными только от внешней язвы, от следствия греха, но не от самого греха, о наличности которого лучше всего свидетельствует дух неблагодарности. Друг, Брат и Сестра! Давайте проверим себя в свете, этого факта. Не относимся ли и мы к числу этих девяти неблагодарных? Подумайте: Христос исцелил нас от проказы греха, от вечной гибели, простил, очистил, освободил. И какою ценою? Он ведь не послал лишь нас показаться священникам, но Сам пошел за нас на крест, чтобы ранами Его мы исцелились. «Я это сделал для тебя, а что ты сделал для Меня?» Какую же благодарность воздадим мы Ему за это? Чем? Когда? Может быть, раз в неделю, на «молитвенном собрании»? Да и там, как часто приходится поставить вопрос: «Не десять ли очистились? Где же девять?» Ибо, поистине, во многих общинах лишь десятая часть приходит на эти собрания, и из них все ли благодарят? Спросим себя: что христианин должен делать всегда? Апостол Павел пишет: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1Фес. 5:16–17).

Заметим, что эти три завета неразрывно связаны друг с другом, ибо нельзя верующему радоваться, не благодаря Бога, и нельзя благодарить, не молясь. И вот, как должен каждый человек дышать, так христианин должен всегда, за все благодарить

Украинский мудрец Григорий Сковорода, избравший добровольную бедность ради Христа, сидел однажды в раздумьи. Его спросили: «Что ты делаешь, Григорий?» — «Учусь быть благодарным», — ответил он.

В семье одного бедного ткача не было хлеба в доме. Пришло время обедать, а на столе стоял лишь кувшин с водой. Хозяин встал и вместе с семьей поблагодарил и за этот дар Божий и за сохранение жизни. Лишь только он сказал «аминь», постучались в дверь. Вошел незнакомый человек и, положив большой мешок посреди комнаты, удалился. В мешке оказались съестные припасы.

Люди, не жившие верою, примут эту историю за сказку. Впоследствии эта загадочная история объяснилась. Оказывается, что в тот же день богатая владелица соседнего замка праздновала свое рождение. Ей пришло на мысль послать своего слугу с подарками для бедных. Она дала ему при этом оригинальное поручение. «Сядь на лошадь и отдай эти продукты в том доме, около которого лошадь остановится сама». И вот животное остановилось именно у дома ткача.

Про гостеприимного Авраама сохранилась следующая легенда. Однажды, после щедрого угощения, он сказал своим многочисленным гостям: «Все, кто не поблагодарил Бога за эту пищу, пусть уплатят мне мои расходы. А те, кто благодарил, ели на счет Бога: Он и воздаст мне за них».

Благодарение — великая тайна творческой силы. Благодарением Христос умножил пять хлебов, так что мог насытить пять тысяч.

Самая Вечеря Господня, это теснейшее общение с Богом во Христе, значит не что иное, как благодарение. По-гречески она называется Евхаристия, что значит благодарение — за величайший дар, за жертву Божественной Любви, принесенную на Голгофе. Во время Тайной Вечери «Христос взял хлеб и, благодарив, преломил…»

Теперь перейдем к практическому вопросу: как нам благодарить за неизреченный дар Его, за Него Самого, за все?

Прежде всего, будем стремиться к тому, чтобы иметь дух благодарения в нашем сердце. Тогда Он выразится и в нашей молитве. Наше благодарение в молитве будет определенно. Неопределенное прошение не приносит определенного ответа, и неопределенное благодарение бессодержательно.

Если есть дух благодарения в сердце, то он отразится и на нашем лице. Уныние, угрюмость, недовольство обнаруживает отсутствие благодарения в нашем сердце.

И речь наша должна отразить этот же высокий дух. В ней не будет места жалобам и нареканиям.

Дух благодарения неизбежно отразится и в нашем материальном служении деньгами, трудом и т. п. «Деньги это самое малое, что мы можем дать».

И если рука наша сжимается при подаянии, пожертвовании на дело Божие, то это ни что иное, как болезненные спазмы сердца, не столько признак малого кармана, сколько узкого сердца.

Христиане приносят в Новом Завете два рода жертв: «жертву хвалы» и «благодарения». «Таковые жертвы благоугодны Богу».

Чувство благодарности пробуждается воспоминанием об испытанном нами добре. Если бы мы лучше помнили пережитые нами благословения, у нас не было бы времени для жалоб и ропота. Но мы очень забывчивы в этом отношении. Забывчивость — это наша застарелая болезнь. Поэтому псалмопевец говорит к своей душе: «Не забывай всех благодеяний Его». Поэтому Христос установил Евхаристию, сказав: «Сие творите в Мое воспоминание», ибо воспоминание о Нем, о Его благом даре, рождает благодарение.

Благодарность — это благородство характера, это — плод Духа Святого.

Господи, дай нам благодарные сердца!

Архив